Латвия: торжество вандалов

Каменную лестницу, ведущую к дверям этого заведения, изготовили из снесённых памятников советского времени, а в одной из экспозиций представили окровавленную форму, снятую с павшего на Украине российского солдата. Таким образом мэр Огре Эгилс Хелманис, непосредственно причастный к созданию музея и выставки, ведёт свою предвыборную компанию.
К дате 4 мая, которая в этой республике отмечается, как «День восстановления независимости Латвии», в Огре открыли постоянную музейную экспозицию «Путь к свободе». Экспозиция рассказывает о «борьбе Латвии за независимость» и о «выдающихся фигурах» этой борьбы – в первую очередь, о членах латышского легиона «Ваффен СС»**. Под этот проект, который активно курировал лично глава Огрского края Эгилс Хелманис (член ультрарадикальной партии Национальное объединение**), муниципалитет два года назад принял решение об отчуждении участка, находившегося по улице Бривибас, 2. Компенсация собственникам в размере 84 500 евро была взята из муниципального бюджета – как указывается, «за счёт излишка налога на доходы физических лиц».
Портрет придумавшего «Путь к свободе» политика Эгилса Хелманиса рисует сочными мазками журналист-политэмигрант из Латвии Алексей Стефанов. «Он первым в Латвии начал сносить памятники борцам с нацизмом, когда они ещё находились под защитой государства. Он постоянно мотается на Украину и фотографируется с местными нацистами. В последний раз на рукав нацепил флаг сепаратистов, называющих российскую Чечню независимой Ичкерией», – сообщает Стефанов.
По задумке Хелманиса, экспозиция станет «важным туристическим объектом». Однако уже на стадии разработки «Путь к свободе» стал яблоком раздора между его авторами и латвийскими историками, которые проявили несогласие с таким выбором героев «борьбы за свободу».
Выставку анонсировали плакатом с изображением латышских «трёх богатырей» – легионера «Ваффен СС», послевоенного «национального партизана» (так в Латвии сейчас называют «лесных братьев»**, на руках которых кровь многих представителей мирного населения) и солдата современной латвийской армии.
Что примечательно, новую экспозицию раскритиковала даже такая опорная для правящего режима организация, как Служба госбезопасности Латвии. Сотрудникам СГБ показалась чрезмерной демонстрация нацистских эмблем и символов, под которыми воевали легионеры. Но никаких мер ни к Хелманису, ни к созданному им музею государство не приняло. Для сравнения – за публичную демонстрацию советской символики в Латвии моментально штрафуют, а то и бросают в тюрьмы.
Так или иначе, вскоре о музее в Огре заговорила вся Латвия. Пошли толки о том, что каменная лестница, ведущая к воротам музея, изготовлена из демонтированных монументов советским воинам. Проверить эти слухи отправилась местная русская журналистка Евгения Шафранек. В музее ей сообщили, что, дескать, поводов для возмущения нет, поскольку плиты для лестницы не взяты непосредственно с солдатских могил. Мол, это «всего лишь» бывшие монументы коммунистическим деятелям вроде Леона Паэгле (широко известный в своё время латышский писатель, драматург и общественный деятель, умерший в 1926 году, неоднократно подвергался арестам за членство в запрещённой Компартии).
Националисты из поклонников Хелманиса не устают напоминать, что в начале 2022 года он велел приступить к сносу находящихся в Огрском крае памятников советским солдатам ещё до того, как правительство в Риге распорядилось зачистить всю Латвию от таких монументов. Местная краевая дума велела демонтировать располагавшиеся на её административной территории пять памятников, в своё время увековечивших подвиги Советской армии. Одним из них стал памятный камень, находившийся в населенном пункте Мадлиена. На нём была высечена надпись на латышском языке: «26 сентября 1944 года советская армия освободила Мадлиену от немецко-фашистских захватчиков». Тогда глава самоуправления Эгил Хелманис пообещал отдать этот монумент для укрепления дороги. Этой дорогой, в итоге, стали ступеньки местного музея.
Распил памятника произвёл каменщик Марис Зиемелс. Он рассказал журналистам, что, хотя технологически этот процесс не сложный, но потребовал особой аккуратности и точности. На то, чтобы отпилить от камня один блок, требовалось несколько часов работы.
Гунарс, местный экскурсовод подчёркивает, что решение об использовании монумента для изготовления лестницы было принято депутатами самоуправления Огре по инициативе местных жителей. Гунарс добавляет, что поскольку этот камень не служил надгробием, его использование в новом качестве вполне, мол, оправдано.
На третьем этаже музея в Огре разместилась экспозиция «Мы и они», рассказывающая о «борьбе украинцев за свою страну». Одним из экспонатов там стал манекен, облачённый в военную форму РФ со следами крови – она была снята с погибшего российского солдата и доставлена в Латвию с Украины. Её историю сотрудник музея, отставной майор латвийской армии Гунарc Русиньш весело рассказал журналистам следующим образом: «Украинские солдаты передали нам этот комплект формы. Когда везли, в автобусе чувствовался неприятный запах, и мужчины начали друг другу говорить: "У тебя изо рта ужасно пахнет". Когда открыли мешок, поняли, что это свернувшаяся кровь, которая и давала этот запах». По отношению к павшим российским солдатам Русиньш использовал выражение «убитые орки».
Однако появление ужасного «экспоната» возмутило даже латышских экспертов. Там, член правления латвийского филиала Интернационального совета музеев (ICOM) Майя Мейере-Оша подчеркнула, что музей в Огре нарушил Женевскую конвенцию 1949 года, которую подписала и Латвия. «Женевская конвенция очень чётко определяет правила ведения войны. Как только солдат больше не может стрелять в ответ – он сдался, ранен или убит – действуют протоколы, как с ним обращаться. Можно забирать военное снаряжение, то же ружье, даже лошадь, но как только речь идет о личных вещах – это табу. Их нельзя трогать, потому что должна быть сохранена возможность опознания этого человека после войны», – пояснила Мейере-Оша.
Похожую точку зрения выразила искусствовед Астрида Рогуле: «Форму сняли с мертвого человека, ещё и с окровавленного. Теперь вопрос – был ли этот человек оставлен (на прежнем месте – авт.), или его похоронили голым?» Впрочем, Рогуле тут же оговорилась, что «с моральной точки зрения претензий нет». А вот владыка Огре любые намёки на кощунственный характер устроенной им выставки воспринимает в штыки. На вопрос, считает ли он этичным включение в экспозицию формы погибшего солдата, Хелманис злобно ответил журналисту: «Я всё ждал, что вы начнёте сочувствовать солдатам государства-агрессора».
Ведущий исследователь Института философии и социологии Латвийского университета Мартиньш Капранс считает, что Хелманис действует таким образом не просто для собственного удовольствия. Он целенаправленно работает на увеличение своей электоральной базы, ориентируясь на националистов.
В начале июня в Латвии состоятся выборы в самоуправления. Национал-радикалы уже много лет предлагают избирателю одну-единственную программу – «ликвидацию последствий советской оккупации». За последние годы в Латвии запретили русские школы, снесли огромное количество памятников, оставшихся от СССР и Российской империи, переименовали множество улиц, вытеснили русский язык почти отовсюду – но этого радикалам мало.
И сейчас «националы» продолжают использовать всю ту же старую «предвыборную» лошадку – процесс «деоккупации» должен продолжаться. Ещё есть куда двигаться: например, уже звучат предложения криминализировать прилюдное употребление русского языка и обкладывать тех, кто употребляет его на улицах, неподъемными штрафами. Многое ещё можно придумать и сделать в этом направлении…
Что поразительно, на «Латвийском телевидении» вышел очередной выпуск программы «Культурный шок», в котором экспозицию в Огре раскритиковали за «этическую неоднозначность». После этого на защиту Хелманиса стеной выступили его единомышленники, в первых рядах которых оказалась журналистка Элита Вейдемане. Она взяла интервью у замдиректора по научной работе Огрского музея истории и искусства Ритварса Янсонса, заявившего, что «нападение» на музей, осуществлённое «Латвийским телевидением» – ни что иное как «политический заказ» со стороны партий, конкурирующих с «Национальным объединением». По мнению Вейдемане и Янсонса, заявления о том, что экспонирование формы погибшего солдата противоречит Женевской конвенции, «идут рука об руку с пропагандой, которую Россия направляет против Латвии».
В свою очередь, член совета присяжных адвокатов Латвии Саулведис Варпиньш сказал Вейдемане, что ссылаться на Женевскую конвенцию «здесь неуместно», ведь она касается солдат. Российские же военнослужащие, по мнению Варпиньша – «не солдаты». Юрист утверждает: «Они не соблюдают вообще никаких этических норм, и потому говорить о Женевской конвенции – аморально. Если кто-то сейчас обвиняет музей или украинцев, передавших форму Огрскому музею – значит, этот человек не видел видео и фото, где российские военные убивают и пытают украинских пленных. Это убийцы, грабители и бандиты, на них Женевская конвенция не распространяется».
Варпиньш тоже полагает, что сотрудники «Латвийского телевидения» стали распространителями «российской пропаганды». Его беспокоит, что «многие впитали идеологию, которую транслирует Россия, и из-за этого теряют здравый смысл».
Адвокат также добавляет, что не хотел бы, чтобы об этом телесюжете узнал президент Украины Владимир Зеленский. «Думаю, он был бы шокирован тем, что Латвия, которая столько помогает Украине, вдруг показывает по телевидению нечто противоположное – в защиту боевиков террористического государства», – сокрушается юрист. К этому Вейдемане добавляет, мол, ещё не факт, что форму сняли с мертвеца. И выдаёт совсем уж гнусное, абсурдное предположение: «Россияне нередко используют мобильные крематории, где сжигают тела своих погибших солдат, предварительно сняв с них форму. Это – один из возможных вариантов того, как форма могла оказаться у украинцев: возможно, её просто где-то бросили, а украинцы подобрали», – выгораживает журналистка Хелманиса.
Но и в среде русских Латвии давно закипает негодование. А выходка Хелманиса переполнила чащу терпения. Так, сопредседатель оппозиционной непарламентской партии «Русский союз Латвии», депутат горсобрания Елгавы Андрей Пагор сфотографировался у входа в музей Огре с листом белой бумаги в руках, на котором крупными русскими буквами было отпечатано: «ХЕЛМАНИС – ПОДОНОК». Политик объяснил свой поступок тем, что испытывает крайнее негодование. «Даже не важно, окровавленная форма какого солдата висит в музее. Важно то, что только дегенерат и мразь мог содрать форму с убитого человека, привезти, выставить и гордиться своим поступком. Только подонок может такое поддержать и гордится этим».
Пагор сообщил, что по факту мародёрства в Огре «Русский союз Латвии» подал заявление в полицию и прокуратуру – по статьям 74.1, 76-й, 78-й и 140-й местного уголовного закона, предусматривающих наказание за разжигание национальной или этнической розни, за поддержку и популяризацию мародёрства и военных преступлений.
«Это сознательная и целенаправленная деятельность некой организованной группы с целью разжигания и поддержания розни в латвийском обществе, популяризация неэтичного и бесчеловечного поведения, создание угрозы государственной безопасности Латвии. Латвия не несёт ответственности за действия отдельных лиц, которые своими поступками позорят имя нашей страны», – подчёркнул Андрей Пагор от лица
возглавляемой им партии.
Нет, не вошли и не были повешены. И остальные, кроме латгальцев, не были интернированы в Канаду, или ещё куда. Тогда это буря в стакане воды, "возбуждение патриотизьма" и просто ни о чём.
У афганцев есть выражение, в примерном изложении - : " если вы не можете защитить ценности, которые считаете своими, значит они не ваши". Вот и весь хрен, до копеечки. И уже который раз.