Текила виновата?

В американском сегменте Интернета уже четвертый год то раздувается, то стихает странный, но достаточно примечательный скандал. Его центральная фигура — известная модель Кендалл Дженнер — представительница семейства Кардашьян.
В феврале 2021 года она на волне роста спроса на текилу в США зарегистрировала собственный бренд этого алкогольного напитка и занялась его продвижением. На свою беду Кендалл сняла для раскрутки брендированной выпивки видео и несколько фотографий на родине текилы — в мексиканском штате Халиско. Элементами рекламной кампании стали скачки модели на лошади по полям агавы: старый пикап, ковбойская шляпа и косы, которые заплетала себе сама.
«Какой невероятный опыт я получила, узнавая об этом прекрасном месте, его прекрасной культуре и прекрасных людях!», — прокомментировала она свое путешествие в соцсетях и сразу же получила в свой адрес горы негатива. Ее начали массово обвинять в «культурной апроприации».
«Что-то в том, что Кендалл Дженнер делает текилу, меня раздражает… Как и сама идея, что белые знаменитости берут у местных мексиканских ремесленников и наживаются на наших традициях и сельскохозяйственном бизнесе… Не говоря уже о прибыли от коричневых рук, которые на самом деле сажают, выращивают, собирают, ферментируют и перегоняют растения агавы в Халиско», — написал один из пользователей.
И понеслось.
«Нет, мисс Кендалл, мы не ездим на лошадях все время, нет, мы не носим волосы в косах все время, нет, рабочие не пьют текилу… Рабочие не работают в такой одежде и, наконец, ваша реклама слишком выбеленная/калифорнийская. Халиско — это не Калифорния, так что не пытайтесь сделать ее такой», — писали в соцсетях, обращаясь к модели.
«Это так оскорбительно… Она демонстрирует этот шикарный образ работницы-мигрантки для своего бренда текилы», — возмущались американские пользователи Интернета и обещали употреблять теперь другие алкогольные бренды.
Скандал быстро выплеснулся на страницы СМИ — сначала таблоидов, а затем и ведущих западных либеральных изданий. Журналисты кинулись за комментариями к «экспертам» по вопросам культурологи: к… работникам баров.
«Люди за пределами Мексики не знают, насколько текила и агава укоренены в их культуре… А когда вы приходите извне с единственным намерением заработать на этом, что так важно, — без какого-либо отношения или каких-либо реальных знаний или уважения к этой культуре — это культурное присвоение», — заявил прессе бармен из Лос-Анджелеса Лукас Ассис, украсивший свой комментарий «справкой» о древних майя и ацтеках.
Тысячи «экспертов» и пользователей соцсетей всерьез рассуждали о том, что Кендалл с помощью кос, лошади и шляпы похитила мексиканскую культуру, другие утверждали, что, покупая сырье в Мексике, она «эксплуатирует труд смуглых рук». Миллионы людей с увлечением стали наблюдать за этой медиабитвой.
Представители модели, в конце концов, объявили о том, что их компания производит из отработанных волокон агавы кирпичи и бесплатно раздает их местному населению. Однако это не слишком сильно впечатлило критиков. Побоище через некоторое время сошло на нет само по себе, но время от времени начинается снова. Модель от своей идеи так и не отказалась — сейчас она проводит активную рекламную кампанию в университетских кампусах Америки. Ну, разве что, на лошади с косами по полям она больше не скачет.
Что любопытно, в том месте, где закупает сырье Кендалл Дженнер, производится 63 бренда текилы, которые массово продаются в Штатах. Собственный «текильный» бренд раскрутил, а затем продал, даже актер Джордж Клуни, но ни у кого это не вызывает особого возмущения — хотя другие производители «эксплуатируют» и агаву, и фермеров, не меньше Кендалл.
Не в том ли вопрос, что кому-то просто был нужен скандал с латиноамериканским привкусом, а представительница эпатажного клана Кардашьян идеально подходит для раскрутки темы? Ведь свести обсуждение отношений США с Латинской Америкой и латиноамериканцам к «оскорбительным» косичкам Кендалл — куда безопаснее, чем поднимать другие аспекты этой проблемы.
Соединенные Штаты за время своего существования совершили не менее 87 вторжений разных масштабов в суверенные государства Латинской Америки. Причем они преследовали предельно меркантильные цели — лоббирование интересов своего бизнеса.
В частности, речь идет о корпорации «Юнайтед Фрут», получавшей за бесценок плодороднейшие земли и превращавшей в фактических рабов латиноамериканцев. Вашингтон сумел так застращать местные власти, что они устраивали массовые побоища своих сограждан, лишь бы не злить господ из США. Так, например, случилось во время «Банановой резни» в Колумбии в 1928 году. Рабочие на фруктовых плантациях устроили забастовку, попросив улучшить им условия труда (ввести хотя бы шестидневную (!) рабочую неделю и начать выплачивать зарплату деньгами, а не купонами для корпоративных магазинов). Тогда американская сторона потребовала от официальной Боготы разобраться с происходящим, пообещав в обратном случае отправить в страну свою морскую пехоту. В итоге колумбийские власти бросили против протестующих рабочих армию и перебили, по некоторым данным, до 3000 участников забастовки.
В ХХ веке Вашингтон содействовал установлению в странах Латинской Америки ультраправых хунт, которые занимались массовыми убийствами и пытками граждан, разрешая «янки» бесконтрольно вывозить за гроши ценные ресурсы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие государства региона так и не смогли построить развитые экономики. И сегодня ВВП на душу населения в ряде стран Латинской Америки в 40 (!) раз ниже, чем в США. И это — очень неудобная тема для разговора.
Как и то, что даже бежавшие в Штаты мигранты живут там, мягко говоря, не идеально. Только примерно у половины испаноязычных жителей США есть свое жилье. Доход выехавших в Штаты доминиканцев или гондурасцев примерно на 40% ниже «среднеамериканского». Продовольственные талоны составляют 25% доходов среднестатистической латиноамериканской семьи, участвующей в социальных программах. Каждой пятой латиноамериканской семье в США не хватает денег на еду. Причем уровень благосостояния в этой группе населения не растет. Около 10 миллионов живущих в Штатах латиноамериканцев не имеют никакой медицинской страховки — если они заболеют, никто не окажет им помощи.
Более четверти живущих в США взрослых носителей испанского языка не имеют даже школьного аттестата. Количество обладателей высшего образования среди латиноамериканцев в США почти в два раза ниже среднего по стране.
Все эти проблемы можно решить с помощью специальных социальных программ. Но это сложно и дорого. «Продвинутой» части американского общества гораздо проще лицемерно имитировать заботу о «латиносах», возмущаясь шляпой и косичками Кендалл Дженнер. От нее не убудет…
Самое главное, «повесточка» работает безотказно. Несколько постов в соцсетях — и миллионы уже верят, что безобидная реклама текилы с лошадью на поле агавы — это страшное преступление. Здравый смысл «вышел из чата».
Поругав Кендалл, активисты потешили свое эго и успокоились. Латиноамериканская культура — в безопасности. И они внесли в это свой «посильный вклад». А то, что бесценные природные ресурсы из лояльных Вашингтону стран продолжают вывозиться за гроши — чего же в этом плохого?