Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 августа 2019
У Фета в Воробьёвке

У Фета в Воробьёвке

В усадьбе поэта в Курской области состоялись Фетовские чтения
Станислав Минаков
19.07.2016
У Фета в Воробьёвке

Двухэтажный желто-белый домик помещика Фета, стоящий на высоком берегу речки Тускарь, виднеется издалека. На ближних подступах к хозяйству Афанасия Афанасьевича, где-то при переписке документов потерявшего две точки в фамилии над буквой «ё», уже собралось немало автомобилей и автобусов. Мы и сами, как и прочие, прибывшие в тот воскресный день сюда, были влекомы одним желанием: посетить место обитания одного из любимейших русских поэтов, немца по матери (а может, даже и по отцу), но родившегося и выросшего в России, офицера-кирасира Российской императорской армии, получившего благодаря Государю Александру II русское поместное дворянство.

Что мы хотели от этого посещения? Услышать — в пении птиц, шуме листвы и движении вод — мелос, навевавшийся более века назад нашему гению («Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья…»)? Погулять по парку, точней, по его угадываемым очертаниям, походить по дому? Но и дом-то настолько подвергнут разрушительному времени, что теперь ведутся восстановительные работы.

По счастью, мы прибываем после официоза. Со сцены, осененной большим портретом поэта, уже звучат прекрасные голоса солисток Курской областной филармонии, исполняющих романсы на фетовские стихи.

Много ли из них мы помним? «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом», «Далекий друг, пойми мои рыданья, ты мне прости болезненный мой крик»… А ведь только у Чайковского, гостившего здесь в 1892-м, то есть в год кончины поэта, таких романсов пять!

Классических певиц сменяет фольклорный коллектив «Ларец» Курского дома народного творчества. Все поют замечательно. И не обязательно оставаться на полянке у дома, где нет свободных мест на стульях под большими тентами, можно отправиться на прогулку, продолжая слушать артистов, чьи голоса звучат по окрестностям из динамиков. Можно заглянуть за сцену, где поправляет сюртук перед большим зеркалом сам А.А. Фет. Сейчас он с супругой Марией Петровной сыграет сценку покупки сего имения в 1877 году у потомков генерала П.М. Ртищева. А в театрализованной постановке «Три эпизода из жизни Фета» будет показан также фрагмент из более ранней жизни — с Марией Лазич, возлюбленной поэта, оставленной им.

Есть палатки и с книгами Фета, и с книгами курских авторов. Что пишут нынче «куряни, сведоми кмети», как сказано про них в «Слове о полку Игореве»?

Отчасти их можно услышать сегодня.

У «свободного микрофона» в «час поэзии», а именно это и есть «Фетовские чтения», стихотворцы-любители Курской области – Рыльска, Курчатова, Железногорска, а также Брянска, Орла, Москвы и Подмосковья, Украины читают свои творения.

Невзирая на качество сочинений, а порой и вопреки нему слушатели поддерживают авторов аплодисментами.

В беседке у колодца фольклористы в мягких сафьяновых сапожках и красивых народных костюмах наигрывают на гармони и балалайках, зовут поплясать — прямо тут. Спустившись к реке, можно созерцательно рассматривать вьющиеся водоросли и посидеть в раздумье на пенечке, глядя на противоположный пологий берег, на долину.

Это написано здесь, в Воробьевке, в 1883 г.:

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Пронзительные и глубокие стихи сочинялись тут поэтом — в преклонном возрасте, незадолго до кончины.

Прости и все забудь в безоблачный ты час,

Как месяц молодой на высоте лазури;

И в негу внешнюю врываются не раз

Стремленьем молодым пугающие бури.

Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,

Поведает заря, что минул день ненастья, —

Былинки не найдешь и не найдешь листа,

Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.

                                                            (1886 г.)

Живя здесь, А.А. Фет отдал для публикации сборник стихов «Вечерние огни», на седьмом десятке своих лет. Здесь, здесь Фету удалось «Шепнуть о том, пред чем язык немеет,/ Усилить бой бестрепетных сердец — / Вот чем певец лишь избранный владеет,/ Вот в чем его и признак и венец! (1887).

По тропиночке выйдем на Красный источник, говорят, вода здесь железистая, оттого стволы дерев рыжеют ржавчиной. Тут-то и встретишь знакомцев из Белгорода и Курска. Пьет железистую водичку, улыбаясь, известный исследователь творчества, личный секретарь известного писателя Евгения Носова Евгения Дмитриевна Спасская, научный сотрудник Курского литературного музея, филиала Курского областного краеведческого музея.

А литературный критик Олег Качмарский прибыл сюда из Курска писать для газеты о Фетовских чтениях. В Курск он перебрался с семьей из украинского Ровно в прошлом году, по известным причинам.

Такое тяготение нашего народа к культуре можно только приветствовать. Ведь четверть века нас ориентировали на голливудизированный успех, внушали: зарабатывай, обогащайся, беги туда, не знамо куда, греби под себя… Здесь же видишь совсем другое — погружаешься в атмосферу русской культуры, ощущаешь некий возврат к родному для нас XIX веку, который кто-то считает “золотым веком” русской литературы, а Томас Манн русскую литературу XIX века назвал святой. И здесь мы видим, как “простой народ” и непростой тяготеет к культуре, как не зарастает к ней народная тропа. Нам повезло, что мы пока что видим эти культурные объекты, видим культурные мероприятия, видим людей, которых это интересует, которые в свой выходной день приехали к Фету в гости. И ты смотришь на эти дали, можно сказать, фетовскими глазами, видишь эту Тускарь, эти замечательные деревья, просторы, облака, солнце — и вроде мы вместе с Фетом, вместе с нашим русским народом…

На полянке стоит ослик. И вспомнится: тут езживал Афанасий Афанасьевич на бричке, в которую запрягал ослика по имени Некрасов. Поневоле придет на ум и своеобразное отражение — резкая реплика Чернышевского, отпущенная на счет Фета: «Все они (стихи Фета) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи».

Вообще, по рассказам, Афанасий Афанасьевич, крепкий, как сказали бы сейчас, «эффективный» и уважаемый хозяйственник-прагматик, непреклонный крепостник, много лет исполнявший труды местного мирового судьи, нрав имел своеобразный: когда проезжал мимо Московского университета, неизменно плевал в его сторону. А ведь когда-то учился в нем на факультете словесности...

Если войти в реставрируемый дом, то глазам предстает картина ремонта и реконструкции первого этажа, в том числе попытка устроителей музея высвободить из полунебытия старые колонны.

Сейчас проходит конкурс на подрядчика-реставратора первого этажа здания. К концу года, ко дню рождения Афанасия Фета, 5 декабря, планируется оформить для посетителей первый этаж дома-музея.

Со второго этажа фетовского дома, где располагались гостевые комнаты, биллиардная и кабинет хозяина, из окон открывается еще более прекрасный вид на долину реки Тускарь. Глядя отсюда, наверное, можно было сказать: «Учись у них — у дуба, у березы….».

Окно кабинета Фета, где были написаны некоторые шедевры (писалось тут поэту весьма плодотворно) выходит на голубенький флигель, в котором обычно останавливался еще один прекрасный русский лирик Яков Полонский. Фета в Воробьевке навещали также Л.Н. Толстой, критик Н.Н. Страхов. И.С. Тургенев сюда не доехал, Фет приезжал к нему в Спасское-Лутовиново, на Орловщину, поохотиться. И про тургеневского охотничьего пса Бубульку говорил, что тот «обладает разумом, граничащим с умозаключениями».

В 1881 г., то есть тоже в «воробьевский период», увидел свет фетовский перевод основного труда Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», год спустя — первой части «Фауста», в 1883-м — сочинений Горация, позже Децима Юния Ювенала, Гая Валерия Катулла, Овидия, Марона Публия Вергилия, Иоганна Фридриха Шиллера, Альфреда де Мюссе, Генриха Гейне и других знаменитых писателей и поэтов. Исследователями много написано о влиянии философии Шопенгауэра на творчество Фета, о тяготении поэта к символизму Владимира Соловьева.

Из дома поэта выходим к крестному ходу, возглавляемому девятью монахами Курской Коренной пустыни. Здесь, на усадебной полянке, в виду тускарьских далей, присоединимся к молебну пред Богородичной иконой Знамение, именуемой Курской Коренной.

Знающие люди нам напомнят, что последние пять лет Фет в Воробьевке бывал только летом, а зимой жил в купленном им доме в Москве. Финансы позволяли практичному помещику сделать такую покупку.

В том доме, как говорят, во время последнего недуга, когда доктор посоветовал пригласить священника, неверующий Фет причащаться отказался, и Мария Петровна сказала врачу, что берет этот грех на себя. Захворавший писатель хотел зарезать себя книжным ножом, сиделка схватила за лезвие, порезала руку, а барин выбежал на лестницу, где скончался от апоплексического удара...

Конечно, мы отправляемся из Воробьевки в близкую Курскую Коренную пустынь — она тоже стоит над Тускарью, на берегу которой, неподалеку от сожженного татарами Курска, и обрел некий охотник 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в корне древа чудотворную богородичную икону Знамение. И тут уместно будет вспомнить проникновенные стихи Фета:

Чем доле я живу, чем больше пережил,

Чем повелительней стесняю сердца пыл,

Тем для меня ясней, что не было от века

Слов, озаряющих светлее человека:

«Всеобщий наш Отец, который в небесах,

Да свято имя мы Твое блюдем в сердцах,

Да прийдет царствие Твое, да будет воля

Твоя, как в небесах, так и в земной юдоли,

Пошли и ныне хлеб насущный от трудов,

Прости нам долг: и мы прощаем должников,

И не введи Ты нас, бессильных, в искушенье;

И от лукавого избави самомненья».

Уносимся по равнине — меж синих небес и белых, серых, всяких облаков. Наш день вместил всё: и усладительные стихи, и молитвы, и поля, и тучки небесные.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
Дмитрий Шеваров
19.03.2017 19:36
Монах Лазарь (в миру – Виктор Васильевич Афанасьев) убедительно доказал, какую роль играло православие в жизни Фета, и что на самом деле тот был глубоко верующим человеком.
Борис Т
20.02.2017 0:32
В Краеведческом музее Курской области нет средств на то, чтобы приобрести в антикварных магазинах Москвы редкие книги - прижизненные издания произведений поэта Афанасия Фета. Они необходимы для того, чтобы пополнить экспозицию недавно восстановленного дома-музея Фета в Воробьевке. Однако средств для покупки книг у музейщиков нет. Об этом сообщает ГТРК «Курск».
В столичных магазинах в продаже имеется выпуск сборника «Вечерние огни», который был написан поэтом именно в Воробьевке. Этому изданию самое место не на полке торгового зала, а в отреставрированном имении Афанасия Фета в Курской области. Стоимость редких книг варьируется от 25-ти до 87 тысяч рублей.
Но курские музейщики не отчаиваются. Они призывают неравнодушных курян участвовать в сборе средств для покупки раритетов. Для этого решили воссоздать подписные листы, которые были популярны в дореволюционной России. В этих бумагах благотворители будут указывать свое имя, фамилию и сумму пожертвования.
С.М.
31.07.2016 17:44
Такое тяготение нашего народа к культуре можно только приветствовать. Ведь четверть века нас ориентировали на голливудизированный успех, внушали: зарабатывай, обогащайся, беги туда, не знамо куда, греби под себя… Здесь же видишь совсем другое — погружаешься в атмосферу русской культуры, ощущаешь некий возврат к родному для нас XIX веку, который кто-то считает “золотым веком” русской литературы, а Томас Манн русскую литературу XIX века назвал святой. И здесь мы видим, как “простой народ” и непростой тяготеет к культуре, как не зарастает к ней народная тропа — вот сейчас стоит очередь для того, чтобы войти в дом-музей, прикоснуться…

Есть ли в этом надежда? Она, как знаем, умирает последней. Но… похоже, мы живем в эпоху “шагренезации” культуры, то есть постоянного ее уменьшения, скукоживания. Нам повезло, что мы пока что видим эти культурные объекты, видим культурные мероприятия, видим людей, которых это интересует, которые в свой выходной день приехали к Фету в гости. И ты смотришь на эти дали, можно сказать, фетовскими глазами, видишь эту Тускарь, эти замечательные деревья, просторы, облака, солнце — и вроде мы вместе с Фетом, вместе с нашим русским народом. К чему же мы вывернем в результате — трудно сказать. Но верим и надеемся…»
С.М.
31.07.2016 17:42
Потом Фет и Тургенев общение прекратили. Что не удивляет, если ознакомиться с эпизодами общения Фета с Полонским. Рассказывают, что когда набожный Полонский, гость Воробьевки, коленопреклоненно молился, Афанасий Афанасьевич, настроенный радикально атеистически, подлезал к нему с какими-то язвлениями, чем доводил Полонского до слез. Комментировать такого рода «выхлопы» не будем, это весьма затруднительно, хотя подходящие слова у нас для этого есть. Любим Фета мы, как говорится, не за это.

...
безбожнику Фету великая соседка, Курская Коренная пустынь, была не нужна, в отличие от его набожной супруги Марии Петровны, урожденной Боткиной, из тех самых прекрасных Боткиных. Племянник Марии Петровны царский врач Евгений Сергеевич Боткин примет мученическую кончину с Семьей Царственных Страстотерпцев в июле 1918 г. и спустя многие годы будет канонизирован как страстотерпец — в 1981-м РПЦЗ, а 3 февраля 2016 г. РПЦ.
Валентина
31.07.2016 10:25
Словно побывала с автором в усадьбе Фета!
И почему-то представилась мне картина усадебного музицирования середины XIX Века, атмосфера которого запечатлена в одном из  стихотворений поэта:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль бы весь раскрыт, и струны в нём дрожали
как и сердца у нас за песнею твоей...

Поэзия Фета очень музыкальна...
Наталья ПОДЛУЖНАЯ
31.07.2016 0:05
Господи... благостно-то как!.. Спасибо )
Лариса Ч.
30.07.2016 23:38
Статья трогательная. Тёплая,прозрачная-созвучна поэзии мною любимого Фета. Видишь красоту, дышишь воздухом. Спасибо за эти ощущения. Фото чудесные. Спасибо!!!
Конев
30.07.2016 18:50
Лепотааа. Не зря Лёв Толстой только Фёта и любил))) И Тютчева. А Шекспира - нет!))
Лесник
20.07.2016 19:32
         Как сложно всё в душе человека!
         Думаю, что ему самому непонятно во что он верит.
         Душа дышит в прекрасных стихах.
         Последнее приведённое стихотворение говорит о естественной вере в Бога. И вдруг атеизм, отказ от причастия, попытка самоубийства.
         Очевидное противоречие.
        Неверующий человек такие стихи писать не может.
Денис П.
20.07.2016 15:16
Спасибо Вам за прекрасную статью.  Вы как карину написали будто. Настолько все художественно описано. Спасибо.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
20.08.2019
Алексей Байлов (Россия), Ярослав Дворжак (Чехия)
События в Чехословакии: взгляд через полвека.
Фоторепортаж
17.08.2019
Алексей Тимофеев, Елена Безбородова (фото)
Здесь, на далёком Севере России, – один из важнейших наших духовных центров.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».