Обойдемся ли мы без западных продуктов?
Россия ввела эмбарго на импорт продовольствия и многих видов сельхозсырья из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии.
Комментирует экономист Алексей Чичкин:
- Это решение, как известно, стало реальным ответом на ужесточение в начале августа политико-экономических санкций против России со стороны США, Канады, Австралии и послушно исполняющих «демократическую» волю президента Б. Обамы якобы независимых стран ЕС. Сами по себе санкции Запада, по его же официальной версии, – наказание России за «поддержку пророссийских сепаратистов на Юго-Востоке Украины». Правда, сейчас многие иностранные СМИ признают, что помощь РФ «сепаратистам» всего лишь дипломатическая и гуманитарная. И уж тем более эта помощь не идет ни в какое сравнение с той политической и военно-технической поддержкой, которую Запад оказывает киевской хунте, прежде всего, для проведения бесчеловечной т.н. «антитеррористической операции» в провозглашенных Донецкой и Луганской республиках.
В общем, можно сказать, что ответный ход со стороны России обозначен, и довольно-таки явственно. При этом многие российские ведомства (минсельхоз, минэкономразвития и др.) уверяют, что можно в считанные месяцы, если даже не недели, заменить импорт собственной продукцией и тоже импортом, но уже из дружественных нам стран. Однако нельзя не отметить, что за последние 25 лет Россия превратилась в крупнейшего потребителя, по большей части, западного продовольствия. До последнего времени продовольственные ресурсы страны формировались за счет импорта минимум на 30%, в числе которого мясная и рыбная продукция составляла до 35%. Цифры по овощам и фруктам почти такие же, а по масломолочным изделиям, включая сыры, даже выше – 35-40%. На страны, поставки из которых теперь запрещены, приходилось более 70% объема продовольственного импорта России.
Замечу, такое положение продолжалось не один год. И выпадающий из торгового оборота импорт заменить собственной продукцией - качественной и доступной по ценам - в считанные месяцы, полагаю, едва ли возможно. Например, хотя бы потому, что уровень прямой и косвенной господдержки аграриев в странах, откуда запрещен импорт, минимум вчетверо больший, чем в России. А обеспечение АПК в тех же странах собственными технологиями сельхозпроизводства и продукцией собственного сельхозмашиностроения превышает 75%. В то же время в РФ этот показатель не превышает 50%, и не в последнюю очередь потому, что российские, скажем, тракторы, комбайны, средства обработки почвы, техустройства для орошения и т.п., корма для птице- и животноводства зачастую дороже, чем импортные. Только названные факторы значительно влияют на ценообразование, естественно, в сторону повышения. И далее – на конкурентноспособность.
Что касается ввоза продовольствия из дружественных нам стран, то здесь надо учитывать и возможные объемы, точнее – пределы этого импорта и, конечно, протяженность маршрутов поставок. По мнению ряда экспертов, продовольствие из Латинской Америки или Юго-Восточной Азии, – а эти регионы уже объявлены в числе главных заменителей сельхозимпорта с Запада, - будет дорогостоящим именно из-за огромных перевозочных расстояний в сравнении, например, с поставками из ЕС или Норвегии. Вдобавок, новые поставщики уже склонны считать себя едва ли не монополистами на российском рынке и потому, по некоторым данным, начинают «накручивать» цены.
Исполнительный директор Ассоциации предприятий рыбного рынка РФ Алексей Аронов сказал мне, что ввоз рыбы, в частности из Чили, или ее поставки с российского Дальнего Востока в европейскую часть РФ, традиционно зависящей от ввозимой рыбы, вызовет удорожание этого вида продукции из-за больших расстояний и, соответственно, транспортных расходов в отличии, скажем, от маршрутов поставок из Скандинавии или стран еврозоны. Похожую оценку высказал и эксперт продовольственного рынка Дэвид Лоуин. «Запреты на ввоз продовольствия всегда и везде оборачиваются его удорожанием, что бы ни заявляли правительства стран-импортеров», - сказал он и отметил, что в вопросе подорожания продовольствия в России важны такие факторы, как «сроки, объемы, цены замещающих импортных поставок и государственная политика в РФ по поддержке внутреннего производства сельхозпродуктов и отраслей, работающих на АПК».
Разумеется, новые страны-поставщики могут и снижать расценки на свою продукцию (демпинговать), чтобы надолго утвердиться на столь крупном рынке, как российский. Тогда нашим производителям будет трудно конкурировать и с этим импортом, поскольку производственные издержки отечественных сельхозпроизводителей, мягко говоря, отнюдь не уменьшаются. Думается, сегодня вполне можно согласиться с мнением президента Международной организации кредиторов Роберта Абдуллина и вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Георгия Петрова, которые едва ли не в унисон заявили мне: смена стран-поставщиков любых товаров – это, конечно, не панацея, очень многое зависит от того, будут ли приняты оперативные меры по поддержке отечественных сельхозпроизводителей и, соответственно, по ускоренному продвижению их продукции к российскому потребителю. Таким образом, как всегда, все зависит от нас самих.
Материалы по теме: