Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Крыму сокращают финансирование?

Крыму сокращают финансирование?

Под вопросом оказалось строительство стратегически важной железной дороги
Алексей Чичкин
14.08.2020
Крыму сокращают финансирование?

В обозримой перспективе, видимо, не будет кратчайшей Транскрымской железной дороги, позволяющей серьезно увеличить промышленные, сельскохозяйственные мощности и транзитные возможности региона. Не хотелось бы так думать, но даже может быть и так, что эту артерию длиной в 230 км вообще не построят. Такое решение принято в конце июля во время очередного обсуждения проекта в правительстве РФ. Более того, Минфин предлагает сократить финансирование программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя в 2021 г. и 2022 г., соответственно, на 8,5 и на 9,1 млрд руб.

Напомним, что правительство одобрило программу по социально-экономическому развитию Крымского региона примерно в 800 млрд руб. еще в августе 2014 года. Действие программы в 2018 г. продлили еще на два года. Но по ряду данных и публикациям в СМИ со ссылками на Минфин РФ, «изменение финансирования программы обусловлено прекращением (именно прекращением! И.Л.) реализации Федеральной целевой программы “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года”, а также уменьшением бюджетных ассигнований в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета на 10%».

Кстати, урезание расходов крымского регионального бюджета отражено в июньских с.г. изменениях в законе Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года», то есть еще до упомянутых предложений министерства финансов.

В данных изменениях было отмечено, например: абзац «увеличение доступности качественного жилья (главным образом, стандартного жилья). Формирование качественного некоммерческого жилищного фонда социального использования. Развитие рынка ипотечного кредитования» заменить вот таким абзацем: «Увеличение доступности качественного жилья (главным образом, стандартного жилья). Развитие рынка ипотечного кредитования». А «абзац «доступное и комфортное жилье» заменить абзацем следующего содержания «развитие жилищного строительства».

Или другой пример. Затраты на проект Джанкойского (северокрымского) курортно-туристического комплекса тоже предусмотрено сократить: «По строке «Джанкойский»: в столбце «Санаторно-курортный и туристический комплекс» текст «санаторно-курортное лечение» заменить словами «событийный туризм».

А об истории с проектом строительства кратчайшей Траскрымской железной дорогой вообще можно сказать, что здесь в который раз наблюдается любопытнейшая ситуация. Как отмечалось, эта магистраль (Феодосия/Владиславовка Белогорск Симферополь с веткой от крымской столицы на Ялту или Алушту) по кратчайшему маршруту соединит регионы и порты Крыма; позволит избежать транспортных закупорок на подходах к портам, курортам, Крымскому мосту (и в обратном направлении); будет способствовать росту промышленного и сельскохозяйственного производства. Одновременно повышению конкурентоспособности крымских портов и росту объемов грузо- и пассажирских перевозок между Крымом и другими регионами страны.

Ранее в одной из публикаций мы отмечали, что это проект еще «врангелевского» 1920 года, затем конца 30-х, конца 40-х — первой половины 50-х, отвергавшийся властями с 1955 года из-за его направленности на развитие социально-экономических связей тогда украинского (с 1954 г.) Крыма с РСФСР.

В начале июля глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что проект обсуждается с федеральным Минтрансом. Отмечая (как и ранее), что железная дорога от Керчи к Симферополю и далее к Севастополю, Евпатории проходит не напрямую, а через Джанкой на севере Крыма. Кроме того, по словам Аксенова, большая ее часть одноколейная, а ветка от Керчи до Джанкоя не электрифицирована. Потому существующая Транскрымская железная дорога удлиняет путь от Керчи до Симферополя почти на 200 км, имеются проблемы с пропускной способностью на стальных магистралях Крыма.

Похоже высказался примерно в то же время глава Минтранса РФ Евгений Дитрих: «Нужно еще раз вернуться к теме строительства прямой железнодорожной ветки, то есть минуя северокрымский Джанкой. Направлять перевозки через Джанкой — довольно длинное “путешествие”. Надо посмотреть, насколько, и с точки зрения природоохранных факторов, и с точки зрения рельефа и стоимости, можно будет организовать прямую железнодорожную ветку».

Но в конце июля тот же Дитрих уже заявил, что проект отнюдь не дешевый и «пока экономической обоснованности такого проекта нет, к сожалению». Это было сказано по итогам совещания в российском правительстве по реализации в регионе ФЦП по развитию Крыма и Севастополя, которое проводил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Нелишне напомнить, что еще в мае 2014 г. вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев говорил: «…прямая железная дорога по-прежнему востребована: этот проект включен в схему территориального развития Крыма на 2015-2021 годы».

Подобное мнение высказывал и глава минтранса Крыма Юрий Овсянников в ходе Крымского транспортного форума в Алуште в июне 2018 г.: «Строительство прямой железной дороги целесообразно и необходимо. Нужно разделить потоки: грузовое сообщение может идти и через Джанкой, а пассажирское по ветке Керчь — Симферополь. Проект логичен и целесообразен. Хотя это дорогостоящий проект, предложения от инвесторов уже поступают». 

Но в июне 2014 г. Темиргалиев был отправлен в отставку, а Овсянников снят с должности сентябре 2018-го. Заметим: те же аргументы в пользу проекта повторяются разработчиками уже свыше 80 лет.

Вот, скажем, точка зрения Алексея Иванова, сооснователя (с 2009 г.) аналитического проекта «Крымология»: «Чтобы попасть пассажиру из Севастополя в Феодосию по железной дороге, нужно потратить около 12 часов. Прямая ветка Симферополь — Владиславовка/Феодосия, выходящая на действующую железную дороги к Керчи, сократит путь из Симферополя в Феодосию до полутора часов или даже меньше в зависимости от технологии и подвижного состава». Плюс к тому, эта артерия «ускорит движение пассажирских поездов с материка в Восточный Крым, сделав Керченский железнодорожный переход более удобным для поездов из других регионов страны и из Крыма в другие регионы РФ». А также «закольцует крымские железные дороги в единую сеть, повысив тем самым их эксплуатационную надёжность и равномерную загрузку». 

Однако создание такой артерии, издавна нужной не только Крыму, но и всему югу России, вновь под вопросом.

Неужели проект так и останется нереализованным наряду с другими крымскими проектами?


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.