Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2021
Турецкий тупик «Транссиба Закавказья»

Турецкий тупик «Транссиба Закавказья»

Когда же регион будет полностью разблокирован?
Алексей Чичкин
26.01.2021
Турецкий тупик «Транссиба Закавказья»

Железные дороги на Южном Кавказе, имеющие важнейшее значение не только для кавказских, но и евроазиатских экономических связей, уже разблокируются. К сожалению, пока не все: сказываются последствия недавней карабахской войны. Тем не менее в Москве, Баку и Ереване подтверждают, что железные дороги в регионе вскоре возобновят работу. Но об участии Турции в этом процессе почему-то пока говорят мало. Притом что Анкара ввела транспортную блокаду Армении еще в сентябре 1993 года. Зато железная дорога Турция — Грузия — Азербайджан как исправно работала, так и работает. Впрочем, и железная дорога Турция — Иран — Азербайджан тоже.

В то же время не Иран, непосредственный сосед Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, а Турцию, всецело поддерживающую Азербайджан (в отличие от нейтрального Ирана), допустили к мониторингу ситуации в Нагорном Карабахе и в примыкающих к нему районах между Арменией и Азербайджаном. Но такой допуск, как и ранее заявленное разблокирование транспортных артерий в регионе, не сопровождаются обязательством Анкары упразднить транспортную блокаду Армении. В такой ситуации, как отмечают армянские СМИ, Ереван вполне может поставить условие: Армения разблокирует свои транзитные железные дороги в том случае, если будет отменена турецкая транспортная блокада Армении.

Турция, прежде всего в силу географического фактора, едва ли сможет устраниться от решения этого вопроса.

Именно по маршруту Армения — Азербайджан обеспечивается для Анкары кратчайший выход к России, а также к Каспийскому бассейну, в том числе к нефтегазовым залежам.

Турецкий бизнес участвует в их освоении.

Поэтому, как полагает российский эксперт Андрей Арешев, «наверняка ведутся и армяно-турецкие переговоры о нормализации отношений и об открытии границы». По его оценкам, «Турции выгодно закрыть для себя один из региональных конфликтов, продемонстрировав свою незаменимость как регионального игрока». Соответственно, Анкара и Баку «будут стремиться к тому, чтобы повысить экономическое влияние на Армению».

Однако в Армении скептически оценивают решение транспортного вопроса со стороны Турции. Тем более что Анкара, похоже, не планирует решать его без Баку. Так, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил на днях: «…если перемирие в Нагорном Карабахе будет долгосрочным, Турция и Азербайджан могут предпринять шаги для нормализации отношений с Арменией. Мы будем координировать этот процесс взаимно с Азербайджаном».

Как видим, пока со стороны Анкары нет никакой конкретики. А ведь разблокирование железных дорог создаст для Азербайджана кратчайший путь в Турцию в отличие от трансгрузинского маршрута Баку — Тбилиси — Ахалкалаки — Карс — Эрзурум. А это, если подробней, — железнодорожный маршрут Эрзурум — Карс (Турция) — Гюмри — Арташат (Армения) — Нахичевань-Джульфа (Азербайджан) — Мегри (Армения) — Горадиз — Алят — Баку (Азербайджан). О важности именно этого маршрута для Азербайджана часто говорит Ильхам Алиев, что может оказать влияние на транспортную политику Турции в отношении Армении.

Так, 11 января с.г. в Москве глава Азербайджана заявил, что благодаря разблокированию региональных артерий «появится выход и на турецкий рынок, на турецкие и российские железные дороги, то есть открываются огромные перспективы для всего региона». Причем Ильхам Алиев косвенно дал понять, что транспортное разблокирование может дополниться армяно-турецким сегментом: «Я уверен, что рабочая группа, нами созданная (эксперты РФ, Азербайджана и Армении. — А.Ч.), будет эффективно работать, докладывать о реализации проектов. Там несколько проектов и я уверен, что всё это будет реализовано».

Напомним, что железнодорожный маршрут через Армению в Турцию существует с 1900 года! Причем в 1930-х и в 1960-х — 1980-х гг. в советско-турецком железнодорожном сообщении по тому же маршруту курсировали и пассажирские поезда... 

Сегодня российский доступ к транзитной армяно-турецкой магистрали возможен через Азербайджан, далее через северную Армению или по «Закавказскому Транссибу», проходящему вдоль азербайджано- и армяно-турецкой границы.

Отметим, что именно эта магистраль значится среди первоочередных к разблокированию.

Очевидно, что комплексное урегулирование ситуации, в том числе логистической, не может не включать в себя и прекращение турецкой транспортной блокады Армении. Оно выгодно, наряду с Арменией и Азербайджаном, также России и Турции. Между ними восстановится традиционный железнодорожный маршрут. Это очень важный этап в контексте не только двусторонних российско-турецких взаимоотношений, но и нормализации общерегиональной обстановки. Но в данный момент, как говорится, мяч на турецкой стороне.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Оно
31.01.2021 14:30
"Повлиять на Турцию способна только Россия. Но зависимость РФ от транзитного Турецкого потока, от экспорта газа в Турцию, от и фрукто-овощного бизнеса, от политики Турции в Сирии - факторы НЕ в пользу российского воздействия"
--------------;
-----;-
Не нужны России никакие турецкие потоки, нам наоборот нужно как можно скорее избавляться от этих потоков, снижать зависимость от газа и нефти. Из Сирии вообще нужно уходить, она не нужна нам и никак не граничит с Россией, угрозой для России не является. Пусть Иран там решает, что и как. А вот присутствие Турции на Кавказе - это уже реальная угроза безопасности России. И вот из Кавказа турков надо очень жёстко гнать.
Минп
31.01.2021 14:25
Зачем Турция???? С ума сошли??? Ещё несколько месяцев назад всё решала только Россия. Ну какая Турция??? Кто допустил эту недружественную страну прямо в южное подбрюшье России?????? Не нужны никакие железные дороги, Турция с помощью этих путей хочет захватить весь Кавказ! Этого нельзя допускать.
Иоаннов
30.01.2021 21:09
к решению об открытии или нет этой дороги у Армении никто и не спрашивал. вопрос этот решался между Россией и турками.
Со стороны
27.01.2021 16:16
Повлиять на Турцию способна только Россия. Но зависимость РФ от транзитного Турецкого потока, от экспорта газа в Турцию, от и фрукто-овощного бизнеса, от политики Турции в Сирии - факторы НЕ в пользу российского воздействия.
Прохожий
26.01.2021 18:23
УС, я имел в виду, что это соглашение - БЕССРОЧНОЕ...
Прохожий
26.01.2021 17:01
УС - ВЫ АБСОЛЮТНО ПРАВЫ ! Тем более, что ВСЕ экс-соцстраны Вост. Европы, бывшего СССР, КНР, Монголия, Вьетнам, КНДР, Ю.Корея, Афганистан участвуют в соответствующем "сталинском" международном ж.д.-соглашении (1951 г.) - БОССРОЧНОМ. ОНО ЗАПРЕЩАЕТ БЛОКИРОВАНИЕ ИМИ И ИХ железных дорог !
ус
26.01.2021 14:51
Парадокс всем выгодно,но все друг друга блокируют.Может пора разблокировать мозги блокирующих

Эксклюзив
16.04.2021
Артем Леонов
Российско-иранский канал может обеспечить евроазиатские перевозки кратчайшим путем.
Фоторепортаж
13.04.2021
Подготовила Мария Максимова
В Московском планетарии открылась выставка фотографий, посвящённая первому космонавту Земли.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.