«Старый Томас» поглядывает на восток?
Декабрь и январь – это месяцы, когда в Эстонии можно услышать русскую речь гораздо чаще, чем обычно. Однако количество русских, посещающих обычно на Новый год и Рождество республику, в этом году советских рекордов опять не побило.
Особое оживление случилось, как и ожидали туроператоры, в декабре – тут и католическое и лютеранское Рождество, и Новый год, и длинные новогодние каникулы. Кто-то ищет здесь ностальгию, кто-то старых друзей, кто-то желает погрузиться в спокойную прибалтийскую атмосферу, а кто-то спешит посетить магазины, находя, что Эстония для их кошелька привлекательнее, чем другие места.
Директор таллинской гостиницы «Santa Barbara» Павел Бочаров замечает, что российские туристы – в основном туристы выходного дня. Много их и во время российских государственных праздников. А уж на Новый год – тем более. В их отеле, например, встреча Нового года прошла «по-русски» с радиоведущей Юлией Календой и группой «Тритонс». Свободных мест в гостинице не было.
В отеле «Sokos Hotel Viru» номера тоже были выкуплены подчистую. Российские туристы в основном заехали 30 декабря и пробыли в Таллине до 8 января.
Денег туристы из России не жалели, а оттого и настроение у эстонских туроператоров, рестораторов и владельцев гостиниц было приподнятое. Подзаработали на россиянах немало, а что еще надо бизнесу?
Можно было бы заработать еще больше, но подозрение в русофобии останавливает многих потенциальных российских туристов от поездок в эту красивейшую прибалтийскую страну.
Как замечает Интернет-ресурс «Delfi», «эстонцам не следует быть русофобами на государственном уровне, скорее следует вдохновлять народную дипломатию. Каждый побывавший в Эстонии человек наш друг, так как он видит, что русских здесь не ущемляют, а, скорее, ждут. Туристами!».
Между тем, замечает издание, остаточная ностальгия российских туристов по Эстонии не бесконечна. В настоящее время еще существуют исторические связи, притягивающие русских в Эстонию. Но они могут в один момент угаснуть.
Тем более что соседка Эстонии – Финляндия – сумела привлечь к себе значительно больше восточных туристов, хотя жизнь в Суоми и дороже, туда легче получить визу, а государство и предприниматели гораздо больше сделали во имя того, чтобы русским там было удобно. «То, что в Хельсинки в «Стокманне» можно расплачиваться рублями, только небольшой шаг, – замечает автор статьи в «Delfi». - Но то, что в магазинах и местах питания можно без проблем общаться на русском языке, уже более весомый аргумент».
Главное же – в Финляндии дружелюбно относятся к гостям из России. А те в свою очередь во время поездок в страну-соседку с удовольствием оставляют там весьма приличные деньги.
Вот и тянутся к российско-финской границе плотной вереницей туристические автобусы и частные машины, а поезда из Москвы и Санкт-Петербурга до отказа заполнены пассажирами.
На этом фоне автопоток в сторону границы с Эстонией выглядит достаточно хилым, каким-то поистине провинциальным.
Одно слышишь ото всех – в Эстонию трудно попасть: железнодорожное сообщение недостаточное, оформление виз сложное, да и туристическая реклама наличествует лишь в двух российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге, хотя платежеспособных городов, областей и регионов в России немало. Туристический поток хотя и ожил, но все еще слаб по сравнению с былыми временами.
В существующей ситуации в значительной мере, конечно, повинна не спадающая по накалу антироссийская трескотня из уст многих эстонских политиков.
Это сказывается и на бизнесе. Многие эстонцы осторожно относятся к идее приглашать российских туристов. И хотя рекламные кампании в России время от времени проводятся, но они остаются кратковременными и слабыми.
Между тем, как замечает автор статьи в той же в «Delfi», эстонскому государству следует совместно с самоуправлениями и предпринимателями смелее выходить на российский рынок и рекламировать туристические ресурсы страны. Ведь каждое затраченное на рекламу евро возвращается с избытком.
Это тем более это важно для экономики балтийского государства, поскольку негативные тенденции в туристическом секторе наметились и со стороны европейских государств. Чтобы как-то замедлить падение туристического спроса, эстонские власти начали проведение широкомасштабной рекламной компании на территориях соседних государств. В России же, где туризм достаточно развит, акция «Таллин близко» прошла чуть заметной. Хотя глава Центра развития туризма «Enterprise Estonia» г-н Тармо Мутсо и заявлял, что «маленькая страна постоянно должна напоминать о себе потенциальным туристам», видно, навязчивые русофобские настроения все же пересилили здравый смысл.
Так тормозится развитие одного из прибыльных направлений для эстонского рынка, в угоду «большой» политике. Однако, по мнению многих эстонских экономистов и обозревателей, «Старый Томас» на башне таллинской ратуши все больше поглядывает на восток.
?>