Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 ноября 2019
Память поколений

Память поколений

В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве
Подготовила Мария Максимова
06.11.2019
Память поколений

О трудном пути к Победе рассказывают 150 произведений из 34 городов России. В экспозиции отражена вся судьба поколения победителей. Вот, в черно-белой хронике, они еще молодые фронтовики, на дворе 40-е и впереди целая жизнь, а вот уже наши дни, они — ветераны с боевыми наградами отмечают День Победы. Праздник, который в их жизни стал главным...

Краски 30-метровой панорамы «За отвагу» наших современников А. Виноградова и В. Дубосарского настолько ярки, словно хотят перекричать прошлое героев картин. Художники-фронтовики в таких парадных тонах еще не писали...

42-й год, Аркадий Пластов изображает осенний пейзаж, он кажется мирным. Но лишь до момента, когда взгляд упирается в удаляющийся немецкий самолет. И сразу будто шок — замечаешь, что мальчик-пастух не прилег отдохнуть. Он убит. Эта картина настолько потрясла главного на тот момент зрителя — И. Сталина, что в 43-м он повез ее с собой на Тегеранскую конференцию, указав повесить ее напротив Рузвельта и Черчилля. По свидетельству очевидцев, лидеры Великобритании и США действительно были настолько шокированы, что позднее даже поговаривали, что, в том числе, картина Пластова «Фашист пролетел» повлияла на решение открыть Второй фронт.

«Сталин показывал ее Черчиллю и Рузвельту, как свидетельство зверств фашизма, но свидетельство, которое не вопиет, не кричит, а невероятно открыто объективно отражает то, что происходило во множестве сел и деревень», — поясняет директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

150 картин, отреставрированных и привезенных со всех концов страны, хрестоматийных и почти неизвестных в них никакого пафоса, только суровая правда и немой надрыв. Так Великую Отечественную изобразили художники, пережившие и войну, и сталинские репрессии, и оттепель, широкими мазками они пишут шрамы тех, кто вернулся с фронта, и боль тех, кто на фронт только провожает...

С документальной точностью художники писали и триумф 9 мая 45-го. Кульминация первого победного парада на полотне Михаила Хмелько — солдаты на Красной площади бросают к Мавзолею символы нацизма, в том числе личный штандарт Гитлера. В глазах – брезгливость. На руках – перчатки.

— А почему солдаты в перчатках? Да потому, что они не хотели прикасаться вот к этим штандартам, знаменам гитлеровской Германии. Поэтому они были в перчатках, а затем эти перчатки были собраны и сожжены, — объясняет Александр Мясников, главный редактор проекта «Россия – моя история».

В московский Манеж привезли картины, многие из которых пылились в запасниках провинциальных музеев, а некоторые — отреставрировали специально для этого события. Выставка устроена хронологически: 15 залов, в которых показаны все этапы войны и ее осмысления. «Нам было важно показать эволюцию отношения к войне», — отмечают организаторы.

Они не дают оценок событиям военного времени. По словам председателя Патриаршего совета по культуре митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), осмысление войны и сейчас продолжается. «Мудрое и не очень — оно всякое дорого, потому что мы пытаемся понять свою историю, своих предков. Думаю, что эта экспозиция будет особым открытием для всех, кто ее посетит», — сказал владыка на пресс-конференции, посвященной открытию выставки.

«Что было правильно в войну, что нет — сегодня это вопрос личной оценки людей, которые ее не застали. Поэтому главная идея экспозиции к 75-летию Победы – дать услышать голос свидетелей того времени», — делится научный редактор выставки «Память поколений» историк Иван Привалов.

«Даже сквозь соцреализм, каноны и условности, которые задавало в тот момент искусство, прорывается живой, чистый голос — и его слышно в живописи. Соцреалистические полотна на военную тему кардинально отличаются от работ мирного времени», — сказал Привалов. Ведь художники, которые не принимали участия в боевых действиях, а их работы охватывают период с 1960-х по «нулевые» годы, тоже росли под впечатлением от рассказов родителей, а некоторые вовсе потеряли их на войне, говорит он.

В работе Николая Шлеина, «Тихо. 22 июня 1942 года» — спокойный сельский пейзаж, но безлюдный. Одни погибли, другие в эвакуации, третьи — на фронтах. Потому — это зловещая тишина.

…В конце 40-х годов работа Лактионова «Письмо с фронта» висела в самом дальнем углу зала Третьяковки. Цензорам не нравилась: мол, и стены облуплены, и советские люди бедно одеты. Потом по ней напишет сочинение каждый советский школьник. В экспозиции кругом руины. Они по всей галерее: обугленные деревни, голые печные трубы на фоне пустого мрачного неба. Но вот, наконец, свет — он льется из картины Александра Лактионова. «Письмо с фронта». Эта работа, запечатлевшая реальную, кстати, получила Сталинскую премию.

А вот другой могло бы и вовсе не быть, если бы комендант не решился впустить художников-фронтовиков в зал, пожалуй, самого важного в истории суда. Эскиз к этой картине группа советских художников Кукрыниксы сделала прямо во время знаменитого Нюрнбергского процесса, причем — тайно. Они сидели как бы напротив в ложе для прессы и делали вид, что записывают текст, а сами пытались ухватить взгляд, позы фашистов, например, Геринга, одного из вождей Третьего рейха.

Это не просто выставка — поиск: как не забыть, как поклониться каждому герою? Вот макет памятника генералу Ефремову.

«Ефремов, армия которого была в окружении, отбивался, как мог. Когда за ним наши прислали самолет, чтобы вывезти его, как было принято, он отправил самолет обратно, а сам застрелился, когда уже был полностью окружен немцами», — рассказал министр культуры Владимир Мединский. Он предложил Сергею Собянину поставить памятник Ефремову в Москве.

…А вот летчик Девятаев на картине «Земля родная» не о подвиге летчика, а о его счастье бежать, наконец, из немецкого плена. «В 1944 году бежал с другими заключенными, друзьями, из лагеря на бомбардировщике немецком. Угнал самолет, его чуть не сбили наши зенитки. И он привез документы по ФАУ-1 и ФАУ-2», — рассказал митрополит Тихон.

Выставку в Манеже посетил Владимир Путин зашел в каждый зал. Специально для экспозиции в Москву из Санкт-Петербурга доставили икону Святителя Николая — образ, особый для ленинградцев. . В годы войны перед ним совершались ежедневные молебны о победе русского воинства и снятии блокады. В центре иконы медальон — с частицей мощей Святителя Николая. Президент надолго задержался возле нее. А позже, на вручении госнаград, он поделился с гостями впечатлениями от выставки.

«Экспозиция создавалась при активном участии региональных музеев, картинных галерей. И ее масштаб, безусловно, впечатляет. Представленные на выставке произведения наполнены глубокой духовной силой народа, одержавшего Великую Победу», — подчеркнул президент России.

От Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Астрахани, от маленьких региональных музеев до Русского музея в Петербурге — картины искали и отбирали по всей стране. В стенах Манежа они дополняют друг друга, перекликаются и рассказывают непростую историю подвига большой страны. В честь 75-летия Победы выставка «Память поколений» в следующем году отправится в разные регионы.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

haron
10.11.2019 19:01
Прекрасные стихи.
ort
08.11.2019 13:08
«Даже сквозь соцреализм, каноны и условности, которые задавало в тот момент искусство, прорывается живой, чистый голос — и его слышно в живописи. Соцреалистические полотна на военную тему кардинально отличаются от работ мирного времени», — сказал Привалов///||||
-------------------------

Даже сквозь очень неплохое и регулярное государственное финансирование Союза художников, Союза писателей, Союза композиторов в СССР- в их работах иногда прорывался соцреализм ........
А "каноны и условности"- как ни странно- оказались непременным атрибутом всякой культуры. Что стало очевидным в наше время "срывания покровов и отказа от табу со всеми их условностями".
Алексей Вячеславович
07.11.2019 17:22
В германской дальней стороне
Увял великий бой.
Идет по выжженной стерне
Солдат передовой.
Конец войны. Река, ворча,
Катает голыши;
И трупы синие торчат,
Вцепившись в камыши,
Вцепившись в камыши,
Вцепившись в камыши.

И ветер падалью пропах,
Хитер и вороват.
И охряные черепа
Смеяться норовят.
Лежит, как тяжкое бревно,
Вонючая жара.
Земля устала - ей давно
Уж отдохнуть пора,
Уж отдохнуть пора,
Уж отдохнуть пора.

И вот на берегу реки
И на краю земли
Присел солдат. И пауки
Попрятались в пыли.
И прежде чем большие дни
Идти в обратный путь,
Мечта измученная с ним
Присела отдохнуть,
Присела отдохнуть,
Присела отдохнуть.

И он увидел, как во сне,
Такую благодать,
Что тем, кто не был на войне,
Вовек не увидать.
Он у ворот. Он здесь. Пора.
Вошел не горячась.
И все мальчишки со двора
Сбегаются встречать,
Сбегаются встречать,
Сбегаются встречать.

Друзья кричат ему: "Привет!" -
И машут из окна.
Глядят на пыльный пистолет,
Глядят на ордена.
Потом он будет целовать
Жену, отца и мать.
Он будет сутки пировать
И трое суток спать,
И трое суток спать,
И трое суток спать.

Потом он вычистит поля
От мусора войны:
Поля, обозами пыля,
О ней забыть должны.
Заставит солнце круглый год
Сиять на небесах,
И лед растает от забот
На старых полюсах,
На старых полюсах,
На старых полюсах.

Навек покончивши с войной
(И это будет в срок),
Он перепашет шар земной
И вдоль и поперек.
И вспомнит он, как видел сны
Здесь, у чужой реки;
Как пережил он три войны
Рассудку вопреки.
Рассудку вопреки.
Рассудку вопреки…

М. Анчаров, 1946

Эксклюзив
18.11.2019
Андрей Марчуков
Если посмотреть правде в глаза…
Фоторепортаж
20.11.2019
Подготовила Мария Максимова
Выставка в «Коломенском» рассказывает о том, как воспитывали и учили детей Николая II.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».