Печальная участь знаменитого кафе Греко
Знаменитое кафе Греко, находившееся в историческом центре Рима и известное своими выдающимися посетителями, закрыто. После почти десятилетней судебной тяжбы между его нынешним управляющим Карло Пеллегрини и хозяевами здания на улице Кондотти, где оно располагалось. Суд присудил вернуть здание законным владельцам, то есть Израильскому госпиталю в Риме, однако с условием сохранить исторический облик этого места.
Руководство госпиталя заявило, что уже работает над тем, чтобы вновь открыть прославленное кафе, поскольку по закону оно является историческим памятником, но когда это произойдет, пока не ясно. На сегодняшний день кафе Греко являет собой печальный вид: здание стоит с закрытыми дверями, а все его богатое историческое убранство, включая картины, скульптуры, портреты и автографы знаменитостей, вывезено.
История этой необыкновенной кофейни, бывшей на протяжении 265 лет достопримечательностью итальянской столицы, тесно связана и с историей русской культуры. В ней бывали жившие или приезжавшие в Италию наши выдающиеся соотечественники.
В кафе Греко сохранялся миниатюрный портрет Гоголя и фрагмент рукописи его незаконченной повести «Рим», подаренный в 1952 году балетмейстером Сержем Лифарем. А на одной картине можно было видеть изображенных вместе с великим писателем других представителей «русской колонии», в том числе художника Александра Иванова и «царицу муз и красоты» Зинаиду Волконскую.
Первые упоминания о кафе Греко относятся к XVIII веку, когда «чарующая атмосфера Востока», привнесенная в Западную Европу также и греками, покорила итальянскую элиту. Его первым хозяином был Никола делла Маддалена, грек по национальности.
О кафе на улице Кондотти пишет в своих «Мемуарах» Джакомо Казанова. В 1779 году здесь часто бывал Гете. Но наибольшего расцвета оно достигло в XIX веке, когда за его столиками собирались известные художники, скульпторы, музыканты и литераторы Европы. Стендаль, сообщая в одном из писем об артистических встречах в кафе Греко, утверждал, что «за три сантима вам предложат здесь чашку восхитительного кофе».
Рассказывая о знаменитом кафе, нельзя обойти молчанием историю семьи Губинелли-Гримальди, которая управляла им на протяжении четырех поколений. Первым из них был Джованни Губинелли, бакалейщик и фабрикант красок, который любил искусство и понял исключительное значение этого места. Он создал в кафе ту особенную, почти патриархальную атмосферу, где художники и интеллектуалы, которые почти всегда нуждались, чувствовали себя свободно.
Его жена Эва Стаудингер, происходившая из аристократического рода Баварии, была чтицей княгини Зинаиды Волконской, и та подарила ей на память чайный сервиз и золотой браслет, которые хранятся у ее потомков. Их сын Федерико стал художником-миниатюристом и создал портреты многих знаменитостей, бывавших в кафе, в частности Гоголя. Среди его знакомых и знакомых его дочери Антониетты было много русских. Эмигранты, которые прибыли в Италию после Октябрьской революции, стали частыми посетителями кафе, поскольку атмосфера в нем была очень простой, почти семейной. Перед Рождеством, например, по его залам разгуливали два каплуна, которых откармливали к праздникам.
Для русских это место было привлекательно еще и тем, что оно было связано с золотым веком русской культуры, в первую очередь с пребыванием в Риме Гоголя, где он работал над поэмой «Мертвые души».
Воспоминания филолога и искусствоведа Ф.И. Буслаева донесли до нас образ писателя в кафе, где по утрам собирались русские художники. «Когда явился я в кофейню, — писал он, — человек пять-шесть художников сидели вокруг стола... Собеседники болтали и шумели. Только в углу сидел, сгорбившись над книгою, какой-то неизвестный мне господин, и в течение получаса он так погружен был в чтение, что ни разу ни с кем не перемолвился словом, ни на кого не обратил взгляда, будто окаменел в своей невозмутимой сосредоточенности... Оказалось, что я целых полчаса просидел за столом с самим Гоголем. Он читал тогда что-то из Диккенса, которым в то время был он заинтересован».
В комнатах, находившихся над кафе Греко, останавливался в 1861 году Ганс Христиан Андерсен. Этот факт обнаружила Антониетта Губинелли, которая приняла на себя руководство кафе. Верная семейным традициям, она выставляла в залах многие реликвии, принадлежавшие их семье. Вместе с мужем Паоло Гримальди им удалось в 1953 году добиться того, чтобы кафе Греко было признано историческим памятником Рима. Таким образом, последующие хозяева уже не могут поменять вид деятельности, хотя кафе и не защищено государством материально.
Однако, как любое явление, артистические кафе пережили периоды развития, расцвета и угасания. И в кафе Греко давно уже не велись шумные споры об искусстве, не создавались литературные шедевры.
Его настоящая жизнь осталась в прошлом. В начале 2000-х представители последнего поколения Губинелли, управлявшие кафе, вынуждены были продать его. И с их уходом закончилась для него эпоха культуры и началась эра голой коммерции.
Как сложилась нынешняя ситуация? Дело в том, что семье Губинелли никогда не принадлежали стены здания, где находится кафе, а только его деятельность. Джованни Губинелли хотел купить также и здание у пожилой синьоры по фамилии Леви, но не оставил задатка. А когда собрал необходимую сумму, то обнаружилось, что старушка уже подарила здание Израильскому госпиталю, которому оно принадлежит и поныне. В 2017 году закончился контракт на наем с нынешним владельцем, и госпиталь попросил его «освободить помещение». Такого, конечно, никто не мог себе и представить…
Фото © commons.wikimedia.org by DIMSFIKAS is licensed under CC BY-SA 3.0


