Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 апреля 2021
Закавказье примирят дороги

Закавказье примирят дороги

Почему затягивается железнодорожное сообщение между Арменией и Турцией?
Алексей Балиев
03.03.2021
Закавказье примирят дороги

О восстановлении международных и региональных транспортно-экономических связей в Закавказье договоренности были достигнуты в ноябре в 2020 г. в Москве, но до сих пор они  не распространены на железнодорожное сообщение Армении с Турцией, заблокированное с 1993 г. Притом что это — кратчайший   сухопутный маршрут между Россией и Турцией, проходящий с 1970-х гг. через Северный Азербайджан и Северную Армению. Магистраль же в Турцию через Армению введена в действие еще в 1902 г. Это старейший международный железнодорожный   путь в Закавказье. Однако открытие этой артерии сегодня слишком политизируется.

image001.gif

Показательный факт. В первой декаде февраля в Россию из Турции, впервые за последние 15 лет, был направлен грузовой поезд. Но не через Армению, а по действующей с 2017 г. магистрали Турция-Грузия-Азербайджан (Карс-Тбилиси-Баку), далее по железной дороге   Азербайджан -РФ. Что касается разблокирования маршрута Армения-Турция, то, по данным информагентства «Еркрамас» (Ереван), в 

Алматы (Казахстан) разрабатывается «Протокол об установлении и развитии двусторонних отношений между Турцией и Арменией». Но Анкара поставила «условие для этого документа — отказ Армении от международного признания геноцида армян в Османской империи в 1915-1918 гг.».

Если бы Турция подключилась к деблокирующим договоренностям Москвы, Еревана и Баку в Южном Закавказье, то упомянутое условие вряд ли было бы внесено в них, которые включают восстановление и международного транзита по железным дорогам региона. К тому же иранская сторона предлагает включить в договоренности Тегеран и Анкару, так как закавказские стальные артерии стыкуются с железнодорожной сетью не только РФ, но также Ирана и Турции.

Тем временем Баку, Ереван, Москва, Тегеран, Анкара уже обсуждают конкретные проекты по реализации договоренностей, включая создание новых транзитных путей между ними с использованием Россией в этом регионе прежних и проектируемых транзитных магистралей.

И если Анкара в самом деле предлагает Еревану не поддерживать   международное признание факта геноцида армян в последние годы Османской империи, то такое условие экономического сотрудничества вряд ли можно назвать рациональным.

Хотя бы потому, что этот факт официально признан более чем 30 странами, не говоря уже о том, что для Армении он имеет принципиальное значение. В числе таких стран Россия, США, Франция, Канада, Италия и др.

Ереван, естественно, не откажется от поддержки международной кампании за признание геноцида. Особенно, с учетом сложившейся внутриполитической ситуации в Армении после конфликта в Нагорном Карабахе. Между тем позиция армянской стороны в этом вопросе не выглядит конфронтационной. Глава МИД Армении Ара Айвазян на днях заявил, что у Турции в связи с урегулированием нагорно-карабахского конфликта «больше нет причин держать границу с Арменией закрытой. Прежде всего, отныне нет причин применять блокаду в отношении Армении», и с разблокировкой армяно-турецкой границы, «что возможно и в рамках усилий международного сообщества, Армения должна быть готова к предотвращению вызовов и к использованию новых возможностей».

К тому же магистраль РФ-Северный Азербайджан-Северная Армения-Турция — это кратчайший железнодорожный маршрут между Россией и Турцией. Что важно и геополитически, и в контексте активного развития двусторонних экономических связей. К тому же та же магистраль — это самый короткий железнодорожный путь (через Турцию) между Россией и Восточным Средиземноморьем, включающим и Сирию.   Причем такой маршрут уже действовал в 1960-х— середине 1980-х гг.

С учетом всех факторов многостороннее соглашение между РФ, странами Закавказья, Турцией и Ираном о беспрепятственном железнодорожном сообщении приобретает особое значение.

Его заключение целесообразно для всех участников процесса. Представляется, что именно такой подход — ключ к окончательному урегулированию ситуации в этом обширном регионе.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Mist
06.03.2021 19:10
Закавказье примирится тогда, когда Армения, Азербайджан и половина Грузии войдут в состав Ирана. Какая то часть Грузии, тяготеющая к Анкаре, войдёт в состав Турции(Аджария и другие). Оставшаяся часть Грузии войдёт в состав Абхазии. А Сочи объявят столицей новой Армении. Туш, аплодисменты!!! Все счастливые и примирённые, в новой дружной семье народов строят железные дороги.
Арцахец
05.03.2021 12:24
Турция воевала против Нагорно-Карабахской Республики(НКР) сама и привезла туда воевать 4000 наемников-джихадистов из ИГИЛ.Как страна-член НАТО Турция не могла бы без разрешения этой структуры воевать и использовать оружие натовского производства.Ровно 44 дня турецко-азербайджано-игиловские войска убивали армянских военных и гражданских лиц,захватывая в плен,отрезая головы и т.д.- нарушая все нормы и принципы международного гуманитарного права.Россия на 45-ый день уже не вытерпела все эти ужасы,которые турко-азербайджано-игиловцами были сотворены и остановила войну,отправила в Нагорный Карабах миротворцев.Тем самым,Россия остановила резню.Странно то,что туркам мало того,что они оккупировали большую часть исконно армянских земель Нагорного Карабаха,у них сейчас хватает наглости ставить условие,чтобы армянский народ оказался от международного признания Геноцида армян?
Вардан
05.03.2021 11:35
Прекрасный материал! Стоит только соединить враждующие стороны железной дорогой, сразу между ними наступит мир! Только вот как быть с историей... СССР и Германию соединяла железная дорога, поезда ходили, а потом - 1941 год...
Арташес
04.03.2021 14:15
ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ В ЭТОЙ СФЕРЕ СПОСОБНА ТОЛЬКО МОСКВА - ПРАВИЛЬНО, ЧТО ЭТУ ТЕМУ ОБЪЕКТИВНО ОТРАЗИЛО "СТОЛЕТИЕ" - ТОЛЬКО "СТОЛЕТИЕ".
Но, видимо, зависимость от "Турецкого потока", от турецких действий в Сирии, Азербайджане, Аджарии, Украине, Средней Азии МЕШАЕТ Москве предпринять соотв. действия. А результатом "прагматизма" вполне может стать БОЛЬШЕЕ сближение Армении с США-Западом-ЕС-НАТО.

Эксклюзив
16.04.2021
Артем Леонов
Российско-иранский канал может обеспечить евроазиатские перевозки кратчайшим путем.
Фоторепортаж
13.04.2021
Подготовила Мария Максимова
В Московском планетарии открылась выставка фотографий, посвящённая первому космонавту Земли.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.