Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Абхазский пример

Абхазский пример

Некоторые особенности внутриполитического развития непризнанной республики
Александр Крылов
28.01.2008
Абхазский пример

Смена главы государства по воле избирателей и возможность прихода к власти кандидата от оппозиции - это важнейший показатель уровня развития демократии. В этом плане бывшие грузинские автономии, а ныне непризнанные республики Абхазия и Южная Осетия, намного опередили Грузию.

Торжества по случаю повторного президентства М. Саакашвили продолжались в Грузии два дня. Пышные церемонии проходили одновременно с акциями оппозиции, которая до сих пор отказывается признавать Саакашвили легитимным президентом. Оппозиция требует расследования многочисленных случаев подтасовок и фальсификации выборов. Если этого не будет сделано - противники Саакашвили угрожают массовыми акциями протеста и бойкотом намеченных на весну парламентских выборов.
Прошедшие в Грузии выборы никак нельзя назвать свободными и справедливыми из-за беспрецедентных по своему размаху махинаций со списками избирателей. До сих пор нет достоверных данных о реальном количестве избирателей. По данным грузинского ЦИК, на парламентских выборах в ноябре 2003 г. в стране насчитывалось около 2,8 млн. избирателей, в январе 2004 г. в стране было зарегистрировано около 1,7 млн. избирателей. Накануне выборов в январе 2008 г. количество избирателей выросло до 3,5 млн. Грузинский ЦИК так и не разъяснил, откуда появилось такое количество новых избирателей, и есть все основания полагать, что Саакашвили обеспечил свою победу в первом туре лишь благодаря махинациям со списками избирателей: все «мертвые души» без сомнения единогласно «проголосовали» за его кандидатуру.
Прецедент смены главы государства в результате выборов так и не состоялся. Для Грузии подобный прецедент имел бы принципиально важный характер, так как все ее постсоветские президенты свергались насильственным путем.
В Абхазии же смена правящего режима произошла три года назад, в январе 2005 г.

События развивались крайне драматично: лишь в результате повторных президентских выборов республике удалось выйти из острого политического кризиса и избежать опасности гражданской войны.


Вторые президентские выборы в Абхазии коренным образом отличались от первых выборов, которые были проведены в 1999 г. В первый раз итоги оказались для власти поистине триумфальными: за В. Ардзинба (который руководил республикой после распада СССР) и государственную независимость Абхазии проголосовало более 97% избирателей. Тем не менее, сам по себе безальтернативный характер выборов (в сочетании с явной усталостью общества от повседневных проблем) вызвал чувство разочарования в обществе. Недовольная быстрым социальным расслоением и своим тяжелым материальным положением наиболее критически настроенная по отношению к власти часть общества превратилась в социальную опору для оппозиционных партий.
В строительстве многопартийной системы Абхазии участвовали как существовавшие прежде партии (Народная и Коммунистическая), так и совершенно новые партии и движения. Формирование многопартийной системы привело к появлению нескольких альтернативных друг другу программ будущего развития Абхазии.
За очень короткое время абхазской оппозиции удалось добиться больших успехов и превратиться в важнейшую составляющую политической жизни. Обострявшееся противоборство между властями и оппозицией стало фактором, который все больше дестабилизировал внутриполитическую ситуацию.
После окончания грузино-абхазской войны политическая ситуация в Абхазии отличалась высокой степенью стабильности. Сохранявшаяся угроза повторения силового варианта решения абхазской проблемы и постоянная активность грузинских диверсионно-террористических групп в Гальском районе сплачивала правящую элиту и гарантировала властям поддержку населения. Внутренняя стабильность позволяла выживать в условиях введенной Россией в декабре 1994 г. экономической блокады, причем по многим показателям ситуация в Абхазии была более благополучной, чем в соседних регионах Грузии.
Первым серьезным вызовом политической стабильности в Абхазии стали президентские выборы 2004 г. В преддверии ухода с политической арены президента В. Ардзинба в Абхазии нарастала политическая напряженность, противоборство между властями и оппозицией принимало все более масштабные и острые формы. В сложившейся ситуации вариант третьего срока для В. Ардзинба был практически неосуществим как из-за плохого состояния его здоровья, так и потому, что парламент занимал по отношению к президенту оппозиционную позицию и не позволил бы изменить конституцию РА с целью продления правления первого президента.
Внутри абхазской правящей элиты разгорелось острое противоборство по вопросу о преемнике В. Ардзинба. Раздробленность правящей элиты на несколько соперничавших политических кланов препятствовала выдвижению единого кандидата от партии власти. Незадолго до проведения президентских выборов Ардзинба заявил о том, что он не будет в них участвовать.

Он высказался в поддержку кандидатуры премьер-министра Р. Хаджимба, который был объявлен наследником первого президента, что предполагало передачу власти по известному сценарию. Однако оппозиции удалось направить события совсем по другому пути.

Как известно, на президентских выборах в России в марте 2003 г. В. Путин получил 71,31 % голосов российских избирателей и был переизбран на второй срок. Тогда в Абхазии в голосовании приняло участие 32 721 жителей, имеющих российское гражданство и 96,1 % из них проголосовало за Путина. Возможно, что именно здесь кроется ответ на вопрос, почему ЦИК Абхазии оказался совершенно не готов к проведению выборов. Скорее всего, ЦИК и предвыборный штаб Р. Хаджимба исходили из того, что поддержанный российским президентом официальный наследник первого абхазского президента получит на выборах подавляющее преимущество. Тогда такие очевидные проблемы, как противоречия в местном избирательном законодательстве, отсутствие точных данных о численности местного электората, путаница в списках избирателей, неопределенный статус грузинского населения Гальского района и т.п. "рассосались" бы сами собой.
Выборы состоялись 3 октября 2004 г. В ночь на 4 октября их победителем был объявлен Р. Хаджимба. Абхазская оппозиция отказалась признать его победу и заявила о фальсификации результатов выборов. Сторонники оппозиции в военной форме и с оружием начали пикетировать здание ЦИК. Стало очевидным, что в случае дальнейших попыток объявить Р. Хаджимба победителем в первом туре оппозиция готова пойти на вооруженную конфронтацию.
4 октября на официальном сайте ЦИК Абхазии появилась следующая
информация: "Центральная Избирательная Комиссия сообщает о сбое,
произошедшем по техническим причинам. Результаты голосования будут
опубликованы позже".

Согласно оглашенным 5 октября официальным предварительным результатам голосования, Хаджимба отошел на второе место, а его главный оппонент Багапш переместился в лидеры.

Из-за имевших место нарушений и фальсификации результатов выборов ЦИК Абхазии принял решение о проведении повторного голосования в Гальском районе республики (что не было предусмотрено законом о выборах), но вскоре, под непрерывным давлением вооруженных сторонников оппозиции, признал Багапша победителем президентских выборов в первом туре. Результаты выборов вновь были
откорректированы: было заявлено, что в выборах приняло участие 76655
человек из 122564 включенных в избирательные списки. Багапш получил
35092 голоса, Хаджимба – 30120. Легко было заметить, что даже в
подправленном ЦИК варианте число голосов, отданных за Багапша, было явно меньше необходимых 50% плюс один голос.
Если не учитывать голосов принимавших участие в выборах граждан
Грузии (что противоречило конституции РА), то голоса между Хаджимба и Багапшем распределялись примерно поровну, и необходимость проведения второго тура была очевидной. Однако оппозиция решила, что ситуация складывается в ее пользу и решила "продавить" победу Багапша уже в первом туре путем сочетания силовых методов и индивидуальной обработки членов ЦИК, а затем – Верховного суда.
Сторонники основных противоборствующих кандидатов по-разному оценивали итоги президентских выборов. Хаджимба и сохранявший президентские полномочия Ардзинба считали, что имели место массовые нарушения, они требовали проведения новых выборов. Лидеры оппозиционного блока Багапш-Лакоба-Анкваб настаивали на своей победе в первом туре и назначили на 6 декабря дату инаугурации собственного президента. В Абхазии наступил острый политический кризис.
Противоборствующие силы прибегали к силовому давлению на органы власти и таким образом пытались добиться выгодных для себя решений Центральной избирательной комиссии и Верховного суда. 12 ноября 2004 г. противоборство вступило в качественно новую стадию. Толпа сторонников оппозиции смяла уступавших им по численности сторонников Хаджимба и захватила комплекс правительственных зданий в столице. Президент Ардзинба расценил захват правительственных зданий как вооруженный мятеж. Впервые против силовых действий оппозиции солидарно выступили не только сторонники Ардзинба/Хаджимба, но и те партии и общественные движения, которые прежде подвергали их критике или соблюдали подчеркнутый нейтралитет.
С. Багапш и его сторонники демонстрировали уверенность, что 6 декабря они возьмут в свои руки бразды правления. До этого срока официальным президентом непризнанной республики оставался В. Ардзинба, но он был уже не в состоянии контролировать ситуацию в стране. Хаджимба настаивал на том, что Ардзинба не может сложить с себя полномочия 6 декабря, так как выборы сопровождались массовыми нарушениями и не могли считаться легитимными. Он заявил, что в случае проведения посторных выборов готов снять свою кандидатуру в том случае, если Багапш поступит таким же образом.
Паралич государственного механизма и вакуум власти в Абхазии продолжались почти два месяца. Глубокий раскол в обществе и в силовых ведомствах привел к тому, что Абхазия оказалась на пороге гражданской войны. Чем ближе было 6 декабря, тем больше вооруженных людей в камуфляже становилось на улицах Сухума. Было очевидно, что сторонники Багапша и Хаджимба сосредотачивают свои силы в столице и готовятся к последнему и решающему бою. Утром 6 декабря 2004 г. в Сухуме прогремело несколько взрывов, но они не стали началом гражданской войны в непризнанной республике (как это, видимо, кто-то планировал).

Буквально в последний момент удалось предотвратить развитие событий по наихудшему сценарию. В ночь на 6 декабря Багапш и Хаджимба пошли на компромисс.

Багапш отменил свою инаугурацию и согласился на проведение новых выборов, причем стороны заявили о создании единого предвыборного блока, в котором Багапшу отводится роль президента, а Хаджимба – вице-президента.
Повторные выборы главы непризнанной республики состоялись 12 января 2005 г. Блок Багапш-Хаджимба получил подавляющую поддержку избирателей, за него проголосовало порядка 90% избирателей. После выборов было создано правительство национального согласия, которое сумело преодолеть негативные последствия связанного с выборами политического кризиса.
Большую и противоречивую роль в событиях сыграло российское руководство, которое в значительной мере повлияло на их итог. Но, как свидетельствует провал операции «наследник», влияние Кремля не было определяющим, и события развивались в первую очередь под влиянием внутренних факторов и того баланса политических сил, который складывался в Абхазии.
Конечно, президентские выборы в Абхазии сопровождались множеством нарушений, они были очень далеки от того, чтобы считаться свободными и справедливыми. Тем не менее, произошедшая смена власти и приход к руководству оппозиционных сил свидетельствовали о жизнеспособности сложившейся политической системы и о довольно высоком уровне развития демократических институтов. Это особенно наглядно по сравнению с Грузией и другими постсоветскими государствами, в которых до сих пор отсутствуют прецеденты смены правящего режима в результате выборов.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..