Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
«Мицубиси» взялась за старое

«Мицубиси» взялась за старое

Япония стремится вернуть себе утраченные позиции сильного военного игрока в регионе
Дмитрий Верхотуров
13.11.2015
  «Мицубиси» взялась за старое

11 ноября 2015 года в аэропорту Комаки, в Нагое состоялся первый полет первого японского пассажирского самолета MRJ (Mitsubishi Regional Jet), созданного корпорацией Mitsubishi Heavy Industries («Мицубиси Хэви Индастриз»). Долгая разработка самолета, проводившаяся с начала 2000-х годов, достигла финальной стадии.

Новому самолету предстоят летные испытания, сертификация, после чего он встанет на линию. Компания Mitsubishi Aircraft Corporation – разработчик и производитель этого самолета, уже имеет внушительный портфель заказов на 223 борта, в том числе 170 заказов из США.

Это событие историческое, причем, можно сказать, вдвойне. Во-первых, это вызов могуществу крупнейших производителей гражданских самолетов Boeing и Airbus, в первую очередь, конечно, американскому производителю. С учетом того, что аналогичные региональные самолеты появились в России (SSJ-100) и в Китае (ARJ21), лидерам рынка придется выдерживать теперь более жесткую конкуренцию, и не факт, что тот же Boeing ее сможет выдержать. Были уже случаи, когда рушились крупные авиастроительные корпорации, не выдержавшие напора, например, McDonnell Douglas, которая вела свою историю с 1920 года, но в 1997-м была ликвидирована слиянием с Boeing.

Во-вторых, и это гораздо более важно, Mitsubishi снова берется за старое и возвращается в сферу авиастроения. До конца Второй мировой войны эта корпорация (или, точнее, дзайбацу) была лидирующим в Японии производителем самолетов и авиадвигателей. На ее заводах производился, например, такой шедевр, как истребитель Mitsibishi A6M, получивший неофициальное прозвище Рэй-сэн ("ноль-истребитель", т.к. был выпущен в 2600 году, по японскому летоисчислению) или Zero, в английской версии. Это был один из самых знаменитых истребителей Второй мировой.

Поражение в войне вытеснило корпорацию из авиапроизводства. Американцы постарались разбомбить авиационные и моторостроительные заводы, а после капитуляции разделили дзайбацу на 44 независимых компании и запретили производить военную технику, в том числе самолеты. Демилитаризация, впрочем, американцами была проведена поверхностно: реорганизацией вертикально интегрированной корпорации дзайбацу в финансово-промышленную группу кэйрецу, в которой формально независимые компании сохранили свои прежние связи. Реорганизованная корпорация Mitsubishi направила свою активность в тяжелую промышленность, в металлургию, судостроение и особенно в автомобилестроение, став одной из лидирующих в мире фирм по выпуску автомобилей, чья продукция не особо нуждается в рекламе.

Несомненно, возможности всей этой кэйрецу таковы, что, если ее руководство задастся целью, то оно сможет построить самолет целиком собственного производства, до последней заклепки.

В состав Mitsubishi входят заводы по производству алюминия, стальных сплавов, различные машиностроительные предприятия, производство электроники и многое другое. У нее есть все возможности в обозримой перспективе освоить серийное производство самолетов и захватить значительную часть рынка, в особенности, если самолеты будут качественными, надежными, и будут дешевле, чем аналоги у конкурентов. С применением роботов на производстве узлов и сборке, это также представляется достижимым.

Но дело тут не только в выходе на новый рынок. Mitsubishi также ведет военные разработки, что, в общем, неудивительно для корпорации с известным военным прошлым. Еще в 2004 году в Японии было принято решение о создании собственного истребителя пятого поколения, разработкой и изготовлением которого занялась как раз одна из главных "кирпичиков" корпорации – Mitsubishi Heavy Industries. Проект пока имеет только кодовое название ATD-X (Advanced Technology Demonstrator X). Когда США в 2007 году отказались продавать Японии новейшие самолеты F-22, это резко подстегнуло работы над собственным самолетом, и в 2012 году началась сборка полномасштабной модели для наземных и летных испытаний. Возможно, что сейчас этот образец уже способен подняться в воздух. Двигатели пока иностранные, но предполагается использовать японские (производства IHI Corp.), авионика уже делается Mitsubishi, в значительной степени самостоятельно.

Развитие выпуска пассажирского самолета также содействует усилению японского потенциала в военной авиастроительной отрасли. Во-первых, это позволяет развить собственное производство реактивных двигателей, отчасти поддержанное спросом со стороны гражданского авиастроения. Во-вторых, любой гражданский пассажирский самолет довольно легко превращается в военный, например в военно-транспортный, в "летающий госпиталь", в самолет дальнего радиолокационного обнаружения и так далее.

К тому же Япония шаг за шагом отходит от ограничений в военной сфере, которые были на нее наложены после Второй мировой войны. Уже создано Министерство обороны, и принято решение о возможности применения японских войск за пределами самой Японии. Да и такое развитие самолетостроения вполне наглядно демонстрирует, что в японском руководстве есть идеи и планы по превращению Японии в весьма крупную военную силу в регионе, а может быть, и на всем Тихом океане. Конечно же, для любой военной операции, для любой военной экспансии нужна авиация, как наземного, так и морского базирования. Японское военное командование, изучавшее ход войны на Тихом океане, прекрасно представляет себе значение хорошо развитой военной авиации, особенно палубной.

Поэтому в Японии, тихо и аккуратно, чтобы не обеспокоить США, пока еще являющихся ее главным военным союзником, идет развитие военных технологий и военно-промышленного потенциала, с использованием тех возможностей, которые открываются при производстве продукции двойного назначения.

Похоже, что в Северо-Восточной Азии постепенно завязывается очень непростой узел в отношениях сразу нескольких достаточно крупных экономически и хорошо вооруженных держав. Это как минимум Китай, Япония, Южная Корея, КНДР. Возможно, что в выяснении отношений могут принять участие и другие страны, например США, Тайвань, Вьетнам – тем более что спорных вопросов и неразрешенных конфликтов в этом регионе достаточно.

И разумеется, все это будет самым непосредственным образом влиять на дальневосточную политику России.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.