Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 августа 2019
Фактор Проливов

Фактор Проливов

Что нам делать, если Турция перекроет Босфор и Дарданеллы
Игорь Валентинов
14.12.2015
Фактор Проливов

Маршрут из черноморских портов России через турецкие (черноморские) проливы Босфор и Дарданеллы является одним из основных для экспорта российской и казахстанской нефти. Ежегодно этим путем, ведущим в Эгейское море, Средиземноморье и к Суэцкому каналу, перевозится 70-80 млн тонн нефти и нефтепродуктов, то есть не менее трети общего объема российского экспорта углеводородов. И в случае, если, допустим, Турция в нарушение Конвенции Монтрё решится перекрыть Проливы, то в короткие сроки перенаправить эти потоки будет непросто. Однако такие возможности есть.

Еще в конце 1960-х были достигнуты советско-турецкие договоренности об увеличении советского нефтеэкспортного потока именно через Босфор и Дарданеллы. Поэтому перекачка нефти по трубопроводной системе «Дружба» (РСФСР-Белоруссия-Украина с ветками в Польшу, ГДР, Венгрию, Чехословакию, Хорватию), действующей с середины 1960 гг., увеличивалась медленнее, чем перевозки через Проливы. Доля этих перевозок к середине 1980-х превысила 40%. В дальнейшем в РФ были реализованы трубопроводные проекты к портам Финского залива; увеличилась мощность ряда участков «Дружбы». Это позволило немного уменьшить значение Проливов, но всё равно черноморская артерия по-прежнему остается среди важнейших нефтеэкспортных маршрутов. Заметим, что из Новороссийска этим путем экспортируется также азербайджанская и туркменская нефть. Так что у Турции соблазн использовать фактор Проливов для политического давления на Россию существует.

Но, согласно международной Конвенции Монтрё, подписанной в 1936 г., за торговыми судами всех стран сохраняется свобода прохода через Проливы, как в мирное, так и в военное время.

Лишь режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Вместе с тем, в случае участия Турции в войне, а также, если Анкара посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через Проливы любых военных судов. А во время войны, в которой Турция не участвует, Проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Именно это положение, как опасаются некоторые российские эксперты, позволяет Анкаре в любой момент закрыть проход российским кораблям из Чёрного в Средиземное море.

Еще в середине 1990-х Турция, напомню, чинила препятствия для танкеров, следовавших через проливы из Новороссийска и Туапсе.

Дескать, эти суда ухудшают экологическую ситуацию из-за протечек нефти или не соответствуют установленным для прохода через Проливы техническим габаритам и т.п. По оценкам Минтранса РФ и Союза российских судовладельцев, эти меры обошлись России минимум в 500 млн долл.

В тот же период строился трубопровод из Азербайджана к турецкому порту Джейхан через Грузию и юго-восточную Турцию, то есть в обход России и черноморских проливов. Показательно, что после завершения строительства основной части маршрута в начале 2000-х претензии к судам, следовавшим через Проливы из российских портов, прекратились. Если же снова возникнут аналогичные или более сложные проблемы, то транспортируемая этим путем нефть, по прогнозам «Транснефти», Минэнерго РФ и ряда других источников, может быть перенаправлена на действующие трубопроводные маршруты в страны Восточной Европы и к портам Финского залива.

Могут быть также реализованы замороженные еще в 1970-х - 1990-х проекты нефтепроводов из РФ через Белоруссию, Венгрию и Сербию к портам Словении, Греции и Черногории.

Именно такие варианты имел в виду заместитель директора Департамента международного сотрудничества Минэнерго РФ Александр Абрамов в своем недавнем выступлении на экспертном совете Минэнерго и «Транснефти», когда сказал: «...совместно прорабатываются вопросы маршрутов, обходящих черноморские проливы: хотя некоторые проекты по экономическим и политическим причинам осуществлены не были, активная работа по ним продолжается».

Отметим, пока нет достаточных оснований полагать, что Турция решится нарушить международные правила грузового (и военного) судоходства через Проливы. Но в любом случае зависимость от этого маршрута нужно, по возможности, уменьшить. Тем более, что напряжение в российско-турецких отношениях не снижается.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
кузя
04.02.2016 14:51
развалить турцию вместе с греками,армянами,курдами,грузинами возвратить земли соответствующим странам, заливы объявить свободными для черноморских стран
------------------------
Дурак такое написать мог.
А умное решение это отдать проливы Ротенбергам чтобы установять судоходный ПЛАТОН.
лернак
03.02.2016 14:21
развалить турцию вместе с греками,армянами,курдами,грузинами возвратить земли соответствующим странам, заливы объявить свободными для черноморских стран
Александр Мясникян-Lajma
24.12.2015 11:00
по громыковски, что-ли?....
Lajma
23.12.2015 2:04
Расширить пролив...
Ставр
18.12.2015 5:51
В Первую мировую русский линкор черноморского флота "Императрица Мария", не имевший в то время аналогов в мире по боевой мощи, мало того, что разогнал корабли противника по гаваням, так подходил к Стамбулу и с дистанции 35 км спокойно его обстреливал из главного калибра 14 дюймов! А турки не могли его достать, так что пример наглядный имеется!
var
17.12.2015 17:13
ortodox пришёл за тем, чтобы ему наконец разъяснили каким образом один малоизвестный австрийский художник способствовал установлению мира на южных границах Союза?
ortodox
17.12.2015 15:30
var 16.12.2015 10:48
Именно поэтому необходимо расследовать законность приобретения Гибралтара...конечно же выплаты компенсаций..... |||

Как говаривал О. Бендер-  "Советую обратиться в лигу наций или в лигу сексуальных реформ". Ждите. Вам там помогут и выплатят.....
Анатолий Поляков
16.12.2015 11:28
"Что нам делать, если Турция перекроет Босфор и Дарданеллы"

Уподобляться Петру с его "потешным" флотом...
var
16.12.2015 10:48
Именно поэтому необходимо расследовать законность приобретения Гибралтара, примерно наказать захватчика и повесить на него дань. Т.е. конечно же выплаты компенсаций причинённого ущерба.
Викентий
16.12.2015 4:46
В тот-то и дело, что Турция прямо или косвенно "финансировала" - с начала 60-х годов - консервацию обходных советских нефтепроводных проектов. Турция с США приложили руку и  к срыву проекта судох. канала Каспий-Персидский  Залив, оговоренного Косыгиным с Шахиншахом М.Р.Пехлеви в начале  1970-х...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».