Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Заработает ли «Транссиб Закавказья»?

Заработает ли «Транссиб Закавказья»?

Роль этой магистрали велика для России и всех стран региона
Алексей Чичкин
24.11.2020
Заработает ли «Транссиб Закавказья»?

Соглашение по урегулированию вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном предусматривает возобновление работы всех магистралей Закавказья, в том числе международных. Следовательно, предстоит восстановить и трансрегиональную железную дорогу, соединяющую Россию, Азербайджан, Армению и Иран, идущую также (через Армению) в Турцию и к черноморским портам Грузии. Почти 30 последних лет из-за армяно-азербайджанского конфликта магистраль бездействовала, хотя еще в 1910-х получила название «Транссиба Закавказья».

Закавказская железная дорога строилась поэтапно с 1865 по 1949 г. Ответвление в Иран (от азербайджанской станции Джульфа) было создано к 1911 году, а в Турцию от станции Ахурян в Армении — в 1899 году. Таким образом, «Транссиб Закавказья» изначально планировался как для дополнительного сквозного маршрута через Закавказье, так и для соединения железнодорожной сети этого региона и Российской империи с Турцией и Ираном. В 1930-х — начале 1940-х гг. параллельно границе с Ираном был построен участок из Нахичеванской автономной республики Азербайджана через Южную Армению (район Мегри) на Баку.

В результате артерия была состыкована и с Прикаспийской железной дорогой РСФСР — Азербайджан. В целом была сформирована международная железнодорожная сеть советское Закавказье — Турция — Иран.

Это позволило, во-первых, активно развивать экономические связи республик региона и всего СССР с Турцией и Ираном. А во-вторых — осваивать международный евроазиатский грузопоток: этот транзит через Южное Закавказье за 1950-е — 1980-е возрос более чем в шесть раз. При этом суммарные транзитные доходы к 1987 году превысили (в текущих ценах) 17 млрд долл. Неудивительно, что Экономический и Социальный Совет ООН и Постоянная конференция ООН по торговле и развитию еще в 1960 году включили «Транссиб Закавказья» в реестр 30 стальных магистралей международного значения.

Значимость этого транспортного коридора особенно проявилась в годы Великой Отечественной войны: за 1942 — 1945 годы было перевезено свыше 70% всего объема грузов, поступивших через Иран в СССР из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Южнофриканского союза и Британской Индии. А первый пассажирский поезд Тбилиси — Ереван — Нахичевань — Джульфа — Мегри — Баку (и в обратном направлении) прошел еще в 1943 году. Более того: в 1950-х — середине 1980-х через Джульфу ходил еще пассажирский поезд Москва — Тегеран — Москва.

Сегодня, по предварительным экспертным оценкам, благодаря этой магистрали объем российско-иранской и российско-турецкой торговли может увеличиться, соответственно, минимум на 30% и на 20 — 25%.

Рост объемов армяно-иранской и турецко-азербайджанской торговли прогнозируется на 40 — 50% и на 25 — 30% при возобновлении работы этой артерии. Плюс ко всему в Скандинавии, Восточной Европе, с одной стороны, и в странах бассейна Персидского залива, с другой, растет спрос на взаимный грузовой транзит в треугольнике Черноморско-Каспийский регион РФ (Северный Кавказ) — страны Закавказья — Иран.

Освоение крупных запасов руд цветных металлов в Нахичеванском регионе, увеличение мощностей медно-кобальтового комбината на базе местного сырья в южноармянском районе Капан-Горис (северо-восточнее Мегри) тоже станут возможными при деблокировке «околоиранского» армяно-азербайджанского железнодорожного участка (Нахичевань — Мегри — Минджевань). Как и развитие хлопководства, субтропического земледелия, освоение крупных запасов целебных минвод в сопредельных районах Армении и Азербайджана, что примыкают к тому же участку.

Кстати, еще в 1980-х такие планы были сориентированы на развитие пропускной способности большей части «Транссиба Закавказья». Таким образом, становятся вполне очевидными экономические и геополитические выгоды для России, Ирана, Турции и закавказских стран при возобновлении работы «Транссиба Закавказья».

Однако для полноценного использования маршрута нужно реконструировать не меньше трети его протяженности, так как почти 30 лет простоя привели в негодность немало участков магистрали. В ее использовании заинтересованы также Иран, Турция, Армения и Азербайджан, судя по тому, что положение о разблокировании транспортной сети включено в трехстороннее соглашение Москвы, Еревана и Баку об урегулировании конфликта.

Очевидно, что «Транссиб Закавказья» можно вернуть к полноценной работе только совместными усилиями Армении, Азербайджана, Турции, Ирана и, конечно, России.

Главное, чтобы договоренности о прекращении войны в регионе выполнялось в полном объеме. А также — была отменена Турцией транспортная блокада Армении, введенная еще в 1993-м.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..