Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 сентября 2020
Крыму сокращают финансирование?

Крыму сокращают финансирование?

Под вопросом оказалось строительство стратегически важной железной дороги
Алексей Чичкин
14.08.2020
Крыму сокращают финансирование?

В обозримой перспективе, видимо, не будет кратчайшей Транскрымской железной дороги, позволяющей серьезно увеличить промышленные, сельскохозяйственные мощности и транзитные возможности региона. Не хотелось бы так думать, но даже может быть и так, что эту артерию длиной в 230 км вообще не построят. Такое решение принято в конце июля во время очередного обсуждения проекта в правительстве РФ. Более того, Минфин предлагает сократить финансирование программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя в 2021 г. и 2022 г., соответственно, на 8,5 и на 9,1 млрд руб.

Напомним, что правительство одобрило программу по социально-экономическому развитию Крымского региона примерно в 800 млрд руб. еще в августе 2014 года. Действие программы в 2018 г. продлили еще на два года. Но по ряду данных и публикациям в СМИ со ссылками на Минфин РФ, «изменение финансирования программы обусловлено прекращением (именно прекращением! И.Л.) реализации Федеральной целевой программы “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года”, а также уменьшением бюджетных ассигнований в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета на 10%».

Кстати, урезание расходов крымского регионального бюджета отражено в июньских с.г. изменениях в законе Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года», то есть еще до упомянутых предложений министерства финансов.

В данных изменениях было отмечено, например: абзац «увеличение доступности качественного жилья (главным образом, стандартного жилья). Формирование качественного некоммерческого жилищного фонда социального использования. Развитие рынка ипотечного кредитования» заменить вот таким абзацем: «Увеличение доступности качественного жилья (главным образом, стандартного жилья). Развитие рынка ипотечного кредитования». А «абзац «доступное и комфортное жилье» заменить абзацем следующего содержания «развитие жилищного строительства».

Или другой пример. Затраты на проект Джанкойского (северокрымского) курортно-туристического комплекса тоже предусмотрено сократить: «По строке «Джанкойский»: в столбце «Санаторно-курортный и туристический комплекс» текст «санаторно-курортное лечение» заменить словами «событийный туризм».

А об истории с проектом строительства кратчайшей Траскрымской железной дорогой вообще можно сказать, что здесь в который раз наблюдается любопытнейшая ситуация. Как отмечалось, эта магистраль (Феодосия/Владиславовка Белогорск Симферополь с веткой от крымской столицы на Ялту или Алушту) по кратчайшему маршруту соединит регионы и порты Крыма; позволит избежать транспортных закупорок на подходах к портам, курортам, Крымскому мосту (и в обратном направлении); будет способствовать росту промышленного и сельскохозяйственного производства. Одновременно повышению конкурентоспособности крымских портов и росту объемов грузо- и пассажирских перевозок между Крымом и другими регионами страны.

Ранее в одной из публикаций мы отмечали, что это проект еще «врангелевского» 1920 года, затем конца 30-х, конца 40-х — первой половины 50-х, отвергавшийся властями с 1955 года из-за его направленности на развитие социально-экономических связей тогда украинского (с 1954 г.) Крыма с РСФСР.

В начале июля глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что проект обсуждается с федеральным Минтрансом. Отмечая (как и ранее), что железная дорога от Керчи к Симферополю и далее к Севастополю, Евпатории проходит не напрямую, а через Джанкой на севере Крыма. Кроме того, по словам Аксенова, большая ее часть одноколейная, а ветка от Керчи до Джанкоя не электрифицирована. Потому существующая Транскрымская железная дорога удлиняет путь от Керчи до Симферополя почти на 200 км, имеются проблемы с пропускной способностью на стальных магистралях Крыма.

Похоже высказался примерно в то же время глава Минтранса РФ Евгений Дитрих: «Нужно еще раз вернуться к теме строительства прямой железнодорожной ветки, то есть минуя северокрымский Джанкой. Направлять перевозки через Джанкой — довольно длинное “путешествие”. Надо посмотреть, насколько, и с точки зрения природоохранных факторов, и с точки зрения рельефа и стоимости, можно будет организовать прямую железнодорожную ветку».

Но в конце июля тот же Дитрих уже заявил, что проект отнюдь не дешевый и «пока экономической обоснованности такого проекта нет, к сожалению». Это было сказано по итогам совещания в российском правительстве по реализации в регионе ФЦП по развитию Крыма и Севастополя, которое проводил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Нелишне напомнить, что еще в мае 2014 г. вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев говорил: «…прямая железная дорога по-прежнему востребована: этот проект включен в схему территориального развития Крыма на 2015-2021 годы».

Подобное мнение высказывал и глава минтранса Крыма Юрий Овсянников в ходе Крымского транспортного форума в Алуште в июне 2018 г.: «Строительство прямой железной дороги целесообразно и необходимо. Нужно разделить потоки: грузовое сообщение может идти и через Джанкой, а пассажирское по ветке Керчь — Симферополь. Проект логичен и целесообразен. Хотя это дорогостоящий проект, предложения от инвесторов уже поступают». 

Но в июне 2014 г. Темиргалиев был отправлен в отставку, а Овсянников снят с должности сентябре 2018-го. Заметим: те же аргументы в пользу проекта повторяются разработчиками уже свыше 80 лет.

Вот, скажем, точка зрения Алексея Иванова, сооснователя (с 2009 г.) аналитического проекта «Крымология»: «Чтобы попасть пассажиру из Севастополя в Феодосию по железной дороге, нужно потратить около 12 часов. Прямая ветка Симферополь — Владиславовка/Феодосия, выходящая на действующую железную дороги к Керчи, сократит путь из Симферополя в Феодосию до полутора часов или даже меньше в зависимости от технологии и подвижного состава». Плюс к тому, эта артерия «ускорит движение пассажирских поездов с материка в Восточный Крым, сделав Керченский железнодорожный переход более удобным для поездов из других регионов страны и из Крыма в другие регионы РФ». А также «закольцует крымские железные дороги в единую сеть, повысив тем самым их эксплуатационную надёжность и равномерную загрузку». 

Однако создание такой артерии, издавна нужной не только Крыму, но и всему югу России, вновь под вопросом.

Неужели проект так и останется нереализованным наряду с другими крымскими проектами?


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

хабаровчанин
16.08.2020 9:50
Ванино и Сахалин.
группа товарищей
15.08.2020 18:39
Про мост через Лену ни слова!
Илларион
14.08.2020 23:55
В том-то и дело, что, тем более, БЕЛКОМУР, давно актуальный, НЕ хотят строить: хлопотно, дорого, долго да и с "откатами" не быстрое дело. Что уж говорить о Транскрымской ж.д., о давних проектах нужных-новых ж.д. между Сев. Кавказом и Поволжьем, между Южной и Сев. Осетией, между Красноярском и Тувой и т.д. То ли дело - новые экспортные нефте- и газопроводы, нефтегазовые порты...
Сергей Николаевич
14.08.2020 21:22
На завершающий это... мини-эссе... вопрос можно смело ответить: "Да"
:-)

ибо этот "прожект" слишком уж откровенно "жирён" для реальных потребностей полуострова (даже без учёта того, что Россия из-за его возвращения находится в значительно ухудшимся финансовом положении, доступа к "дешёвым деньгам" теперь нет такого, как раньше).

Если бы Автор полюбопытствовал количеством внутрикрымских пассажирских перевозок (всеми видими транспорта - включая и "ж.д.электрички"), то он бы не мучился такими вопросами не актуальными (и даже "пустопорожними)

кстати, Аксёнов признал экономическую несостоятельность этой мрии... к тому же Джанкой оставлять без работы (и без смысла к существованию) никто в здравом уме не будет (ради сокращения ж.д. дороги до Симферополя на несколько десятков километров)
Андрей
14.08.2020 16:37
Новая дорога безусловно нужна и экономически себя оправдает. Это выгоднее, чем модернизировать ещё не электрифицированное советское наследие в двухколейную современную магистраль. Как избавились от украинского участка Кантемировка - Чертково, так и здесь надо "резать к чёртовой матери не дожидаясь перитонита"! Сокращение даже на 2-3 часа времени следования недавно запущенных поездов Питер-Севастополь и Москва-Симферополь принесёт экономию средств и ресурсов и придаст гармоничность и целостность программе транспортной доступности Крыма, покончит с политической и экономической его ориентацией на Украину...
Бодец
14.08.2020 15:58
Что-то вы всё про Крым, да о его развитии. А как же другие регионы? Вот скажем порядком позабытая железнодорожная магистраль Белкомур, призванная связать Китай, северную Сибарь, Урал и Архангельские порты. Строить начали в 1930. В 1996 учредили компанию Белкомур с долями капитала: Коми -48,3%, Архангельск-19,8%, Пермь-9,4%, предприятия-23%. Собирался дать деньги Китай. Стоимость 251,5 млрд. За 90 летнюю историю строительства Белкомур еще не построили, хотя для развития России он важней чем ж.д. в Крыму.
ус
14.08.2020 14:56
Жаль,но либерастьё думает о том как угодить своим шефам из фашингтона.Поэтому и сокращают деньги Северному Кавказу(это уже прямая диверсия) и Арктике,откуда можно быстро достать все центры принятия фаш решений фашингтончика.Совпадение---НЕ думаю.Экономический блок известен своими подрывными действиями.Крепыш проснись

Эксклюзив
24.09.2020
Анатолий Булавко
Почему ветеран Великой Отечественной написала письмо Путину
Фоторепортаж
28.09.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее военной формы открылась выставка военно-исторической миниатюры.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».