Румынские авантюры
Экономическому кризису в Евросоюзе не видно конца. Планы спасения, которые пекут как горячие пирожки в Брюсселе, Берлине и Париже, приходят в негодность, еще не дойдя до потребителя. Европу лихорадит. То шотландцы, то каталонцы требуют независимости. Греки поют песни сопротивления «новым фашистским агрессорам». Миф об ЕС как новом геополитическом центре силы тает на глазах. На этом фоне в некоторых государствах Восточной Европы словно из могильной сени встают политики, ратующие за новый поход на Восток. Призраки казалось бы давно забытых амбициозных диктаторов-авантюристов появились и в Румынии.
Этот феномен подробно исследуется в новом докладе одного из ведущих научных учреждений - Российского института стратегических исследований (РИСИ) «Румыния: исторические истоки и современное состояние внешнеполитического позиционирования государства».
9 декабря в Румынии должны пройти парламентские выборы. А в октябре румынские политики, ратующие за аннексию Румынией Молдовы, помпезно приняли в качестве предвыборной платформы так называемый «Пакт для Бессарабии». Пакт состоит из перечня плана мероприятий, которые должны в конечном итоге привести к утрате Молдовой ее государственности и независимости. Например, документ предусматривает, чтобы кандидаты в депутаты румынского парламента публично выступили с идеей поддержки аннексии, а также с признанием того, что молдавской нации не существует. Авторы Пакта предлагают автоматически предоставлять румынское гражданство всем, кто заявит о себе, как об этническом румыне, а также не взимать плату с подобных соискателей при получении румынской визы.
Для начала сторонники аннексии требуют сформировать единое экономическое пространство двух стран через узаконение послабления для молдавских товаров, взаимоподключение двух энергосистем, объединения инфраструктур аэропортов, железнодорожных и шоссейных систем, интеграцию системы почты и унификацию системы телефонных звонков, открытия трудового рынка Румынии для всех граждан Молдовы.
Унианисты требуют учреждения специального государственного органа по объединению двух стран, который бы находился в подчинении главе правительства Румынии.
Они предлагают закрепить в евроатлантической стратегии страны пункт об объединении с Молдовой, что, по их мнению, может обеспечить большую безопасность восточного фланга НАТО.
По оценкам экспертов РИСИ, все это – прямое следствие тех неудач, которые постигли румынские власти в их политике после вхождения в Евросоюз. Не добились они сколько-нибудь существенных результатов при трансформации доставшейся в наследство от коммунистов плановой системы экономики в рыночную, в результате чего оказались подключенными в ЕС в качестве третьестепенных звеньев. Правящие элиты страны вынуждены изобретать оправдание несостоятельности собственного экономического курса, смещая при этом акценты в поле антироссийской риторики. Переваливать «с больной головы на здоровую» - давний излюбленный трюк Бухареста.
Ведь членство в ЕС было центральным пунктом программ почти всех основных политических партий Румынии, в большом количестве возникших после декабря 1989 г. Считалось, что оно поможет стране достаточно быстро встать на путь эффективного экономического развития и начать догонять наиболее развитые страны Европы по уровню жизни.
Долгие 17 лет Румыния готовилась к этому событию, неоднократно получая отказы и новые отсрочки под предлогом неготовности политических структур и экономической системы страны к включению в главное экономическое объединение Европы. Показательно, что прежде чем присоединиться к ЕС, Румыния, как и большинство стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), вступила в военно-политический блок НАТО, словно сигнализируя о своей готовности к евроатлантической интеграции.
В 2007 г. страну, наконец, приняли в Евросоюз, что с большим воодушевлением было воспринято населением, рассчитывавшим на новые возможности, стабильное развитие национальной экономики и повышение своего жизненного уровня. Румыния наряду с Болгарией − самые бедные и наиболее аграрные государства из новых членов Евросоюза с показателем ВВП на душу населения приблизительно в 33 % от среднего по ЕС. С другой стороны, в силу того, что Румыния − второе по величине после Польши государство из числа новых членов Евросоюза, ей было предоставлено 14 голосов в Европейском совете (немногим больше, чем у Нидерландов, но меньше, чем у Польши и других крупных государств).
Итоги пятилетнего функционирования румынской экономики в рамках единого европейского рынка показали, что первые же удары мирового кризиса привели Румынию уже в 2009 г. к самому глубокому экономическому спаду − до 6,6 % ВВП. Волна кризиса накрыла строительный комплекс Румынии, в котором занято 10 % её работоспособного населения. Это в значительной степени обусловило рост безработицы с 5,8 % в 2008 г. до 7,4 % в 2011 г.
В целом за 17 лет общественно-экономической трансформации вплоть до времени вступления в ЕС, а также за 5 лет членства в нём не позволили Румынии выбиться из числа самых бедных стран объединённой Европы.
Например, в 2009 г. по уровню почасовой производительности труда Германия превосходила Румынию в 3,5 раза, а сама Румыния опережала лишь Болгарию, причём незначительно. Итогом подобного «развития» стало существенное сокращение уровня жизни трудящихся, глубочайшее социальное расслоение общества. Согласно официальным данным, ныне более 40 % населения Румынии находится на грани бедности.
Опираясь в проведении структурной перестройки в основном на иностранный капитал, Румыния создала для себя целый ряд серьёзных проблем, значительные риски для макроэкономической стабильности и устойчивости своего экономического роста. Опыт показал, что деятельность предприятий с иностранным капиталом приводит к быстрому росту потребностей в импорте, а потому может негативно сказываться на внешнеторговых и платёжных балансах, особенно если производство ориентировано на внутренний рынок. Известно, что компании, находящиеся под контролем иностранного капитала, практически не развивают кооперационные связи с местными предприятиями. Всё это сопряжено с риском резкого увеличения долговой нагрузки на бюджет, особенно в условиях нынешнего глобального экономического кризиса.
Узкая специализация в привлечении иностранных инвестиций, чаще всего с креном на сборочные производства в автомобильной и электротехнической промышленности, делают румынскую экономику неустойчивой к внешним ударам.
Падение в странах ЕС спроса на промышленный экспорт из Румынии вместе с сокращением притока капиталов привело во время нынешнего кризиса к значительному сокращению выпуска промышленной продукции и усугубило кризисные явления в экономике.
Прямые иностранные инвестиции идут в ограниченный круг отраслей, связанных прежде всего с традиционными видами производств, и не вкладываются в высокотехнологичные отрасли. Экономика, по сути, как и в большинстве стран ЦВЕ, распалась на два сектора: «иностранный» − более технологичный, эффективный и ориентированный на экспорт, и национальный − с отстающими технологиями и производительностью труда, реализующий произведённую продукцию преимущественно на внутреннем рынке.
На этом фоне уровень доверия румынского населения к Европейскому союзу снизился в 2012 г. на 14 %, по сравнению с данными прошлого года, сократившись с 60 % до 46. Показатель стал наименее низким с момента подачи заявки на вступление в ЕС в 1995 г., когда большинство жителей страны (85 % населения) с энтузиазмом относились к членству в Союзе. Румыния возглавляет список стран, доверие жителей которых к ЕС было резко подорвано за последнее время, далее за ней следуют Швеция, Литва и Болгария.
Пять лет членства Румынии в Евросоюзе показали, что разработанные сценарии будущего развития весьма далеки от претворения в жизнь. Во-первых, разрыв в уровнях экономического развития Румынии даже со среднеразвитыми странами ЕС преодолевается довольно трудно, и страна по-прежнему остаётся одной из самых отсталых в ЕС. Во-вторых, надежды на преодоление этих трудностей достаточно эфемерны, так как периоды более быстрого экономического развития Румынии сменяются периодами существенного спада, будь то по причине экономического кризиса или в силу происходящей примитивизации производимой продукции и устаревания действующих производственных фондов.
В этой связи становится понятным: почему внешняя политика властей Румынии становится все более авантюрной.
Власти Бухареста пытаются этим компенсировать свои провалы. Румыния, по мнению авторов доклада РИСИ, уже превзошла давнего недоброжелателя России в Восточной Европе - Польшу, когда устами своего президента оправдывает действия фашистских правителей Румынии, погубивших не одну тысячу своих граждан, воюя бок о бок с гитлеровцами. Но тот урок, как видим, иным не пошел впрок.
?>