Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 мая 2024
Украина и Запад: предвыборные ходы

Украина и Запад: предвыборные ходы

Признают ли США и ЕС результаты выборов в Верховную Раду?
Виктор Пироженко, Киев
18.10.2012
Украина и Запад: предвыборные ходы

Взвешивание вероятности разных сценариев развития ситуации после выборов 28 октября необходимо, чтобы определить долгосрочные мотивы Запада в отношении Украины и её политического руководства, а также заранее вести подготовку к адекватной реакции на них. Необходимую пищу для размышлений дают различные заявления официальных лиц, как Запада, так и Украины.

Вариант непризнания ЕС и США результатов выборов в Верховную Раду (ВР) крайне маловероятен при условии, что на Западе останется господствующей точка зрения в пользу разделения двух вопросов: вопроса об освобождении Тимошенко, устранении «избирательного правосудия» и вопроса проведения честных и открытых парламентских выборов. На данный момент, вероятнее всего, если избирательная кампания и голосование пройдут по принятым на Западе стандартам, то этого будет достаточно для признания выборов состоявшимися. При этом Запад, видимо, продолжит работать с украинской властью по «делу Тимошенко» в рамках стратегии персонального морально-психологического давления на конкретных лиц из украинского политического руководства с возможным поэтапным ужесточением разноплановых персональных санкций.

Отсутствие у США конкретных планов оперативного реагирования на послевыборную ситуацию на Украине зафиксировал бывший чрезвычайный и полномочный посол Украины в США О. Шамшур: «Украина, к сожалению, не относится к приоритетам США, и вряд ли это изменится после выборов. … Какой-то коррекции курса я, честно говоря, не вижу, хотя очевидно, что все сейчас будут очень внимательно смотреть, как пройдут выборы в Украине.

А в целом США в отношениях с Украиной, как и с большинством других стран, интересуют, кроме общих соображений, чисто прагматические вопросы.

Скажем, энергетика, которая интересна для обеих стран. Давайте дождемся, пока пройдут выборы и там, и там», - отметил он.

Есть и иная точка зрения, которая сформировалась у части ангажированных украинской оппозицией европейских структур – радикальное неприятие украинской власти и всего, что она делает, в том числе, и процесса выборов в парламент. Эта позиция предполагает увязывание требования «освобождения Тимошенко» с признанием выборов. Ослабление главного конкурента ПР – «Батькивщины», как следствие «неправомерного ареста» Ю. Тимошенко, считается в этих кругах искусственным созданием конкурентных преимуществ в пользу правящей ПР и уже сейчас оценивается, как достаточное основание непризнания итогов выборов.

Первая точка зрения, возможно, не столь безупречна в правовом смысле, но она подкрепляется очень значимыми для Запада геополитическими соображениями: стремлением продолжать конструктивное сотрудничество с украинской стороной с целью предотвращения присоединения Украины к процессу евразийской интеграции.

Речь при этом со стороны Запада не может – в силу разных причин - идти ни о каком членстве Украины в ЕС даже в перспективе, но лишь об удержании Украины неограниченно длительное время на периферии ЕС, но в орбите его влияния (по примеру Турции).

Для решения этой задачи изоляция украинской власти со стороны Запада, тем более, конфронтация с ней, какие бы проблемы такую конфронтацию ни провоцировали, неприемлема, по определению.

Спор о месте Тимошенко в определении долгосрочной политики Запада в отношении Украины определяется той ролью, которую она может сыграть в отстранении правящей ПР и президента Януковича от власти. Есть веские основания предполагать, что свобода Тимошенко и её возвращение в политику для Запада критично не столько как признак отмены «избирательного правосудия» и утверждения неких абстрактных принципов, а как единственное средство и возможность победить правящую Партию регионов. Действительно, в обозримом будущем кроме «Батькивщины» с Тимошенко во главе на Украине нет сил, способных на равных конкурировать с нынешним президентом и его политической силой. Нынешняя украинская власть значительно более самостоятельна в своих действиях во внешней политике, чем её предшественники, не является идеологически антироссийской и представляет собой для Запада, в первую очередь, для ЕС очень неудобного партнёра. Для Запада же поддержание внутриполитической напряжённости на Украине и игра на противоборстве антироссийских и дружественно настроенных к России сил является, как показывают события последних лет, условием контроля над политической ситуацией в стране и блокирования сближения Украины и России.

Решение этих двух приоритетных задач – 1) предотвращение окончательного отчуждения Украины от ЕС с риском последующей переориентации на евразийскую интеграцию и -2) возвращение Тимошенко в политику, как средства отстранения от власти правящих политических сил будет, скорее всего, задавать парадигму действий Запада в отношении Украины в условиях сохранения текущих обстоятельств. И изменение этих двух приоритетов возможно соответственно, в случае: а) освобождения Тимошенко; б) появления на Украине сопоставимой с Тимошенко по влиятельности политической фигуры, способной бросить вызов правящим силам. Не исключено, что, убедившись в безуспешности попыток заставить украинскую власть освободить Тимошенко, Запад со временем начнёт целенаправленно готовить такую фигуру.

Не исключено, что поиск такой фигуры будет вестись из числа лидеров оппозиционных партий, например, ими могут стать А. Яценюк и В. Кличко.

Но сейчас они вряд ли могут рассматриваться в этом качестве.

И здесь вопрос о месте Тимошенко в решении задачи по отстранению правящих сил от власти, переходит в вопрос о наиболее эффективных путях нейтрализации всяких возможностей вхождения Украины в евразийский интеграционный проект. Первая точка зрения базируется на том, что данную задачу Запад может решить и без Тимошенко, опираясь больше на диалог с действующей украинской властью и воздействуя на неё обширным арсеналом средств. Вопрос о Тимошенко является при таком подходе лишь одним из способов давления на украинского президента и правительство, и не самым главным. Более того, он предполагает как раз подготовку вместо Тимошенко иного, но равного ей по влиятельности политика, который мог бы стать реальным конкурентом правящей ПР и действующему президенту.

Отсюда и компромиссная позиция некоторых членов ЕС и США, которые, в общем, склоняются к оценке выборов как таковых, без увязывания с вопросом Тимошенко. Разумеется, с этой точки зрения выборы власть проведёт вполне в рамках общепринятых стандартов, что даст Западу формальные и неформальные основания продолжить диалог с украинской властью после выборов по закреплению западной ориентации внешнеполитического курса Украины.

Именно такой подход продемонстрировали послы Германии, Франции и Польши в ходе дискуссии в Институте мировой политики 15 октября.

«В целом, если говорить о будущем Соглашения об ассоциации, то честные и справедливые выборы являются важным условием, возможно, не достаточным, но необходимым для дальнейшего подписания Соглашения», - сказал посол Германии Кристоф Вайль.

Посол Франции Ален Реми напомнил, что представители ЕС уже неоднократно высказывали свою обеспокоенность относительно ситуации в Украине, в том числе по поводу справедливого правосудия. «Четко высказывалась обеспокоенность по поводу того, как в Украине проводится правосудие», - отметил дипломат. Честные выборы «не будут ключевым моментом оценки, однако это будет важный шаг на этом пути».

Посол Польши на Украине Генрик Литвин заметил, что демократичные выборы важны для дальнейшего диалога с ЕС, однако это не означает автоматическое подписание документа. «После положительной оценки мы возвращаемся к диалогу и договариваемся о других деталях».

Таким образом, позицию умеренных сил на Западе можно описать так: честное проведение парламентских выборов создаст необходимое, хотя и недостаточное условие для продолжения диалога Запада с украинской властью по условиям возвращения в политику Тимошенко, что интересует Запад, и по вопросу соглашения об ассоциации, что интересует украинскую сторону. Но из данной позиции следует, что оценка предстоящих выборов в ВР рассматривается ЕС отдельно от вопроса об освобождении Тимошенко.

Вторая точка зрения основывается на ключевой ценности Тимошенко, как единственного средства борьбы с правящими на Украине силами. При таком подходе сам процесс борьбы за её освобождение и возвращение в политику является началом операции по отстранению от власти президента Украины и правящей Партии регионов, которую следует без пауз доводить до логического конца.

Эта линия нацелена на развёртывание жёсткой конфронтации Запада с украинским руководством, и именно сторонники этой линии выступают за немедленные санкции в отношении политического руководства, вплоть до финансово-экономических мер.

Сторонники этой линии считают, что наиболее оптимальный способ нейтрализации сближения Украины с Россией в рамках евразийских проектов (ТС и в будущем ЕврАзС) – это как можно быстрое отстранение президента В. Януковича и правящей ПР от власти руками Тимошенко. Вопрос о том, кого Западу поддерживать в дальнейшей борьбе за власть, возможно, будет решаться не обязательно в пользу Батькивщины с Ю. Тимошенко во главе.

Общее, что объединяет обе описанные точки зрения то, что отношения с Украиной мыслятся Западом не как ценность сама по себе, а скорее, как инструмент сдерживания России; как инструмент блокировки процессов восстановления евразийского центра силы с его наиболее значимыми составляющими – России, Украины и Белоруссии.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.