Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Арабский «бунт»

Арабский «бунт»

События в израильском городе Акко показали, что далеко не все ладно в еврейском государстве
Андрей Правов
15.10.2008
Арабский «бунт»

Обстановка в Израиле продолжает оставаться довольно напряженной. В преддверии еврейского праздника Суккот закрыт въезд на израильскую территорию для жителей Палестинской автономии. Власти опасаются террористических актов, о подготовке которых, как сообщается, спецслужбы получили данные от своих информаторов.

Полицейские патрули постоянно дежурят на улицах городов со смешанным еврейско-арабским населением. Прежде всего, это, естественно, относится к городу Акко на севере страны, где на прошлой неделе произошли серьезные волнения и столкновения между представителями еврейской и арабской общин. С обеих сторон еще звучат призывы к «отмщению за пролитую кровь».  

В полицейских участках Акко продолжают оставаться 64 арестованных участников беспорядков – 37 арабов и 27 евреев. Суды рассматривают многочисленные жалобы в связи с утратой собственности - прежде всего, это относится к поврежденным или полностью уничтоженным автомашинам. В Акко подтянуты дополнительные силы полиции. Беспорядки начались неделю назад, в так называемый Судный день, Йом-Кипур, священный для евреев, когда по всему Израилю наступает тишина, прекращается движение транспорта, и граждане страны проводят время за молитвой.  

Версия развития событий выглядит так. Вечером этого дня в еврейский квартал Акко на большой скорости въехала автомашина, из окон которой лилась громкая веселая музыка. Водитель автомашины, араб, чудом спасся от разъяренной толпы евреев. Тем не менее, в арабские кварталы пришла весть о расправе над ним.

После этого евреи и арабы пошли друг на друга - почти как в памятные времена «Интифады Аль-Акса» конца 2000-го. То есть, «стенка на стенку».

Как выяснилось, никакие былые обиды не забыты... Загнанные в глубь человеческих душ взаимное недоверие, а, зачастую, и ненависть, способны выплеснуться наружу по малейшему поводу.  

Тем не менее, сейчас, когда «пыль сражений» немного осела, арабские жители Акко уверяют: основными участниками столкновений были, дескать, вовсе не они, а жители близлежащих деревень, приезжающие в город на заработки. Евреи также говорят, что на протяжении многих лет жили в Акко с арабами в мире, были добрыми соседями, и это их вполне устраивает.  

Акко – прекрасный древний город, в центре которого расположены развалины крепости крестоносцев. Каждый день сюда приезжают десятки туристических автобусов. Туризм – главная статья доходов почти для всех проживающих здесь жителей. Как для евреев, так и для арабов. Туристам подчиненно все. И, прежде всего, торговля сувенирами и экскурсии, в том числе - путешествия по старинным развалинам верхом на лошадях. Инфраструктура туризма здесь развита превосходно. Любая напряженность, в результате которой может рухнуть хорошо организованный и приносящий доходы бизнес, в Акко не нужна никому – ни арабам, ни евреям.  

Почему же тогда на прошлой неделе в городе произошло то, что произошло? Как могло случиться, что перед самыми праздниками Суккот, когда ожидаются неплохие барыши, в Акко вспыхнул почти что «бунт», и теперь, скорее всего, сюда еще долго не ступит нога иностранного туриста?  

Ответы на эти вопросы не так уж и сложны. Ни для кого в Израиле не секрет, что, несмотря на все уверения в обратном, еврейская и арабская общины в стране плохо уживаются вместе. Евреи в Израиле воспринимают критику их государства со стороны арабов не просто с иронией, но часто резко отрицательно, и даже нервозно, с раздражением. Ведь, как они подчеркивают, критикуя местные порядки, израильские арабы пользуются всеми благами, которые предоставляет своим гражданам государство. В том числе - регулярно получают полагающиеся гражданам Израиля пособия. Прежде всего, это, конечно же, относится к многодетным семьям. А таких среди арабской общины в Израиле, естественно, множество. Скорее всего, даже большинство.

Если затеять в Израиле разговор с евреем о положении арабов, почти всегда последует рассказ о том, что существует какая-то семья террориста, погибшего в результате взрыва подложенной им в автобусе бомбы.

Она, эта семья, дескать, в свое время чуть ли не получила от государства пособие за «потерю кормильца». Правда, имя террориста никогда не называется, да и вся конкретика события отсутствует. Какой автобус? Когда? Ответ стандартен: все это, дескать, не так уж и важно. Рассказ уже давно передается из уст в уста, и у распространяющих подобную информацию израильтян нет никакого сомнения в том, что она правдива.  

Евреи в Израиле также все время подчеркивают, что арабы–граждане страны получили уровень жизни, несопоставимый не только с уровнем жизни палестинцев в автономии, но и куда более высокий, чем в очень многих арабских странах. Но при этом они, дескать, продолжают ненавидеть Израиль.  

И это - отчасти - правда. Израильские арабы пользуются всеми своими правами как граждане. В то же время государство, в котором они проживают, чаще всего, мягко говоря, недолюбливают. Мало того, гражданами страны считать себя вовсе не стремятся. Так, согласно данным, приведенным израильской радиостанцией «Седьмой канал» как раз по случаю последних событий в Акко, если в 1976-м 45 процентов арабов Израиля считали себя палестинцами, то в 1999-м речь шла уже о двух третях арабской общины. Сейчас же эта цифра, вероятнее всего, еще больше. В чем же здесь дело?  

Скорее всего, в том, что, несмотря на многочисленные заверения властей, за годы существования Израиля полного равноправия между евреями и арабами в стране так и не достигнуто. Мало того, такая задача на самом деле никогда и не ставилась. Израиль провозглашен его отцами-основателями именно как еврейское государство, со всеми гранями и оттенками этого определения.

Арабской общине отведено определенное место в обществе, выше которого, за редкими исключениями, ее представители не поднимаются.

В свое время, говоря о притеснениях евреев в Советском Союзе, западные правозащитники часто утверждали, что евреев крайне мало или почти нет, например, в аппаратах ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, МИД, КГБ и на других «престижных местах... Так вот, в израильском кнессете арабских депутатов устойчивое меньшинство – десять из ста двадцати. Нет их - или почти нет - и в структурах разведки «Моссад». Ни разу не слышал об арабе – после Израиля за рубежом. Мало их и просто в государственных учреждениях, где, как это практикуется в Израиле, действуют самые серьезные социальные гарантии для работников.  

Справедливости ради надо сказать: очень многие проживающие в Израиле арабы никогда и не стремились к «полному равноправию». Например, к тому, чтобы молодежь общины, вместе с еврейской, проходила службу в армии, в том числе - на оккупированных палестинских территориях. Но недовольство тем, что евреи смотрят на них сверху вниз, среди арабов в Израиле существовало всегда. И постоянно поддерживало на высокой отметке уровень страстей. Арабский «бунт» в Акко – четкое свидетельство того, что далеко не все ладно в еврейском государстве.  

Сейчас власти Израиля пытаются разрядить обстановку, не допустить, чтобы события в Акко охватили другие города со смешанным еврейско-арабским населением. В Акко прибыли президент страны Шимон Перес и два главных раввина - ашкеназской и сефардской общин - Йона Мецгер и Шломо Амар. На встрече с еврейскими и арабскими жителями города Перес сказал: «В государстве Израиль есть две религии, но закон един для всех. В этот важный час мы все должны хорошенько подумать, прежде чем говорить. Неправильные слова могут привести к катастрофе, и мы должны пользоваться только теми словами, которые приведут к успокоению».  

Разумная мысль. Только, к сожалению, далеко не всегда в Израиле руководствовались разумом. Здесь часто верх берут эмоции. И тогда, как это уже было в стране неоднократно, любые слова уходят на второй план. После чего в ход пускается испытанный с обеих сторон «аргумент» - насилие. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.