Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 декабря 2017

Кто завышает цены?

Комментирует экономист Леонид Шипилов
08.08.2017
Кто завышает цены?

После поступления в российские торговые сети товары становятся минимум на треть дороже.

Комментирует экономист Леонид Шипилов:

– Вопрос о ценах на товары массового спроса, как известно, вопрос социальный, вопрос самочувствия общества, его настроений. Это хорошо прослеживается и в истории российской революции 1917 года…

Проблему сегодняшнего ценообразования в нашей стране еще раз высветили российско-индонезийский форум и фестиваль Индонезии, состоявшиеся 3-6 августа в Москве. Представители индонезийского правительства, посольства и торгпредства отмечали, что росту спроса в России на разнообразную продукцию из их страны могли бы способствовать Торговый дом Индонезии или специализированные (по товарному ассортименту) торговые объекты, так как там не будет чрезмерных торговых наценок. Примерно такие же предложения, и отнюдь не первый год, наряду с Джакартой озвучивают многие другие страны дальнего и ближнего зарубежья. Но чётких ответов российской стороны нет. (Если не считать действующих в РФ крупных национальных торговых объектов Белоруссии, Армении, Азербайджана и Казахстана).

Вместе с тем актуальность и востребованность подобных вариантов развития торговых отношений обусловлены, прежде всего, формированием зон свободной торговли (ЗСТ) РФ и ЕАЭС с этими странами. Напомним, что с 2016 г. такая зона у ЕАЭС/РФ действует с Вьетнамом; проводятся консультации по созданию ЗСТ с блоком АСЕАН, куда входит и Индонезия, а также с Турцией и Ираном, Индией и КНР, Чили и Египтом, с Монголией, Пакистаном, Израилем. Растут объемы и расширяется ассортимент торговли, как с ними, так и многими другими странами Азии, Южной Америки. Словом, с одной стороны, очевиден реальный поворот на Восток российской внешней торговли. Но, с другой, цены на прилавках на продовольственные и другие товары массового потребления из этих стран «зашкаливают» в сравнении с ценой на них в РФ после уплаты ввозных пошлин и оплаты транспортно-складских расходов. В результате эти товары в большинстве своём залёживаются в магазинах. Что, в свою очередь, вынуждает страны и компании-поставщики поднимать перед российскими партнерами ценовой вопрос, вопрос доступности этих товаров для российских потребителей.

Так, на упомянутом индонезийском фестивале, где национальная продукция реализовывалась самими производителями или их дочерними торговыми фирмами, разнообразные продовольственные товары были в полтора, а то и в два раза дешевле, чем в торговых сетях РФ. Схожие ценовые диспропорции были характерны для текстильного ассортимента, товаров кожгалантереи, фармацевтики, бытовой химии, парфюмерной продукции, мебельных и кухонных аксессуаров, керамики, изделий прикладного искусства и т.д. Похожие ценовые аномалии наблюдаются с товарами и из других стран.

Понятно, что национальные торговые объекты, как и объекты того же профиля российских регионов, например, в Москве и Санкт-Петербурге, где высокий потребительский спрос, будут более конкурентоспособными в сравнении с торговыми сетями, поскольку в последних торговые наценки на большинство товаров нередко достигают 40% и более. Сказывается здесь и то обстоятельство, что, по имеющимся данным, производители/поставщики 15-17% выручки от реализации своей продукции оставляют сетям. В качестве своего рода гарантии за место на прилавках. Поэтому эти издержки производители/поставщики вынуждены включать в цену своих товаров, что тоже ведёт к росту цен.

Заметим в этой связи, что доля торговых сетей в общем объеме реализации товаров массового спроса в РФ достигает, по разным оценкам, 65-70%, что, собственно, и порождает ценовой монополизм на российских прилавках. В итоге – сверхзавышенные цены на продовольственные и другие товары широкого потребления, в том числе и индонезийские.  

В то же время сети, особенно в крупных городах, промышленных и курортных центрах РФ, работают по долгосрочным (и продлеваемым) контрактам с поставщиками продукции, в основном, из Северной Америки и Евросоюза. Цены на эту продукцию, хотя и стабильно высокие, но искусно регулируются сетевиками. Чтобы именно ее покупали в первую очередь, цены, к примеру, на рыбопродукты из Гренландии или с Фарерских островов (автономии подсанкционной в РФ Дании) или на турецкие помидоры устанавливаются более приемлемые для покупателя, чем на рыбу из российского Прикаспия, других прикаспийских стран СНГ или на помидоры из российских регионов. А также – на продтовары из развивающихся стран, поставляемые в те же сети не через традиционных, т.е. не через западных, трейдеров.

Обусловлена такая сбытовая и сетеценовая политика, видимо, тем, что подавляющее большинство торговых сетей в РФ либо зарегистрированы на Западе, либо в них преобладают или весомо присутствуют западные акционеры.   Характерно это и для продовольственных торговых сетей. Скажем, в «Магните» доля американского участия – 35% («JPMorgan Chase Bank, N.A.» – 29,94%; «Oppenheimer Funds, Inc» – 5%), а сеть «Метро» – полностью американская («Metro Cash & Carry" - 100%). Сеть «Ашан», как известно, целиком французская. Сеть «Дикси» – более чем наполовину оффшорная (кипрские «Dixy Holding Ltd.» – 51,29%, «Protsvetaniye Holdings Limited» – 6,76%) – так же, как и сеть «Лента» (кипрская «Зоронво холдингс лимитед» – 100%). А страна происхождения сети «О’Кей» – Люксембург (люксембургская АО «О'ОКЕЙ ГРУПП» – 99%). Сеть «БИЛЛА» – германо-австрийская (зарегистрирована в Австрии, принадлежит германской REWE Group).

Таким образом, решать вопросы импортозамещения надо не только в пищепроме и других отраслях промышленности и сельского хозяйства России, но и в системе сбыта продукции.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».




Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.
ВЕРА
16.10.2017 17:54
Родина моя
Скорбна и нема...
Родина моя,
Ты сошла с ума.
Родина моя -
Нищая сума.
Родина моя, ты сошла с ума".

(Игорь Тальков).
Историк
15.08.2017 4:23
Страный, если не сказать больше, вопрос. Вы забыли какой строй власть строила все 25 лет? Воровской капитализм с российской особенностью. Народ при таком стое это лохи которые должны отдать все что имеют, залезть в долги и стать рабами. Вот мы и имеем то что имеем. Кто с этим не согласен?
Александр
14.08.2017 13:16
Изобилие продуктов,товаров да! Но качество и ценность одно,импорт другое, в чьих руках торговая сеть,третье. И ещё! Западный обыватель тратить на питание 10-15% заработной  платы,причем продукты хорошего качества! И как питаются большая часть жителей сельской местности. Сравнение не в пользу россиян. Что бы выжить значительная часть населения по-прежнему трудится в огороде. Иначе?!официально более 20 миллионов живут в нищете
не провокатор
12.08.2017 22:28
А разработали эту гениальную систему кто! Первооткрыватель конечно консалтинговая компания" Делойт и Туш",исполнитель покойный Егорка и что символично для страны,до сих пор сотрудники этой компании,являются платными консультантами одного нашего министерства.вот поэтому и не можем сами себя обеспечивать продовольствием и одеждой! Чего не хватает купим,только не хватает практически всего! Если почти половина з/ платы идет на унитаз.значит нас победили без единого выстрела,разве не так!
Вам А. Райкин давно всё рассказал
12.08.2017 16:21
Цены завышают те, чьи папаши раньше создавали дефициты. И вкус спицфицский.
Серж-1
11.08.2017 9:10
Людмила  - о том, собственно,и  речь !!!
Людмила
10.08.2017 14:04
Всё дело в том, что потребительский розничный рынок России отличается отсутствием (здоровой) конъюнктуры. Товарный рынок поделен на сегменты с раздачей и закреплением импортно-экспортных контрактов с определенными фирмами. Таким образом, торговая сеть - это паутина с закрепленными нитями между поставщиками и магазинами розничной торговли. Ценовая политика базируется на взаимовыгодных интересах сторон контракта. Ценовая планка всегда поддерживается на максимуме возможного. Контрактные цены могут далеко отстоять от цен себестоимости. Спрос и предложение на товарных рынках РФ не естественный фактор, а мафиозный порядок. Интересы покупателя подминаются договорной ценовой планкой. На это фоне, цены на отечественные товары могут базироваться на себестоимости с плюсом небольшой торговой прибыли. Торговая мафия получает сверхприбыль от продажи импортных товаров. Положение на рынке рыбопродукции обусловлено отсутствием РФ рыбы, но только импортная. СССР занимал 2-1 место в мире по объему вылова рыбы. Надо бы вернуться к развитию рыболовства РФ и установить нормальную пропорцию розничных цен на рынке продовольствия. Торговля рыбой с морского причала вдвое снижает розничные цены - должны быть магазины по аналогии. Проект "Океан" был задвинут властью.      
Вымпел
09.08.2017 19:18
Торговля   в РФ -  под иностранным  контролем. Власть  будто бы не знает этого?!
Дед Январь
08.08.2017 20:06
Выходит дело, торговли без обмана не бывает... Пусть цены растут. На хлебе и на картошке как-нибудь протянем, а изобилие товаров, в большинстве своём сомнительного качества, не для нас... Пусть лежат и протухают...
Рахмет Львович
08.08.2017 18:30
Наивно полагать, что СИСТЕМА, издавна нацеленная на "западное"/"прозападное" товаропродвижение, вмиг озаботится отечественным и "незападным" ассортиментом, выгодными для потребителей ценами и т.п. Для этого выстраивается государвтом (или, хотя бы, с  его участием)  кардинально ДРУГАЯ система внутр. торговли и, в целом, экономики. Потому постоянны и эти, и сопутств.  проблемы для товаропроизводителей.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 11 найденных.

Эксклюзив
06.12.2017
Наталия Нарочницкая
Выступление на 11-м Европейском русском форуме в Брюсселе.
Фоторепортаж
07.12.2017
Подготовила Мария Максимова
Центр моды и дизайна, открывшийся в Москве, представил первую выставку.