Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 сентября 2021
Заработает ли «Транссиб Закавказья»?

Заработает ли «Транссиб Закавказья»?

Роль этой магистрали велика для России и всех стран региона
Алексей Чичкин
24.11.2020
Заработает ли «Транссиб Закавказья»?

Соглашение по урегулированию вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном предусматривает возобновление работы всех магистралей Закавказья, в том числе международных. Следовательно, предстоит восстановить и трансрегиональную железную дорогу, соединяющую Россию, Азербайджан, Армению и Иран, идущую также (через Армению) в Турцию и к черноморским портам Грузии. Почти 30 последних лет из-за армяно-азербайджанского конфликта магистраль бездействовала, хотя еще в 1910-х получила название «Транссиба Закавказья».

Закавказская железная дорога строилась поэтапно с 1865 по 1949 г. Ответвление в Иран (от азербайджанской станции Джульфа) было создано к 1911 году, а в Турцию от станции Ахурян в Армении — в 1899 году. Таким образом, «Транссиб Закавказья» изначально планировался как для дополнительного сквозного маршрута через Закавказье, так и для соединения железнодорожной сети этого региона и Российской империи с Турцией и Ираном. В 1930-х — начале 1940-х гг. параллельно границе с Ираном был построен участок из Нахичеванской автономной республики Азербайджана через Южную Армению (район Мегри) на Баку.

В результате артерия была состыкована и с Прикаспийской железной дорогой РСФСР — Азербайджан. В целом была сформирована международная железнодорожная сеть советское Закавказье — Турция — Иран.

Это позволило, во-первых, активно развивать экономические связи республик региона и всего СССР с Турцией и Ираном. А во-вторых — осваивать международный евроазиатский грузопоток: этот транзит через Южное Закавказье за 1950-е — 1980-е возрос более чем в шесть раз. При этом суммарные транзитные доходы к 1987 году превысили (в текущих ценах) 17 млрд долл. Неудивительно, что Экономический и Социальный Совет ООН и Постоянная конференция ООН по торговле и развитию еще в 1960 году включили «Транссиб Закавказья» в реестр 30 стальных магистралей международного значения.

Значимость этого транспортного коридора особенно проявилась в годы Великой Отечественной войны: за 1942 — 1945 годы было перевезено свыше 70% всего объема грузов, поступивших через Иран в СССР из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Южнофриканского союза и Британской Индии. А первый пассажирский поезд Тбилиси — Ереван — Нахичевань — Джульфа — Мегри — Баку (и в обратном направлении) прошел еще в 1943 году. Более того: в 1950-х — середине 1980-х через Джульфу ходил еще пассажирский поезд Москва — Тегеран — Москва.

Сегодня, по предварительным экспертным оценкам, благодаря этой магистрали объем российско-иранской и российско-турецкой торговли может увеличиться, соответственно, минимум на 30% и на 20 — 25%.

Рост объемов армяно-иранской и турецко-азербайджанской торговли прогнозируется на 40 — 50% и на 25 — 30% при возобновлении работы этой артерии. Плюс ко всему в Скандинавии, Восточной Европе, с одной стороны, и в странах бассейна Персидского залива, с другой, растет спрос на взаимный грузовой транзит в треугольнике Черноморско-Каспийский регион РФ (Северный Кавказ) — страны Закавказья — Иран.

Освоение крупных запасов руд цветных металлов в Нахичеванском регионе, увеличение мощностей медно-кобальтового комбината на базе местного сырья в южноармянском районе Капан-Горис (северо-восточнее Мегри) тоже станут возможными при деблокировке «околоиранского» армяно-азербайджанского железнодорожного участка (Нахичевань — Мегри — Минджевань). Как и развитие хлопководства, субтропического земледелия, освоение крупных запасов целебных минвод в сопредельных районах Армении и Азербайджана, что примыкают к тому же участку.

Кстати, еще в 1980-х такие планы были сориентированы на развитие пропускной способности большей части «Транссиба Закавказья». Таким образом, становятся вполне очевидными экономические и геополитические выгоды для России, Ирана, Турции и закавказских стран при возобновлении работы «Транссиба Закавказья».

Однако для полноценного использования маршрута нужно реконструировать не меньше трети его протяженности, так как почти 30 лет простоя привели в негодность немало участков магистрали. В ее использовании заинтересованы также Иран, Турция, Армения и Азербайджан, судя по тому, что положение о разблокировании транспортной сети включено в трехстороннее соглашение Москвы, Еревана и Баку об урегулировании конфликта.

Очевидно, что «Транссиб Закавказья» можно вернуть к полноценной работе только совместными усилиями Армении, Азербайджана, Турции, Ирана и, конечно, России.

Главное, чтобы договоренности о прекращении войны в регионе выполнялось в полном объеме. А также — была отменена Турцией транспортная блокада Армении, введенная еще в 1993-м.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.
Александр Мясникян Хорунжему
03.12.2020 16:24
чтобы артерия зависела от Москвы Россия должна ПРЕЖДЕ ВСЕГО присутствовать на южном кавказе в виде политически застолбленной территории.....сначала вхождение в состав РФ потом транспортные коридоры Хорунжий. Не сбрасывайте со счетов Великобританию которая зорко за вами наблюдает но уже готовится спустить с поводка турок....У России открыты фланги в области легитимности действий на южном Кавказе и британцы этим немедленно воспользуются- нужно восстанавливать суб'ектность России на южном кавказе-да, пока в Армении, посредством ее вхождения в состав РФ,. этого будет достаточно чтобы потом пред'явить свое право и на транспортные коридоры артерии магистрали. Российская империя должна вернуться на берега Аракса вот и весь разговор.
Хорунжий
30.11.2020 14:09
НИЧЕГО ПОДОБНОГО _ откуда такая "боязнь"? от Москвы зависит, кому эта артерия будет служить ! Если так же, как ПРОИГРАННЫЕ РФ выборы в Молдове, тогда точно - ТУРАНУ.
НИКТО не лишал Армению границы с Ираном и параллельной железной дороги. Уже создаётся 4-сторонняя комиссия по этому вопросу (РФ, Армения, Азербайджан, Иран)
Александр Мясникян
29.11.2020 15:48
Нерешенность политических вопросов, продолжающее под давлением Анкары ухудшаться положение Армении ( не путать Армению с пашиняном) и традиционное историческое проигрывание туркам в дипломатии (после чего неудачи российских министров иносрт.дел исправляются российскими военными) приводит к выводу: преждевременный закавказский транссиб будет служить Турану. Но никак не России.
Марат Дахоев
27.11.2020 23:34
Наоборот - НЕ ОПОЗДАТЬ БЫ ! Правильно всё указано в материале. Срочно нужно создавать соотв. ж.д. консорциум РФ, Армении, Азербайджана и Ирана.
Александр Мясникян
26.11.2020 0:10
рано еще......
Анатолий Лавритов
25.11.2020 18:41
Решение карабахской проблемы Закавказья видится только в восстановлении транспортных связей, налаживавшихся после Крымской войны. И если Россия,Азербайджан и Армения на территории Российской Империи, а позднее и СССР, уже пользовались закавказким Транссибом, то это выгодно также Турции и Ирану,с которым Россия уже планирует модернизацию транспортного пути. Поэтому план дальновидного Путина рано или поздно, но будет выполнен! Война - это кровь и разрушения, а на смену ему придёт мир созидания и обеспечения работой населения!
Игорь Владимирович
24.11.2020 23:10
То есть Россия безропотно согласилась с присутствием Турции в Закавказье и на её влияние на весь Кавказ? Помогаем ей строить Османскую империю? Просто прелестно.... И даже нет слов.
Ну а с чего вы взяли, что Армения, Иран и даже Грузия согласятся на тюркскую авантюру и захотят в этих неоосманских проектах участвовать? Не согласятся они и правильно сделают.
Верпанов
24.11.2020 22:52
ПОлная ерунда насчет щлейфа пантюркизма: Турки хотят построить прямую дорогу в Нахичевань (а не по существующей через Армению), а на днях премьеры РФ и Азербайджана - сообщают азерб. СМИ - уже предварительно обсуждали восстановление прежнего маршрута.
Лаврентьев С.В.
24.11.2020 16:36
БОЛЕЕ ЧЕМ ВАЖНАЯ ТЕМА ! Если эта артерия откроется (её роль понимали еще в начале 20 века и в России, и в Иране, и в Турции !), - пусть и, напр., в рамках концессии РФ, Армении, Азербайджана и Ирана, - это будет ВАЖНЕЙШАЯ победа РФ в регионе ! Магистраль уникальная: соединение всего Закавказья и его с Россией, выходы в Иран и Турцию, уникальная природа, избыток самых разных фруктов на станциях, национальный колорит на станциях по всему маршруту...
Приходилось ездить по ней дважды в 80-х. Знаю, что по ней ездил и Шахиншах М.-Р.Пехлеви с семьёй в 1972-м (Джульфа-Мегри-Баку-Мегри-Джульфа-Тебриз-Тегеран), назвав эту дорогу "незыблемым маршрутом дружбы народов Закавказья, как и народов Ирана и СССР"...
Дон Педро
24.11.2020 15:57
Это будет турецкий транссиб для глобальных интересов Турции и для восстановления империи Османов. И Турция это как бы не скрывает. Но нам-то зачем содействовать восстановлению Османской Империи? Что же мы всё ради сиюминутных денежных выгод ( тоже сомнительных) ставим под угрозу безопасность России?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.

Эксклюзив
20.09.2021
Владимир Малышев
Что показали итоги выборов в Госдуму Российской Федерации.
Фоторепортаж
20.09.2021
Подготовила Мария Максимова
В Центральном Доме Российской Армии проходит выставка народного художника России Евгения Корнеева.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.