Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Александр Лукоянов: «Совсем не просто поделить Каспийское море»

Александр Лукоянов: «Совсем не просто поделить Каспийское море»

Беседа с экспертом Института востоковедения РАН
20.10.2008
Александр Лукоянов: «Совсем не просто поделить Каспийское море»

Россия, Азербайджан, Туркмения, Казахстан, Иран готовятся провести в Баку встречу на высшем уровне для обсуждения проблем, связанных с разделом Каспийского моря. Это будет уже третий саммит «пятерки». Почему на уже состоявшихся 23 заседаниях рабочих групп стороны так и не сумели выйти на соглашение, размышляет в беседе с обозревателем «Столетия» известный эксперт.

- Александр Константинович, почему до сих пор не удается договориться о правовом статусе Каспия?  

- Это не совсем так. По каким-то аспектам проблемы стороны приходят к согласию. В. Путин во время визита в Иран в прошлом году отметил, что в Тегеране договорились о суверенитете над Каспием исключительно прикаспийских государств, а также о том, что судоходство здесь должно осуществляться только под флагами каспийских стран. Напомню, что ранее статус Каспия был определен договорами между двумя прибрежными государствами - Ираном и Советским Союзом. После распада СССР прибрежных государств стало уже пять. У всех свои интересы, свои подходы к вопросу эксплуатации ресурсов Каспия, к возможности привлечения западных компаний. Остались неурегулированными территориальные вопросы между прикаспийскими странами. Азербайджан, Туркмения и Иран никак не могут договориться о разделе Каспия на национальные сектора. Иран считает своими фрагменты некоторых секторов, которыми владеют другие прикаспийские государства.  

В Тегеране изначально полагали, что Каспий не следует считать морем. Подоплека такой позиции ясна: в этом случае Ирану достанется не более 13 процентов этого богатейшего водоема. Если же Каспий рассматривать как озеро, то Иран теоретически может претендовать на большее – вплоть до 50 процентов Каспия. Конечно, такой подход не устраивает другие стороны. Иран, правда, позднее выразил готовность на получение равной со всеми доли, но и с этим не все согласились. Ни одна из прикаспийских стран не хочет отдавать того, что считает своим. Отсюда и проблемы. Потому и ведутся уже много лет сложные переговоры. Взять все и поделить – не так просто, если речь идет о Каспии.  

- Когда в 2002 году в Ашхабаде впервые собрались на саммит лидеры пяти прикаспийских государств, то были надежды одним махом решить все сложные проблемы. Не получилось?  

- Тогда между некоторыми участниками саммита отношения были очень напряженными. На Каспии было уже несколько инцидентов между Ираном и Азербайджаном. Азербайджан заявлял, что иранские военные самолеты облетали азербайджанское судна, иранские катера и самолеты отогнали азербайджанские нефтеразведочные суда из спорной зоны. Президент Туркмении Сапармурат Ниязов заявил даже, что если море не удастся разделить, то «оно запахнет кровью». Противоречия оказались настолько серьёзными, что первый саммит прикаспийских государств фактически провалился. Участниками не только не было принято практически никаких решений, но им даже не удалось выработать совместного итогового документа встречи.  

- Зато в 2007 году в Тегеране «пятерка», как кажется, продвинулась вперед.  

- Тегеранский саммит действительно оценен его организаторами как очень успешное мероприятие. Более того, саммит был охарактеризован и как шаг к формированию нового полюса мировой экономики. В Тегеране сделаны шаги к созданию нового регионального экономического союза. Были заключены двусторонние и многосторонние договорённости о сотрудничестве на севере Ирана и в Центральной Азии, подписана декларация, которая состоит из 25 статей. Наиболее важными положениями ее, помимо экономических аспектов сотрудничества, можно считать провозглашение суверенных прав прибрежных государств в отношении Каспия, отказ от силового решения спорных вопросов, недопущение вмешательства во внутренние дела прикаспийских государств. Стороны обязались также не предоставлять свою территорию третьим странам для агрессии против любого из каспийских государств. На тот момент, на фоне слухов о возможном военном столкновении США с Ираном это было чрезвычайно важно для стабильности в регионе.  

- А что можно сказать о проекте канала, который соединил бы Каспийское и Черное моря?  

- Об этом говорили на саммите в Тегеране. Речь шла о комплексном решении, которое помогло бы связать водные и сухопутные коммуникации. Ирану в этом проекте отводилась роль основного звена транспортной системы, которая предполагала транспортировку грузов к портам Персидского залива и в обратном направлении. Однако иранская сторона не поддержала проект. По моему мнению, у иранцев есть подозрения, что канал будет использован Россией для решения её региональных политико-экономических задач. В России отношение к проекту двойственное. У экологов и экономистов он вызывает возражения. Дорого – предварительная стоимость 15 миллиардов евро, и рискованно с точки зрения последствий для окружающей среды. Может быть, и хорошо, что с новым «проектом века» не стали торопиться.

- Россия предложила принцип раздела Каспия - «вода общая, дно делим на пять секторов». Что, собственно, это значит?  

- Тут всё достаточно просто. Предлагается общее использование водного пространства, свободное судоходство по Каспию, согласование норм рыболовства и защиты окружающей среды. А вот эксплуатация недр Каспия – это каждый в своём секторе.  

Напомним, что Россия всегда считала нецелесообразным разделение Каспия на национальные сектора, понимая, что это приведёт к коренному пересмотру сложившегося режима хозяйственного использования этого уникального внутриконтинентального водоема. В том числе к серьезному осложнению природоохранной деятельности, к новым проблемам, включая территориальные споры и конфликты. Однако другие эту позицию не разделяли. Вот и начался процесс выяснения отношений. Похоже, что постепенно российская аргументация находит понимание сторон.  

- Известно, что Тегеран упорно держится своей позиции: поделить море поровну, по 20 процентов каждой стране. Другие партнеры считаю это неприемлемым.  

- Да, Иран хотел бы получить равную со всеми долю. Однако никто из других стран не хочет с этим согласиться. Остальные государства считают себя по сути правопреемниками СССР, которому принадлежало фактически более 80 процентов Каспия. И конечно, никто не хочет делиться своей частью территории с Ираном.  

- Каковы ваши прогнозы – удастся ли «пятерке» договориться о том, как делить Каспий, на саммите в Баку?  

- Наверное, окончательного решения пока не будет. Но можно ожидать ускорения процесса поиска формулы, которая определит правовой статус Каспия.  

- Помимо пятерки прибрежных государств, есть еще одна страна, которая, хотя находится в другом полушарии, но претендует на то, что Каспий - это зона ее жизненных интересов. Какие цели преследуют США в регионе?  

- В вашем вопросе уже отчасти содержится ответ.  

США не скрывают своих целей, за что их руководству можно сказать большое спасибо. Если Каспий – сфера жизненных интересов США, то, следовательно, и порядки в регионе должны быть такими, какими они могут устраивать США и отвечать их интересам в первую очередь. И режимы в регионе должны быть послушными именно Вашингтону. Со всеми вытекающими последствиями политического, экономического и военного характера. В последнее время со стороны США предпринимались неоднократные попытки принять участие в реорганизации военно-морских сил Азербайджана под предлогом обеспечения безопасности трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан. Американцами делались также предложения Туркменистану и Казахстану по развитию военно-технического сотрудничества на Каспии. Желание укрепиться на Каспии у США есть, но насколько это им удастся сделать - это уже другой вопрос, решение которого зависит не только от Вашингтона. Все прикаспийские государства проводят сильную независимую внешнюю политику и у них сейчас есть согласованная позиция насчет своих суверенных прав в отношении Каспия.  

Вел беседу Лев Паршин 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.