Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 февраля 2025
Обитель в осаде

Обитель в осаде

Эстонские власти грозятся закрыть знаменитый женский монастырь в Пюхтице
Виталий Лекомцев
04.02.2025
Обитель в осаде

В Эстонии сгустились тучи над широко известной Пюхтицкой обителью, находящейся на востоке страны близ деревни Куремяэ. Это женский монастырь, являющийся местом паломничества православных со всего мира. Обитель напрямую подчиняется патриарху Кириллу и за это её возненавидели эстонские националисты. Проживающие здесь сёстры опасаются, что в скором времени дело может дойти до закрытия монастыря – и для таких опасений есть все основания.


Почему этот монастырь пользуется широким почитанием? За Пюхтицкой обителью стоит богатая история. Сказания гласят, что в далёком XVI веке на Журавлиной горе (по-эстонски – Куремяэ) местным жителям явилась Пресвятая Богородица. В расщелине старого дуба, у которого Она стояла, селяне обрели икону Успения Божией Матери. Эти люди, сами будучи лютеранами, передали её местным православным, построившим у дуба часовню и разместившим в ней чудесно обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой (от эстонского Pühtitsa – «святое место»).

Сам монастырь был открыт в 1891 году – церемонию открытия провёл в праздник Успения Божией Матери правящий архиерей Рижской епархии епископ Арсений (Брянцев). Монастырь развивался, мало‐помалу строились храмы и здания. Определением от 19 августа 1892 года Святой Синод возвёл общину в статус общежительного женского монастыря. Что важно, данная обитель ещё ни разу не прерывала своей деятельности – в этом плане ей повезло, что после революции она оказалась на территории Эстонской Республики и не попала под кампанию борьбы с церковью, проводимой большевиками.

В 60-80-х гг. монастырь пользовался особой любовью и покровительством тогдашнего епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера). Именно он во времена правления Никиты Хрущева сумел спасти обитель от закрытия – в связи с чем его имя окружено в Пюхтице особым почитанием. В 1990 году Алексий был избран на патриарший престол и вскоре после этого наделил Пюхтицкий монастырь правом ставропигии (от греческих слов – дословно «крест» и «водружение»). Это высший статус, присваиваемый церковным учреждениям (традиционно чаще всего монастырям) и делающий их независимыми от местной епархиальной власти. Они теперь напрямую подчиняются патриарху или синоду.

По данным на 2024 год в Пюхтицкой обители проживают 96 сестёр-монахинь. Монастырь является центром паломничества верующих, приезжающих помолиться и поклониться здешним святыням – причём, не только из разных уголков Эстонии, но и из других стран мира.

По сути, это один из крупнейших центров притяжения русских православных, находящийся за пределами Российской Федерации – наряду с русскими монастырями на Афоне и в Израиле. Особенно много сюда приезжает паломников из Латвии, где находится большая русская община. 

На нынешний момент большинство здешних монахинь пребывают в достаточно солидном уже возрасте. «Может быть, это хорошо с той точки зрения, что опытные монахини, прожившие в обители после монашеского пострига более тридцати лет, хранят живые традиции монастырской жизни и могут передать свой опыт молодым сёстрам. Но с другой стороны, всё меньше становится молодых людей, желающих жития иноческого. Это происходит не только в нашем монастыре, это – общая тенденция. Старые монахини очень переживают, что в обители стало мало молодых сестёр, но верят, что Матерь Божия Сама найдёт Себе служанок», – не без грусти говорит игуменья Филарета (в миру – Ксения Викторовна Калачёва), настоятельница Пюхтицкого монастыря. Сама мать Филарета – уроженка Самары, послушницей в Пюхтицкую обитель она поступила в 1992 году, в возрасте двадцати четырёх лет. 

В прошлом году эстонское государство начало гонения на местную православную церковь, требуя от неё разрыва любых канонических связей с Московским патриархатом. Аналогичное требование было предъявлено монастырю в Пюхтице. 

Сюда лично приезжал министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс. Он сказал матери Филарете, что в случае неподчинения обитель могут постигнуть тяжкие последствия – вплоть до закрытия. Но на этот ультиматум монастырь ответил решительным отказом – монахини дали понять, что для них разрыв с Москвой станет подобен духовной смерти. Матушка Филарета подчеркнула, что каноническое право не предусматривает одностороннего выхода обители из подчинения патриарха Кирилла, а у монахинь нет своей воли, и они живут в послушании. По словам Филареты, они намерены хранить единение со Вселенской церковью, потому что в противном случае монастырь утратит присутствие Святого Духа.

7 ноября монастырь направил членам парламента и Совету церквей Эстонии открытое письмо. В этом послании содержалась просьба не требовать от обители нарушения церковных законов, а также сохранить её статус-кво. «Пюхтицкий монастырь стал заложником в столкновении политических сил, что, в конечном счете, угрожает его существованию. Но, как вам должно быть известно, монастырь и монашествующие всегда вне политики», – говорится в письме игумении Филереты и других сестёр. «С большим недоумением и горечью мы воспринимаем попытки сделать нас, насельниц Пюхтицкой обители, ответственными за происходящее на политической арене», – отмечают составительницы письма. 

Монахини напоминают, что в апреле прошлого года парламент принял заявление о том, что прямая связь того или иного учреждения с Русской православной церковью будет рассматриваться ни больше ни меньше как посягательство на безопасность Эстонии. 

«Для Пюхтицкого монастыря это звучит как приговор. Монастырь с его насельницами, средний возраст которых шестьдесят лет, согласно логике заявления, превращается в некую подрывную, террористическую организацию. Согласитесь, что это звучит абсурдно», – констатировали авторы письма.

Монахини подчёркивают, что в стенах обители ежедневно звучит молитва о благоденствии Эстонии, о мире и процветании этой земли, о благополучии эстонского народа. «Господа депутаты и члены Совета церквей Эстонии! Услышьте наш голос! Вот уже более полугода в эстонское общество внедряется мысль об исходящей от монастыря угрозе для Эстонской Республики. Нас принуждают нарушить церковный устав. Нас, по сути, выдавливают из правового поля и превращают в изгоев, в людей второго сорта, с которыми можно поступать, не считаясь с требованиями закона и нравственности. Всё происходящее можно сравнить с насилием, которое некто, заведомо сильнейший, позволяет себе по отношению к безусловно слабейшему», – подчеркивается в письме.

Матушка Филарета и её сёстры завершили своё обращение вопросом о допустимости такого грубого пренебрежения законными правами религиозной организации в государстве, считающем себя демократическим. Они взывают: «Разве вам безразлично, что скажут по этому поводу в мировом сообществе? Разве эта вопиющая несправедливость, участниками которой вы вольно или невольно становитесь, не тревожит вашу совесть? Мы обращаемся к вам, надеясь, что здравый смысл и любовь к Эстонии заставят вас увидеть истинное положение вещей. Оставьте нас вне политики! Мы желаем быть только со Христом! Мы убедительно просим вас сохранить статус-кво Пюхтицкой обители».

Однако это прочувствованное послание не образумило власть предержащих. Тревоги монахиням добавило заявление бывшего директора эстонской Полиции безопасности (КаПо) Арнольда Синисалу, сказавшего, что «возможно, эта угроза (от церкви и монастыря – авт.) сейчас не столь непосредственна и ощутима, но я считаю, что, то, что МВД и министр внутренних дел занимаются этим вопросом, абсолютно правильно и необходимо». Синисалу доказывает, что в данном случае «превентивные действия вполне уместны». По его мнению, письмо настоятельницы Филареты в МВД свидетельствует, что монастырь «находится под влиянием нарративов российского государства». Где здесь логика? Она в том, что, по мнению Синисалу, когда монахини говорят о том, что эстонское государство низвело их до статуса людей второго сорта, они повторяют тезисы пропаганды Кремля. Мол, это только кремлевские пропагандисты могут утверждать, что русские Эстонии находятся в неравноправном положении.

Ещё более наглое заявление сделал бывший евродепутат от Эстонии Индрек Таранд, ныне помощник спикера местного парламента. Он заявил буквально следующее: «Желающие могут реализовать религиозную свободу в эстонских православных храмах, подчиненных Константинопольскому патриарху. Точка». Со священниками, монахинями и монахами, не желающими подчиняться Константинополю, Таранд предлагает не церемониться. «Всё очень просто – биржа труда предоставляет им подходящую, честную работу, на которой не надо просить милостыню. Для упирающихся есть пограничные мосты на реках Нарва и Пиуза», – советует Таранд. Экс-евродепутат подчёркивает, что монастырь в Куремяэ является «большой проблемой» и угрозой для безопасности эстонского государства. 

На днях Министерство внутренних дел внесло в парламент законопроект, который, как надеются в МВД, позволит уже в этом году закрыть вопрос с непокорной церковью. 

Законопроект предусматривает, что «церковь, монастырь или другое религиозное объединение, действующее в Эстонии, не может находиться под руководством или быть экономически связанным с иностранным руководящим органом, духовным центром, духовным лидером или сообществом, которые представляют угрозу безопасности, общественному или конституционному порядку Эстонии». Ну а поскольку РПЦ признана в Эстонии «учреждением, поддерживающим агрессию и подстрекающим к войне, к терроризму, к насилию», то любое сотрудничество с Московским патриархатом будет приравнено к преступлению.

Предполагается, что парламент одобрит этот закон весной. После вступления его в силу Эстонской православной церкви Московского патриархата будет предоставлен двухмесячный «переходный» период. Если в течение этого срока она не выйдет из канонической связи с Москвой, то подвергнется запрету. Аналогичная участь будет грозить и Пюхтицкому ставропигиальному женскому монастырю. 3 февраля мать Филарета отправила новое открытое письмо депутатам парламента. «Нам понятна цель законопроекта – заставить ЭПЦ МП сменить юрисдикцию и перейти под покровительство Константинополя. И наши неоднократные объяснения, что монастырь не может самочинно инициировать и отказаться от юрисдикции, остались неуслышанными», – говорится в письме.

В этом послании отмечается, что в 90-е монастырь полностью отказался от всего имущества, «бескомпромиссно и без претензий всё отдал государству ради духовной связи с материнскою церковью», продолжая выполнять условия заключенного в то время договора. «Без сомнений вы прекрасно понимаете – утверждая поправки, вы ставите монастырь вне закона, давая на выбор только два варианта: либо смена юрисдикции, либо принудительная ликвидация. Вы прекрасно понимаете, что своими действиями вы фактически закрываете монастырь. Воистину вы хотите войти в историю как парламентарии, насильно прекратившие существование известного более сотни лет женского православного монастыря Эстонии?» – вопрошает игуменья.

Матушку Филарету и прочих сестёр «не может не удивлять позиция государства, возлагающего ответственность за создавшееся положение на монастырских насельниц, делая нас ответственными за решения, которые принимают политики». 

Игуменья подчёркивает: «Мы ушли из мира, мы далеки от политических проблем. Живём вне политики, служа Богу молитвой и трудом, – а нас буквально втягивают в политику и обвиняют в нежелании вести диалог», – отмечается в обращении. 

По словам Филареты, инициаторы законопроекта принуждают обитель к каноническому преступлению – мотивируя это тем, что они якобы стараются оградить монастырь от проблем.

Эстонское МВД устами главы своего отдела по делам религий и гражданского общества Мартина Тулита дало обители ответ, прозвучавший грубым лицемерием. «Мы, конечно, понимаем опасения настоятельницы, что продолжение связей с Московской церковью, благословляющей "священную войну" Путина против Украины, может привести к принудительной ликвидации монастыря как юридической организации, не соответствующей законам Эстонии. Однако это возможно только в том случае, если монастырь решит остаться в подчинении и на службе у Москвы», – сообщил Тулит. По его словам, у монастыря был почти год, чтобы обдумать свои дальнейшие шаги и каноническую принадлежность. Самая большая угроза для монастыря, по мнению Тулита – это если он продолжит «подчиняться злу». Чиновник подытожил: «Со своей стороны государство может помочь, чётко определив в законодательстве, что является правильным и что – недопустимым поведением в Эстонской Республике. Организации, желающие здесь действовать, должны соблюдать законы Эстонии». Высказанная Тулитом угроза не оставляет сомнений – обитель в покое не оставят.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Елена
06.02.2025 9:20
Были в Пюхтицах. Молились, умилялись подвигу Веры! Во истину тихая обитель для глубокого покаяния!
Разве это могут понять "еврокомиссары" в пыльных шлемах?
Тоска накрывает, как подумаешь об участи матушек, преодолевших и Гражданскую и Отечественную и перестройку и сохранивших обитель! Бог поругаем не бывает, а вот враги Его еще при жизни познают наказание
Экзегет
04.02.2025 19:15
"Надо стать животным, а христианская вера этому мешает. А надо стать зверем, который и сам в себе всё человеческое убил, и других не считает за людей. Будь то женщины, дети или старики - не имеет значения. Надо выдумать такую идею, которая это оправдает"».
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/02/04/eto_osoznannaya_prisyaga_zlu
Экзегет
04.02.2025 18:06
Беседа с игуменией Филаретой, настоятельницей Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря. Подробнее:
https://pravoslavie-ru.turbopages.org/pravoslavie.ru/s/62127.html
Вольтерьянец
04.02.2025 11:51
Эстония пошла по пути Бандерштата, становясь "достойной" ученицей укронацистов.

Эксклюзив
11.02.2025
Иван Полетаев
В США обнародовали скандальную правду
К Дню Победы (1941-1945)
12.02.2025
Илья Намовир
Исполнилось 85 лет с начала Советско-финской или «Зимней» войны
Фоторепортаж
12.02.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее Победы открылась выставка, посвящённая героям Великой Отечественной войны и СВО




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.