Польша в кризисе

В то время как руководство Республики Польша всецело поглощено своим участием в геополитической игре, связанной с противостоянием западного блока и России, простые поляки вынуждены выживать во всё ухудшающихся экономических и социальных условиях.
«Отлучение» от дешёвых российских энергоносителей бьёт по польской экономике по «цепочке», вызвав подорожание всего и вся. В результате многие люди в Польше постоянно стараются урвать где-нибудь что-нибудь подешевле, пытаются хоть в мелочах, да сэкономить. Ибо благосостояние народное отнюдь не растёт – вместо него растут коммунальные тарифы. В такой ситуации многие поляки вынуждены сосредоточиться на «хлебе насущном».
Не так давно польское издание Interia посвятило целый материал многочисленным ворам, специализирующимся на кражах мяса из магазинов. «Специалисты по безопасности заговорили том, что магазинные воры нацелились на дорогие мясные деликатесы, когда цены на продукты стали заметно расти. Теперь охранники в первую очередь стараются защищать колбасные изделия – сначала упакованные, а потом и весовые», – сообщает своим читателям Interia. Для борьбы с мясными ворами торговые сети прибегают к использованию «противоугонных» этикеток – их приклеивают под ценниками ассорти и деактивируют при сканировании приобретаемых продуктов в кассе магазина. «Одна общенациональная дисконтная сеть начала маркировать продовольственные товары специальными "противоугонными" этикетками ещё несколько месяцев назад. В то время добычей воров становилось, например, дорогое масло. Со временем покупатели супермаркетов снизили свои запросы, начав воровать мясо и копчёности, в том числе не расфасованные. Тогда сеть решила маркировать бумагу для их упаковки», – отмечает Interia.
Сотрудники крупных торговых сетей жалуются на то, что в последнее время воришки совсем обнаглели и сладить с ними становится всё сложнее. Но точно также жалуются на расхитителей и работники маленьких продуктовых магазинчиков – хотя, казалось бы, там всё на виду и украсть куда труднее. «Что касается частых краж в крупных магазинах, всё довольно очевидно. В супермаркетах воры чувствуют себя комфортнее. Они убеждены, что там у них меньше шансов оказаться замеченными. Эта уверенность, конечно же, часто иллюзорна, но тем не менее воры предпочитают большие магазины. А ещё они считают, что там у них больше выбора», – отмечает управляющий директор компании-дистрибьютора детских вещей SkipWish Group Мацей Тыгельский. Рост же внимания преступников к маленьким магазинам он связывает с тем, что подобные заведения реже могут позволить себе установку камер, наём охранников, приобретение разного рода защитных устройств…
Магазинные кражи давно превратились в Польше в повседневное явление, но некоторые из таких происшествий привлекают особое внимание СМИ – в случае, если акт воровства сопровождался какими-либо необычными обстоятельствами.
Так, минувшей весной широко разошлось известие из города Злоторыя (Нижнесилезское воеводство), где молодой человек, войдя в магазин, ухватил с полки со сладостями несколько упаковок… шоколадных яиц и бросился наутёк. Причём этот злодей действовал не в одиночку; его пособник ждал на входе и держал дверь, чтобы похититель беспрепятственно выбежал наружу. Продавщица бросилась за злоумышленниками, не догнала… Однако несколько упаковок вор уронил, а остальные раздавил – споткнувшись и упав на землю. Таким образом, он уничтожил триста шоколадных яиц. Незадачливые воришки скрылись, а вскоре полиция нашла их по записям видеокамер. Один из похитителей забился в подвал, но его извлекли и оттуда. Потери магазина были оценены в 1500 злотых и мужчинам грозит до пяти лет лишения свободы.
К слову, тут самое главное – не перешагнуть определённую «планку» суммы нанесённого ущерба.
Недавно в стране появилось новое массовое явление – «халявщики», которые заказывают поесть-выпить в ресторанах и кафе, а потом отказываются расплачиваться. Такой способ пропитания облюбовали, в частности, осевшие в Польше выходцы с Украины, настаивающие на том, что они «жертвы войны», а потому, дескать, заслуживают особого отношения.
Звонить в полицию, по большому счёту, бесполезно: в октябре 2023-го в Польше вступил в силу закон, в соответствии с которым за совершение противоправного действия с причинением ущерба до 800 злотых (приблизительно 18,3 тыс. рублей) виновнику грозит всего лишь штраф. Именно после вступления в силу данного закона подобные «клиенты» и обнаглели – ибо штрафов платить не собираются в любом случае. Поэтому, зачастую, хозяева заведений общепита отпускают подобных мошенников восвояси – делая вид, что верят их обещаниям «вернуться и заплатить». Они просто не желают себе портить нервы…
Пресс-секретарь отделения полиции центрального района Варшавы Роберт Шумята не отрицает, что у них маловато средств управы на таких мошенников – но всё равно, по его словам, рестораторы совершают ошибку, не вызывая стражей порядка. Ведь на счету у каждого из таких объедал уже много подобных случаев – стало быть, их можно суммировать и предъявить мерзавцу уже не отдельный проступок, а по всей совокупности. «Это не просто воровство или жульничество, а мошенничество, которое в законодательстве квалифицируется совершенно по-другому», – объясняет полицейский. Нужно понимать, что польское законодательство трактует мошенничество в качестве получения каких-либо средств или услуг без намерения за них платить. Если кто-то совершит данное действие трижды, то это деяние подпадает под статью 19-ю государственного Кодекса правонарушений. Виновнику грозит наказание в виде ареста до тридцати суток, ограничение свободы на месяц или штраф в размере до 5 тысяч злотых.
Конечно, воровать и мошенничать в Польше отваживается всё же лишь меньшинство, большинство – экономит. Судя по информации, поступающей из магазинов, теперь средний поляк не смотрит на то, насколько продукт полезен, главное – это цена.
Rzeczpospolita пишет, что люди совершают покупки всё реже – количество чеков и товаров в корзинах снижается. «Стоимость продаж, конечно, растёт, но это эффект роста цен. Мы просто тратим больше денег на всё меньшее количество продуктов. В первую очередь от этого выигрывают дискаунтеры. Мы всё меньше тратим на электронику. Похоже, из-за инфляции мы заранее купили разные товары, чтобы не терять средства. Но теперь тратить больше нечего, поэтому большая часть денег уходит на продукты первой необходимости», – пишет польский журналист Конрад Багиньский.
Польская пресса сейчас постоянно публикует советы для населения: относительно того, как хотя бы незначительно снизить индивидуальный уровень расходов. Однако проблема заключается в том, что от некоторых покупок не откажешься при всём желании – дорожают, в том числе, и те вещи, без которых не обойтись в повседневном быту. Так журналистка издания INN: Poland Мария Глинка пишет, что «новым королем дороговизны» – оказалась бытовая химия, цена на которую подскочила на 20%. «Цены на некоторые товары из этой категории выросли на 60%. Более того, у поляков складывается впечатление, что инфляция на самом деле гораздо выше, чем о том сообщает Главное статистическое управление», – отмечает Глинка.
По её словам, выросли цены и на другие товары повседневного спроса: например, бумажные полотенца подорожали примерно на 60%, за туалетную бумагу приходится платить на 47% больше, а цены на стиральные порошки повысились на 40%. Понятно, что на туалетной бумаге и стиральных порошках сэкономить не удастся. Поэтому «поджимать» свои расходы полякам приходится за счёт других вещей – тоже зачастую очень важных, но от которых всё же можно отказаться, хоть и с трудом. «Покупатели экономят в основном на одежде и обуви, на развлечениях вне дома и электричестве. Чтобы уменьшить потребление электроэнергии, поляки ограничивают использование основных бытовых устройств. Наше исследование показало, что в среднем 30% потребителей реже используют электрические чайники, духовки и электроплиты. А каждый четвёртый поляк ограничивает использование фена и утюга», – свидетельствует директор по маркетингу и изучению потребительского поведения социологического агентства GfK Доминика Грушниц-Дробиньская.
Дошло до того, что поляки вынуждены экономить и на своём здоровье. Польские СМИ сообщают, что у них в стране едва ли не самое нездоровое общество во всём ЕС – многие люди отягощены недугами, лечение которых им не по карману.
В частности, приходится отказываться от лечения зубов. Местные комментаторы пишут под такими статьями, что государственная система у них в стране ориентирована не на развитие медицины, а на раздувание бюрократических структур. Между тем, проблемы с зубами наблюдаются у 98% жителей Польши. От кариеса страдает каждый второй ребенок дошкольного возраста, более 90% молодежи в возрасте до 18 лет и почти все взрослые. 93% польских дантистов – частники и они в последнее время резко задрали цены на свои услуги. Что касается услуг государственных поликлиник, то там бесплатной консультации ортодонта приходится ждать в среднем по двенадцать месяцев, а лечения зубов – до восьми с лишним месяцев. Увы, в трудные времена полякам приходится выстраивать иерархию своих жизненных потребностей. Когда пациент не знает, как дотянуть до зарплаты, пломба ценой в нескольких сотен злотых, ещё более дорогое лечение корневых каналов или даже простое плановое посещение врача становятся недоступными.
Поводов же для того, чтобы экономить, у поляков становится всё больше, ибо родное государство не оставляет их своими «заботами». Так, в мае этого года миллионы польских семей, чьи дома подключены к газопроводу, получили «письма страха». Так в народе прозвали квитанции с новыми тарифами на «голубое топливо». С 1 июля из-за роста цен платить за него придётся радикально больше.
Большинство потребителей пребывают в ужасе и клянут пришедшую к власти в прошлом году либеральную «Гражданскую коалицию» – мол, при консервативном «Праве и Справедливости» такого не было! Однако правда заключается в том, что повышать тарифы пришлось бы любому правительству – и консервативному и либеральному. Ибо страна переживает финансовый кризис, а прямых поставок дешевого российского газа нет уже два года.
Первопричины плачевной для поляков сейчас ситуации с ценами на газ секрета ни для кого не составляют. В 2022 году (при вспоминаемой сейчас с такой ностальгией власти «Права и Справедливости») Варшава разорвала контракт с «Газпромом» – а «голубое топливо», получаемое не из России, не оказалось столь дешёвым.
Дабы избежать социального кризиса, власти закрепили цену природного газа для потребителей на уровне 2 000 долларов за 1000 кубометров. Новое правительство сначала продлило ценовую «заморозку», но лишь на первое полугодие 2024-го. Поэтому «заморозка» заканчивается 30 июня, власти сдерживать цены больше не намереваются. «Это решение приняли явно под давлением поставщиков. Обеспечить им достаточные дотации правительство точно не в силах», – высказывает догадку российский промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Журналист Томаш Матеусяк вспоминает сцену из культового фильма времен Польской Народной Республики «Мишка», в котором звучит песня о «веселом Ромеке». Герой песни счастлив тем, что у него имеется домик в пригороде, а там – вода, свет и газ. «Сегодня у Ромека вряд ли бы нашлись причины для радости. Миллионы польских семей, дома которых подключены к газопроводу, уже получили "письма страха". Именно так без преувеличения можно назвать квитанции с новыми тарифами на газ, которые польская нефтегазовая компания PGNiG отправила своим клиентам. PGNiG – крупнейший в Польше продавец газа. Однако его конкуренты помельче не отстают от лидера отрасли и также обещают повышение цен», – рассказывает Матеусяк на страницах издания Onet.pl.
В целом, с 1 июля цены на газ в Польше вырастут (в зависимости от тарифа) с 45 до 47%. Но этим дополнительные траты потребителя не ограничатся. Пользуясь моментом, поставщики одновременно повышают все сопутствующие сборы: то есть цены на распределение газа, амортизацию сети и т.д. В итоге сумма к оплате в квитанции у клиента в конце июля по сравнению с июнем увеличится на 60%. «Что же случилось? Почему цены на газ резко устремились ввысь? Дело в том, что 30 июня заканчивается период их "заморозки". Тарифы оставались неизменными в течение почти трёх лет – так власти защищали поляков от последствий пандемии Covid-19 и конфликта на Украине. Однако правительство больше не намерено применять эти защитные меры. Теперь обсуждается введение "энергетических сертификатов", которые получат бедняки и семьи со средним достатком», – объясняет Матеусяк.
Сразу следует отметить, что изменения в этот раз, вероятно, не затронут предприятия. Дело в том, что для них тарифы и не замораживались. Это привело к тому, что, например, многие польские рестораторы обанкротились, а выжившим пришлось повысить цены в меню.
«На нас тогда вешали всех собак: говорили, что мы взвинтили цены и люди уже не могут позволить себе даже пиццу. Но это была отнюдь не наша вина. Для многих из нас цена газа оказалась слишком высокой. Так что теперь, когда обычные люди ощутят его подорожание на себе, они поймут, что к чему», – оправдывается Доминик, владелец итальянского ресторана в Опольском воеводстве. Простые граждане, понятно, негодуют. Они воспринимают введение «энергетических сертификатов» не настоящей помощью, а всего лишь подачкой, призванной показать, что власти будто бы не наплевать на проблемы граждан. Теперь поляки страстно ждут следующих выборов, чтобы «прокатить» на них теперь уже «Гражданскую коалицию» – но, увы, очередных выборов ждать придётся ещё долго…