Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 марта 2024
Квест в старинном интерьере

Квест в старинном интерьере

В Российской государственной библиотеке (бывшей Ленинке) проходит выставка «Книги старого дома: мир детства XIX – начала XX века»
Подготовила Мария Максимова
15.02.2019
Квест в старинном интерьере

Это удивительная выставка-игра, выставка-квест одинаково интересна и взрослым, и детям. На ней представлены дореволюционная детская книга, периодика на русском и основных европейских языках из собрания РГБ, а также произведения живописи XVIII-начала XX вв. из коллекции Новгородского музея-заповедника. Издания и картины дополняются предметами, которые формировали когда-то детское мировосприятие, а сегодня способны рассказать об интересах, обучении, развлечениях, семейных ценностях и традициях ушедшей эпохи.  

Проект «Книги старого дома» переносит на 100 лет назад, в старый усадебный дом, похожий на тот, что Александр Бенуа изобразил на листке с буквой «Д» в «Азбуке в картинах», придуманной художником для маленького сына Коли в 1904 году. Куда исчезли его обитатели, можно только гадать. Но в доме осталась память, сохранившаяся в книгах, портретах, игрушках. Книги, живущие в комнатах, рассказывают скорее не об истории детской дореволюционной литературы, а о том, что читали, любили и хранили представители трёх поколений большой семьи. Книги смогли сберечь то, о чем мечтали их хозяева, что вдохновляло их, что было важным и ценным для каждого в отдельности и для всех вместе. Переходя из комнаты в комнату, посетители выставки знакомятся с лучшими изданиями для детей XIX-начала XX вв. и видят, как менялось отношение к детской литературе, как развивалось противостояние между назидательной реалистической прозой, ограждавшей юных читателей от порока и опасностей, и книгами, погружавшими в мир сказки и мечты, приключений, юмора. Александр Бенуа, создавший «Азбуку в картинах», стал прообразом папы в воображаемом семействе воссозданного дома, а его книга – проводником по выставке.  

Домик в лесу из азбуки Бенуа обрел в РГБ воображаемый интерьер: это череда залов, украшенных портретами, увешанных детскими рисунками XIX века и уставленных книжными шкафами. В глубине – Тайная комната. И если книги и артефакты, разбросанные в пространстве экспозиции, датируются разными годами с конца XVIII века (старше всех первая энциклопедия «Детская тека», 1794), то у Тайной комнаты датировка чёткая – 1918-й.

В память о расстрелянной семье Романовых здесь собраны издания, подаренные царским детям на их последнее Рождество, и те, что давно были в доме, где читали по-русски, по-немецки и по-английски. Зал поделен надвое: мирная жизнь в Александровском дворце под Петербургом противопоставлена скитаниям по стране, из которых вернулись лишь книги-мемории да архивные фото...

В экспозицию вошли также книги из личной библиотеки прабабушки Николая II, императрицы Александры Фёдоровны. Это первый детский «ужастик» «Стёпка-Растрёпка» Генриха Гофмана, роскошные издания эпохи модерна и рукописный «Наш журнал», созданный детьми и изданный их родителями-художниками, книга-гротеск «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета», написанная Владимиром Далем  под псевдонимом Казак Луганский, детские журналы «Светлячок», «Тропинка», «Подснежник», «Задушевное слово», «Галчёнок» и другие. 

Зритель, завороженно бродит по домику Бенуа среди множества изданий. Яркие и строгие обложки, затейливые рисунки на страницах, созданных как иностранными, так и русскими авторами – от первого иллюстратора Гоголя А. Агина и знаменитого И. Билибина до полузабытой Н. Живаго –напоминают о становлении книжной графики.

В дополнение к изящным картинкам из книг – живописные портреты читателей, привезенные из Новгородского музея-заповедника. Среди образов детей и аристократы, и отпрыски просвещенных купцов, и крестьяне.

На втором этаже «расположились» няни и гувернантки с их отличным от хозяйского кругом чтения. И тогда печатались специальные издания, помогавшие воспитывать детей различного склада характера, вспыхивали дискуссии, как именно стоит учить – например, способствует ли образованию игровое начало.

Здесь же, на верхнем этаже, нашлось место и для учебного класса. Поражает обилие пособий, позволявших, например, выработать красивый почерк или научиться готовить, а также занимательных изданий, посвященных ботанике, анатомии, географии. Любопытно сравнить старинные познавательные издания с нынешними – еще не факт, что сегодня они яснее и красочнее. Фантазия авторов не знала границ. Дети были вольны раскрашивать картинки, вырезать из бумаги кукольные наряды, строить панорамы или разыгрывать спектакли театра теней, показывать фокусы, которым «обучали» шоколадные обертки (кондитеры состязались в изобретательности, борясь за покупателя). А подростки проверяли познания через настольные игры и искали ответы на сложные вопросы в десятитомной иллюстрированной энциклопедии издательства Сытина.

Сейчас многие тексты оцифрованы и предложены новым читателям на бесчисленных гаджетах, органично уживающихся в Ивановском зале РГБ со «старомодными» бумажными книгами. Ближе познакомиться с экспонатами, «полистать» книги можно при помощи мультимедиа и специального бесплатного приложения для смартфонов «Артефакт».

Словом, на этой выставке встречаются история и современность. В рамках образовательной программы для детей проходятся мастер-классы, а лекции и экскурсии позволяют понять, что книга не только в прошлом, но и в настоящем – неотъемлемая часть тёплого семейного уюта.


По материалам СМИ


Эксклюзив
18.03.2024
Максим Столетов
Запад поставляет Киеву тысячи ударных дронов
Фоторепортаж
13.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Ярославле открылся музей СВО


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..