Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2024

Чужая родня

На Украине столкнулись два цивилизационных проекта: политический - Унии и православный - Русского мира
Валерий Панов
16.12.2010
Чужая родня

«Я себя так вот спрашиваю, ну какой мне брат Иван Грозный или Петр І, или Екатерина ІІ, или даже нынешние Медведев или Путин? Ну, какие они мне братья? Они соседи… Тем более, если вспомнить, что они на протяжении веков действовали против нашего народа. Твердить о «едином народе» – очень и очень, так сказать, натягивать действительность, это как-то даже смешно звучит», - подчеркнул в обширном интервью крупнейшему информагентству УНИАН глава украинской греко-католической церкви кардинал Любомир Гузар (на фото).

Подчеркнул с особой силой, отвечая на ремарку корреспондента о том, что «Владимир Гундяев (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл), когда приезжает в Украину, любит рассказывать, что мы с россиянами «единый народ». Для большинства украинских журналистов, заметим, стало признаком хорошего патриотического тона отзываться о Патриархе Кирилле уничижительно, о русском православии в целом - тоже, но пусть это останется на их измученной «национально-сознательными» терзаниями совести, да и речь, собственно, о другом.

Греко-католики никогда особой приязни к православной церкви не испытывали. И – соответственно, наоборот. Как о наболевшем для всего малоросского народа, Тарас Шевченко, памятники которому как символу «нэзалэжности» униаты расставили по всей Западной Украине, писал: «В церкву не пускають!//Як та галич поле криє,//Ляхи, уніяти//Налітають - нема кому//Порадоньки дати». В вольном переводе это может звучать так: «В церковь не пускают!//Как воронье поле покрывает//Ляхи, униаты//Налетают – и некому нам помочь». Великая нелюбовь к греко-католикам живет в памяти украинского народа еще с тех пор, когда в 1596 г. была образована Уния и потом униаты вкупе с католиками огнем и мечом утверждали главенство Ватикана на исконно православных территориях Галиции и Малороссии, а Папа Урбан VI патетически взывал «к городу и миру»: «О, мои русины! Через вас-то я надеюсь достигнуть Востока».

Однако за минувшие столетия греко-католическая церковь смогла утвердиться только в трех западноукраинских областях - Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской. По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 г., общая численность «вірних» УГКЦ составляет 4 млн. 284 тыс. человек. В сравнении с тем, что из 46-миллионного населения Украины более 70% относят себя к православным, это, конечно, не много. Но кардинал Гузар делает заявления не от себя лично, а от имени всей своей паствы, и любые его высказывания такого рода надо воспринимать серьезно. Тем более что экспансионистские устремления греко-католиков на Восток заметно активизировались в смутные времена правления «цветного» режима Виктора Ющенко и при его личной поддержке. Большой униатский храм был построен в Виннице, по городам и весям центра и востока страны разбросана масса церквушек для малого числа прихожан (эдакие агитпропцентры!), в Одессе разгорается грандиозный скандал из-за противодействия намерению греко-католиков построить храм и тем самым утвердить свое присутствие на юге Украины.

На западе ситуация иная. Начиная с 2000 г. народные депутаты от праворадикальных партий Галиции, многие органы местного самоуправления, наконец, сама греко-католическая церковь добиваются от Ватикана признания за кардиналом Гузаром патриаршего достоинства. Примечательно, что с января 2001 г. предстоятель греко-католической церкви стал именоваться верховным архиепископом Киево-Галицким, ранее «титл» был скромнее - митрополит Галицкий верховный архиепископ Львовский.

Кафедра главы униатской церкви была символично перенесена из Львова в Киев. «Пять лет тому назад, в 2005 году, я не переехал в Киев, а я вернулся сюда после двухсотлетнего отсутствия», - говорит сейчас кардинал Гузар.

Так долго, увы, даже униатские кардиналы не живут, но имеется в виду, конечно же, преемственность в церковной политике. На прошедшем недавно в Киеве Конгрессе мирян Центральной, Восточной и Южной Украины украинской греко-католической церкви было заявлено: «… важно помнить, что российские Церкви – как Российская Православная, так и Российская Греко-Католическая – являются дочерними Церквями для УГКЦ, а потому мы ответственны за духовную жизнь наших младших братьев». В общем, все тот же Drang nach Osten только под несколько видоизмененным соусом. Не случайно Любомир Гузар несколько лет подряд настойчиво повторяет одну и ту же фразу: «Существует такое понятие, что украинец или русский должен быть православным и принадлежать к православной Церкви. А тут у нас украинцы – православные католики... мы – настоящие украинцы, любим свою страну, но пребываем в единении с Римской Апостольской Столицей, то есть с преемником святого апостола Петра Папой Римским». Не следует ли это понимать еще и так, что вся греко-католическая парафия находится, таким образом, и под юрисдикцией государства Ватикан?

К украинцам, тем более, к «настоящим» униаты-галичане имеют весьма отдаленное отношение, но в первую очередь – сам кардинал и большинство высшего униатского клира, воспитанное и обученное в канадской и американской диаспорах, как и все предыдущие поколения униатских «пастырей». Имея, следовательно, четкую и логичную связь с прозападным, точнее, антироссийским, курсом Ватикана, греко-католическая церковь давно превратилась в идеологический инструмент, предназначенный для регулярного раздражения России и противодействия Русской православной церкви. Вполне понятно, почему идеи Патриарха Кирилла о Русском мире воспринимаются униатами с особой враждебностью.

Суть идеи тогда еще митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл сконцентрировал в слогане «Россия, Украина и Беларусь – это и есть Святая Русь».

Слоган был многократно озвучен на разных мероприятиях в Киеве в 2008 г. Потом к Русскому миру была причислена Молдова, а пару месяцев тому назад Патриарх Кирилл заметил, что к пространству Святой Руси, а значит, и Русского мира следует относить также и Казахстан. Многие русские мыслители прошлого и настоящего немало сделали для развития этой удивительно христианской идеи, но только сегодня можно, наконец, говорить уже не только о концепции Русского мира, но и начале ее практической реализации. Слова Патриарха Кирилла о том, что «теперь же исторические условия благоприятствуют тому, чтобы Киев вновь стал одним из важнейших политических и общественных центров Русского мира. И эта роль должна быть не меньшей, чем роль Москвы, потому что Киев — колыбель русской цивилизации. По слову древнего летописца — «матерь городов русских», вызвали в стане украинских раскольников – УАПЦ и УПЦ КП буквально панику, а в среде униатов - откровенную ненависть. И хотя они много говорят о том, что всегда стояли и стоят вне политики, факты утверждают обратное.

Не вдаваясь глубоко в многовековую историю вопроса, напомним только о письме униатского митрополита, графа и австрийского офицера Андрея Шептицкого Гитлеру в 1941 г. после взятия немцами Киева. Письмо это в равной степени может считаться как разоблачительным для униатов, так и программным для националистического движения Украины: «Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре – Киевом! Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством. Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа. С особым уважением Андрей граф Шептицкий, митрополит». Потом галицийский «святой отец» отдал немцам колокола церквей на переплавку, поставил своих капелланов в каждую часть ОУН (капелланы еще и агитировали семинаристов вступать в ряды «непобедимой армии»), обязал подчиненных священников массово озаботиться знаменами со свастикой, выступил в роли главного рекрутера остарбайтеров для «Третьего рейха»! Православные храмы тоже, бывало, отдавали свои колокола на переплавку для изготовления пушек, которыми русские воины защищали Отечество от врагов, чаще всего, с Запада. Здесь же «пушки» были отданы врагу для войны с народом, который униаты фарисейски называли своим и за независимость которого, якобы, испокон веков боролись.

Во Львове тех времен висели плакаты, где по-украински было написано: «Слава Гитлеру-освободителю». А сегодня в столице Галиции подготовили пакет документов для того, чтобы Ватикан признал блаженным отца лидера ОУН-УПА Степана Бандеры - греко-католического священника Андрея Бандеры, который служил капелланом в Украинской галицкой армии, был членом Украинской национальной рады. По мнению церковников, процесс канонизации будет несложным, так как Андрей Бандера мученически пострадал за веру (был расстрелян советскими властями в 1941 г. за сотрудничество с врагом), поэтому для причисления его к лику святых не нужно доказательств совершенного им чуда. Да уж, бандеровцы столько «чудес» натворили, что навечно оставили после себя страшную, кровавую память. Нынешние последыши Шептицкого всеми силами и способами стараются втянуть Украину в НАТО, поставить в вассальную зависимость от Евросоюза, других международных западных структур, при этом как можно дальше отвернуть от СНГ, ЕЭП, ОДКБ, но прежде всего – от России и Русской православной церкви.

Каждый визит Патриарха Кирилла на Украину, каждое его высказывание, касающееся Украины, встречают великую злобу униатской церкви и тесно сплоченных с ней правых партий.

Приезд Патриарха в июле с. г. на Украину переполошил всю отечественную оппозицию, которая хором закричала о том, что Патриарх фактически проводит vip-агитацию за Виктора Януковича. Партия Ющенко «Наша Украина» пугала народ цитатами из «официальной российской Концепции внешней политики, где «Русский мир» трактуется как многомиллионная российская диаспора, которая является партнером Кремля в деле «укрепления пространства русского языка и культуры» (из сообщения пресс-центра партии). В неофашистской партии «Свобода» визит Патриарха назвали «целенаправленным политическим вмешательством» и «подрывом духовной жизни страны». «В Украину приедет спецкомиссар Кремля – «Патриарх Кирилл», который старается превратить украинские духовные святыни в центры разжигания антиукраинской пропаганды и религиозной вражды», - говорилось в сообщении на официальном сайте партии.

Во всех антиправославных и антироссийских кампаниях именно «Свобода» задает тон. На недавних выборах в местные советы партия набрала большинство голосов в Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях благодаря поддержке греко-католиков. Эксперты отмечают, что агитационная кампания лидера партии Олега Тягнибока базировалась, главным образом, «на националистическом элементе» униатской церкви, которая выходила из подполья одновременно с «национальным возрождением» (националистическим). Общая, так сказать, память и побуждает к совместным действиям. На акциях протеста против Патриарха Кирилла свободовцы кричали в Киеве: «Русский мир не пройдет!», «Московский патриархат – наш духовный оккупант!», «Геть москальского попа!», «У нас своя воля и правда». Кричали почему-то с заметным галицийским акцентом. В Одессе, где до этого Патриарх провел освящение Кафедрального собора, и в Днепропетровске, где на встречу с ним собрались десятки тысяч верующих, и намека на подобные акции не было и быть не могло – там националистов быстро утихомирили бы.

Потому они часто остерегаются и нос совать туда.

А вот богатенький Киев, хотя географически ближе к России и Белоруссии, духовно и политически за годы независимости сделал ощутимый крен в сторону Львова.

Когда 22 ноября для участия в торжествах по случаю 75-летнего юбилея митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киев прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, столичные националисты устроили настоящий антироссийский шабаш. Как утверждал руководитель городской организации партии «Свобода» Андрей Ильенко, «Янукович, который активно приступил к узурпации власти в Украине, концентрирует ее не для себя, а для «русскава царя». Ведь чем иначе можно объяснить такое количество охраны и такое «подхалимство» перед сегодняшним визитом гражданина РФ Владимира Гундяева, «так называемого патриарха Кирилла». Участники акции дефилировали перед милицейским кордоном с лозунгами «Долой московское кривославие!», «Украине - единую Поместную Церковь!», «Украинское православие, а не московское мракобесие!», «Прочь московского попа!»

Практически под такими же лозунгами «не участвуют» в политической жизни страны и униаты. Как верно сказал иерей Николай Булгаков, «у Бога – правда, истина. А у дьявола – идеология». Уния – проект чисто политический, лишь прикрытый флером западноевропейского христианства. Но за века своего существования греко-католическая церковь сумела настолько врасти в украинское общество, что обрела видимость легитимности, оставаясь фактически по отношению к православной церкви церковью раскольничьей.

Сегодня Ватикан признает, что идея соединить «два в одном» - католицизм и православие оказалась крайне неудачной, отказываться от нее, однако, не собирается.

Таким образом, на Украине столкнулись два крупных цивилизационных проекта: политико-католический – Уния и православный – Русский мир.

Вряд ли, конечно, Уния добьется хотя бы более-менее заметного успеха, зато нервов попортить может немало. Это давно известно. Но сегодня, пытаясь расколоть Русский мир, униаты, в первую очередь, раскалывают независимую Украину, судьбами которой так сильно «озабочены». И напрасно беспокоится кардинал Гузар: никто к нему в братья и сестры не напрашивается, да и его родней никто не считает. Ни на Западе, ни на Востоке – особенно. Вместе со всей его заблудшей в исторических потемках паствой, нераскаявшейся, к сожалению!

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.