«Стыдно валяться на пляже, если я могу помочь!»
Благотворительные проекты – Православной Церкви и светские – находят всё больший отклик и понимание у россиян. Тысячи, десятки тысяч сегодня едут в ДНР и ЛНР, чтобы ухаживать за ранеными в госпиталях, строить дома, разносить по адресам продукты, устраивать концерты, поработать на пострадавших от войны объектах, в монастырях…
Однажды, во время очередной своей поездки, я посмотрел на карту, где руководитель группы добровольцев флажками отметила места, откуда приезжают участники добровольческого движения. Знаете, самой карты я и не увидел: она была похожа на огромного ежа, принявшего очертания России. То есть добровольцы были решительно отовсюду: Анадырь, Якутск, Питер, Грозный, Мурманск, Южно-Сахалинск, оба Новгорода… – из всех, считай, городов и весей страны. Самые разные национальности: русские, корейцы, якуты, чеченцы, немцы, украинцы… – в общем, вся Россия во всем своем многообразии. Никогда не слышал столько языков и наречий в одном месте – впечатление незабываемое.! Особенно сибиряки и жители Дальнего Востока поражают: «Смена длится неделю, максимум десять дней, а я летел/-ла через всю страну! Не-ет: остаюсь еще на две-три недели!»
Скромные девушки из нашего Нечерноземья ничуть не уступают: «Понимаете, у меня сейчас отпуск, и я подумала, что стыдно было бы его провести, валяясь на каком-нибудь турецком пляже или на этих, как их, Мальдивах. Стыдно же – я лучше нашим людям помогу, правда?»
Молодые парни, показалось, местные, улыбаются: «Это мы недавно стали местными! Приехали на пару недель полгода назад, поработали в госпитале, а потом, знаете, как-то сроднились с Донбассом. Вот и остались. Даже местный говор усвоили. Хотя и родной вятский не забыли».
А вот как приятели, суровые такие северные мужики (потребовалось время, чтобы пошли на разговор), объясняют свое присутствие здесь:
– Понимаешь, с одной стороны, ты тут ближним хоть как-то помогаешь, чем можешь. А с другой, ты себя спасаешь. Да-да, чего удивляешься? Всё просто: если бы я остался дома, то, похоже, валялся бы на диване после работы, пил бы беспробудно и проклятиями–советами бы всякими с телевизором делился. У нас сейчас на каждом шагу – «наливайки», алкомаркеты, ларьки пивные. Народ спивается просто. Вот мы и сбежали, чтобы спастись. Здесь, хоть и бесплатный, но труд, а не пьянка. И ты видишь, что люди тебе благодарны, – вот и вся хитрость. Потом, когда домой приезжаешь, смотришь совершенно другими глазами на ту мутную, реальность, на развязную молодежь, хамоватых чиновничков, в себе души не чаящих, и думаешь: «Вас бы, голуби мои, сюда, поближе к фронту, хоть на месяцок-другой – ох, как бы заговорили!».
А кто-то приехал по обету:
– Мы с супругой пообещали Богу поработать в какой-нибудь нашей обители. Да, сами из Донецка. Ну, то есть из Авдеевки, это рядом. А… знаешь! Ну, хорошо тогда. Просим молиться. Разумеется, о всех наших тоже молимся!
Встретишься, поговоришь с людьми, послушаешь их истории, и приходишь к выводу: Святая Русь – не прекраснодушная маниловщина, как иные думают, не благочестивые бесплодные мечтания, а суровая, но светлая действительность. Да, воюющая, да борющаяся – а как иначе?
Понятно, те, кто борются, далеко не всегда в светлых латах, чистых халатах, выглаженных рабочих костюмах и блестящих ботиночках. Кстати, эти люди и не считают себя кем-то особенными, рассуждать о высоких материях и святости в свой собственный адрес – уж точно не будут (суровые северные мужики вообще бы обиделись, думаю). Но вы бы видели их глаза, когда их от души благодарят жители Донбасса за помощь!
Повторюсь: как это ни странно, а то и страшно звучит, – война дает нам возможность открыть в себе себя, те качества, благодаря которым мы можем называть себя людьми. Именно здесь проходит линия «фронта»: народ мы или так – в «наливайку» вышли. Выбор за нами.
---
3. Дневники М.Л. (Толстой) Казем-Бек, 1914 год, 26 августа:
Петроград стал неузнаваем с тех пор, как запретили продажу водки и вина. О хулиганах нет и помину. Городские происшествия свелись к минимуму. Заводская и фабричная работоспособность повысилась. И не только в Петроградея, но и по всей России замечается то же самое. Народ, отрезвившись, переррдился. Все приоделись; все как-то успокоились; на лицах выступило общерусское добродушие и благопристойность; поступки стали разумны и нормальны. И народ сам понял свое благо; когда по окончании мобилизации возник было вопрос об открытии продажи вина, отовсюду понеслись протесты и мольбы о продлении запрещенья. И решили на время войны запретить. Это было геройство со стороны правительства. Возместить убыль от питейного дохода будет трудно, но перед этим не остановились. Кое-какие налоги придумают, но главным образом, рассчитывают поднять общее благосостояние путем нравственного повышения народа. Слава Богу!..
Общее отрезвление особенно отрадно в настоящий момент... Вообще все у нас теперь идет хорошо, благочинно и умно. Точно все сразу переродились, и во всех заговорили лучшие струны их души".
"19 августа
Да, мы переживаем период тяжелых сражений... Все это очень тяжело, и не надо себя обманывать на этот счет. Но надо помнить и другое - что дух человеческий сильнее матерьяльных условий. И чем сильнее мы будем духом, тем удачнее будет идти наша война. Не... временных местных поражений я боюсь, а боюсь легкомысленной болтовни и критики нашего праздношатающегося общества. Так бы хотелось внушить всем, что переживаемое нами время не только серьезно, но священно; что болеть душой надо не только за своих близких, но за всю Россию; что помогать русским войскам надо не только шитьем рубашек и вычетами из жалованья, но и своим бодрым, повышенным настроением.
17 сентября
На прошлой неделе был сбор белья и теплой одежды для солдат. Кто-то прислал свой плед, в котором оказалась записка следующего содержания:
Прощай, мой старый, добрвй плед!
Служил ты мне немало лет.
Как грел студента ты когда-то,
Так грей и русского солдата.
Окончить может службу пледа
Одна лишь русская победа,
Когда у кайзера-нахала
Отнимут даже одеяло...
Эти стихи мне показались трогательными, но я их выписала и оттого, что они чрезвычайно характерны для нашего времени... Все, люди всех положений, возрастов и степеней развития жертвуют на нужды войны кто чем может; все жаждут разбить немцев и никто не сомневается в победе. Разве возможно, в самом деле, не победить при таких условиях, при таком всеобщем подъеме духа. И мы победим еще и потому, что настало время для человечества идти новым путем, развиваться под влиянием новой культуры".
"1914 год, 26 октября.
Что бы не говорили пацифисты, война повышает, а не понижает нравственный уровень народа. Теоретически рассуждая, это как будто кажется парадоксом. Но на самом деле это не так. И ни у кого не получается впечатления, что на поле сражения совершаются "убийства", и никакой кровожадности не развивается. Нравы не грубеют. И христианские идеалы не разрушаются. Напротив. Характерное явление: со времени войны страшно упал % преступности. До войны газеты пестрели известиями об убийствах. Теперь их совсем нет. О денежной щедрости уж я и не говорю. Она возрасла в поразительном размере. Все, и богатые, и бедные с радостью дают все, что могут на нужды войны. Все стали как-то серьезнее; все почувствовали, что совершается что-то необычно важное и что повседневные пустяки потеряли интерес и цену".