Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
9 мая 2025
Прозрения и сомнения Ивана Ильина

Прозрения и сомнения Ивана Ильина

К 70-летию со дня кончины русского философа
Станислав Зотов
19.12.2024
Прозрения и сомнения Ивана Ильина

«Россия не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! Придёт исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!» Так писал в июле 1950 года русский эмигрант, проживавший в Швейцарии, потомственный русский дворянин и великий самобытный русский философ Иван Александрович Ильин (28 марта [9 апреля] 1883-21 декабря 1954), изгнанный из Советской России в 1922 году.


Судьбой ему было предназначено стать идейным антиподом политическому деятелю, которого в народе звали Ильич, то есть почти что своему тёзке. По странному стечению обстоятельств он, как и Владимир Ильич Ленин, родился в апреле месяце, но на 13 дней раньше, чем будущий «вождь мирового пролетариата» – 9 апреля, при том – ровно на 13 лет позже – в 1883 году. Тут подумаешь невольно, что гороскопы не всегда врут... Скончался же в Швейцарии, в эмиграции, где и Владимир Ильич прожил эмигрантом немало лет. Умер Ильин в 1954 году, через 30 лет после кончины Ленина, но не 21 января, а 21 числа декабря месяца – опять игра похожих чисел. Видно, самой судьбой было ему уготовано стать самым последовательным критиком большевизма. Притом, опять странность, именно Ленин спас Ильина от репрессий в большевистской России лично включив его имя в число тех 160 деятелей старой русской академической науки, которые не приняли новую власть в России, но не были расстреляны в годы гражданской войны, а подверглись лишь высылке из страны. Таким образом, были спасены их жизни, хотя лишение Родины, может быть, было для них не менее тяжким наказанием. А уж для Ивана Ильина, так много думавшего о судьбах России и русского народа, такое наказание было особо тяжелым.

Хотя по своему происхождению Ильин вполне мог бы считать себя и немцем. Ведь, если его отец Александр Иванович Ильин, чиновник судебного ведомства в Москве, был сыном крупного помещика Рязанской губернии Ивана Ивановича Ильина, занимавшего в годы правления «блаженной памяти императора Николая Павловича» высокую должность коменданта Большого Кремлёвского дворца, где во время своих приездов в Первопрестольную останавливался сам государь, то матерью философа была немка Каролина фон Штадион, дочь известного в Москве врача-гомеопата Юлиуса фон Штадиона. Решение связать свою жизнь с русским дворянином заставило её перейти в православие, сменить имя и стать русской – Екатериной Юльевной Ильиной. А её учёный сын всегда считал себя исключительно только русским человеком и не ужился эмигрантом в Германии Гитлера, покинул отечество своей матери в 1938 году, когда нацистский режим начал вести агрессивные войны с явным прицелом на Россию.

Тут нельзя снова не провести аналогию с Ульяновым-Лениным, который по своей бабке по матери был потомком шведов Гроссшопфов немецкого происхождения. Россия, особенно во времена эпох правления Петра Великого и Екатерины Великой, впитала в себя немало представителей немецкой нации, и они прекрасно уживались в ней. Достаточно вспомнить хоть великого немецкого философа Иммануила Канта, жителя Кёнигсберга, охотно принявшего российское подданство, когда Восточная Пруссия несколько лет числилась российской провинцией, завоёванная в ходе Семилетней войны войсками императрицы Елизаветы Петровны. 

Ильин впоследствии в своих историософских работах о путях русской государственности не раз подчёркивал тот факт, что Россия, в ходе своего развития, приняла в себя и ассимилировала представителей многих народов. При этом, не истребляя их, а даже сохраняя их, с их культурным своеобразием, принимая представителей элиты этих народов в состав своей элиты и своей светской культуры. 

Он писал: «...то, что создавалось в России в 18 и 19 веках – было именно светскою национальною культурою. России было дано великое задание – выработать русско-национальный творческий акт, верный историческим корням славянства и религиозному духу русского Православия, – "имперский" акт такой глубины, ширины и гибкости, чтобы все народы России могли найти в нём свое родовое лоно, своё оплодотворение и водительное научение; создать из этого акта новую, русско-национальную, светски свободную культуру (знания, искусства, нравственности, семьи, права, государства и хозяйства) – всё это в духе восточного, Иоанновского христианства (любви, созерцания и свободы); и наконец, узреть и выговорить русскую национальную идею, ведущую Россию через пространства истории».

То есть Ильин явно указывает, что без вхождения культур всех народов, составляющих многонациональное сообщество России, в «русско-национальную» свободную светскую культуру, невозможна выработка национальной идеи России, что поможет нашей стране пройти через «пространства истории» и вообще сохраниться нашему многонациональному российскому народу, как народу великому. Вот такая идейная установка Ильина, кстати говоря, опровергает навет на философа, как на заядлого националиста, возвышающего только русский народ и унижающего иные этносы. Нет, он с уважением относился ко всем народам Великой России, но считал что русскому православному народу дана историческая миссия выработать «имперский акт», способный сплотить все народы в единую державу. Тут возникает некоторое сомнение: возможно ли равноправное существование всех народов в рамках «русско-национальной» империи, нет ли здесь некоторой натяжки?.. 

История вынесла своё решение этого сложного вопроса, утвердив современную Россию не Империей, а Федерацией многих народов, но с главенствующей русской составляющей, что и согласуется со взглядами Ильина. 

Основные работы Ильина, связанные с его взглядами на Россию, с её историей, её будущим, и будущим большевистской власти в России относятся ко времени вынужденной эмиграции. Но как философ он был известен ещё в дореволюционное время, примыкая по своим взглядам к учёному кружку русского философа князя Евгения Николаевича Трубецкого, убеждённого конституционного демократа, одного из идейных вождей партии кадетов. Именно кадеты в годы гражданской войны составят идеологическое ядро белогвардейского движения, а при штабе Деникина будет создано специальное «осведомительное агентство», т.н. Осваг – идеологический и пропагандистский орган белого движения с преобладанием в нём кадетов. В этом Осваге будет работать и молодой писатель Михаил Булгаков, писать там яркие антибольшевистские статьи. Осваг прекратит своё существование в начале 1920 года, когда в Новороссийске большая часть армии Деникина погибнет из-за страшной эпидемии тифа. Погибнет там по этой причине и учитель Ильина князь и философ Евгений Трубецкой. Иван Ильин же в это время пребывает в большевистской Москве – и не случайно.

Он только в мае 1918 года получил заслуженное звание доктора философии, первым в Советской России, уже при власти большевиков. Так что, как ни удивительно, но злейший идейный враг коммунизма станет первым «советским» доктором философии!

И не случайно: его докторская диссертация будет посвящена рассмотрению философии Гегеля, а без изучения работ Гегеля и сам Ленин не мыслил создание теории коммунизма. Нет сомнения, что Ильич работы Ильина по Гегелю изучал и должным образом оценил. Это и спасало жизнь философу, когда не раз ВЧК арестовывало его за антибольшевистские взгляды, которые Ильин не скрывал, и связь с кадетами на Дону. Но всякий раз арест длился недолго, по особому указанию из Кремля его быстро отпускали, но тщательный надзор за ним, разумеется, вели. А вот в 1922 году стало совсем плохо. Ильич заболел и отошёл от дел, а в стране, после разоблачения т.н. заговора Таганцева в Петрограде, в организацию которого входили представители русской гуманитарной науки и культуры (великий русский национальный поэт Николай Гумилёв, к примеру), начались преследования старых учёных, не изменивших своих идейных «имперских» взглядов. 

В этой ситуации последнее, что мог сделать Ленин для спасения цвета русской науки, так это организовать их легальную высылку из Советской России на немецком корабле, т.н. философском пароходе. Попал в этот список и Иван Ильин, навеки простившись с любимой Родиной. Теперь и до конца жизни уже не философия Гегеля будет занимать его, а беспрестанные размышления об исторических судьбах России и её будущем. 

А что он оставил в России? Он оставил своё детство в благополучном дворянском семействе, память о Первой Московской гимназии, что он закончил с золотой медалью, юридический факультет Московского университета, где и сам будет потом преподавать. Память о первой любви и своей женитьбе на любимой девушке, молодой писательнице Натальи Вокач, кузины Веры Муромцевой – жены Ивана Бунина. Свадьба их состоялась в 1906 году в храме Рождества Пресвятой Богородицы в подмосковном сельце Ильинском – владении родного дяди Ивана Ильина помещика Николая Ивановича Ильина, по слухам, выигравшего в карты имение Быково у последнего представителя графского рода Воронцовых-Дашковых. Этот Ильин добился основания железнодорожной станции на линии Московско-Рязанской железной дороги, которая получила его имя, а рядом возник посёлок Ильинский. В советское время поблизости с этим посёлком начал строиться известный центр авиационной науки в СССР – город Жуковский. Первые строители авиационного города жили в Ильинском, и никто не задумывался, что назван этот посёлок и железнодорожная станция при нём в честь представителя рода Ильиных, а философ-эмигрант Иван Ильин является одним из последовательнейших противников коммунистического строя в России, предсказавшего его неизбежное крушение.

Но вот парадокс нашей русской истории – именно из посёлка Ильинского вышла целая плеяда бойцов за Советскую Родину, им, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, установлен торжественно мемориал у станции Ильинской, среди имён этих героев есть имена Николая и Михаила Нистратовых – двух братьев моей бабушки, рядовых бойцов, не вернувшихся с фронта. Есть там и мемориал целому выпускному 1941 года классу Ильинской средней школы. Выпускников по их собственному желанию зачислили в одну часть, а часть эта попала в окружение и почти вся погибла в бою... В честь подвига этих безусых ребят центральная улица в Ильинском названа Улицей Опалённой Юности. А рядом с этими торжественными мемориалами, рядом с восстановленным православным храмом стоит и скромный стенд, посвящённый памяти русского философа Ивана Ильина, земляка, считавшего русский народ – великим народом, который обязательно преодолеет все катастрофы в своей истории и возродит Великую Россию.

«В наше время, время видимого крушения России, а на самом деле – время её мученического очищения, её исторического оправдания и духовного возрождения в перерожденном виде; в наши дни, дни великого соблазна для близоруких и великих надежд для дальнозорких, когда русский народ, всеми иными народами преданный и покинутый, сам с собой наедине, перед лицом Божиим, добывает себе свободу голодом и кровью, пытаясь по-самсоновски повалить на себя капище Дагона, но выйти из-под развалин с молитвою на устах и с приговором для своих врагов; в такое время, в такие дни, когда у каждого русского сердце горит от святой любви и священного гнева, когда уже иноземцы начинают постигать мировое и пророческое значение русской трагедии и содрогаться о своей собственной судьбе, – чудится мне, что у всех у нас есть потребность обратиться к России в её историческом целом, окинуть взором, сколько его хватит, нашего взора, пути, и судьбы, и задания нашей Родины, основы и первоосновы её культуры, из коих все вышло и к коим всё сводится, увидеть их в их силе и славе, увидеть их в их опасных уклонах и соблазнах, увидеть всё это не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном укладе, в явных деяниях дня и в тайных сновидениях ночи; с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости...»

Разве эти слова написаны не в наши дни?

Но какое же будущее предсказывал Ильин своей любимой России и русскому народу? Прежде всего, он ясно осознавал, что коммунистический режим в России не вечен, ибо не может сколь долго существовать на русской земле режим, отрёкшийся от национальных русских основ. 

Но самое удивительное во взглядах Ильина-философа, которого кое-кто считает и посейчас чуть ли не фашистом, это его принятие многонациональной России, как необходимого фактора существования нашей страны, так как Россия не есть случайное нагромождение захваченных в разные времена земель. 

«Россия есть не случайное нагромождение территорий и племён и не искусственно слаженный "механизм" "областей", но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопитанием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национально младшими братьями духовным взаимопониманием; он есть государственное и стратегическое единство, доказавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия. Расчленение его явилось бы невиданной еще в истории политической авантюрой, гибельные последствия которой человечество понесло бы на долгие времена. Расчленение организма на составные части нигде не давало и никогда не даст ни оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Напротив, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения. В нашу эпоху в этот процесс будет втянута вся вселенная».

И эти слова – не сейчас ли написаны? Читали ли эти слова «антисоветчика» Ильина, те, бывшие ревностные коммунисты, в одночасье ставшие «демократами», что подписывали позорный сговор в Беловежье? Исторические прозрения Ильина просто поражают. Он словно перенёсся из своего времени в наши 90-е (да и последующие) годы и что он видит?..

«Территория России закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами, которые будут постоянно перерастать в мировые столкновения. Это перерастание будет совершенно неотвратимым в силу одного того, что державы всего мира (европейские, азиатские и американские) будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчеты в нововозникшие малые государства; они будут соперничать друг с другом, добиваться преобладания и "опорных пунктов", мало того, выступят империалистические соседи, которые будут покушаться на прямое или скрытое "аннексирование" неустроенных и незащищенных новообразований. Россия превратится в гигантские "Балканы", в вечный источник войн, в великий рассадник смут. Она станет мировым бродилом, в которое будут вливаться социальные и моральные отбросы всех стран ("инфильтранты", "оккупанты", "агитаторы", "разведчики", "революционные спекулянты" и "миссионеры") – все уголовные, политические и конфессиональные авантюристы вселенной. Расчлененная Россия станет неизлечимою язвою мира...»

Разве мы сейчас не видим этих оккупантов и авантюристов в натовской форме на нашей земле? Видим, и каждый день слушаем во фронтовых сводках с каким тяжёлым трудом и потерями приходиться нашим героическим русским солдатам брать штурмом эти вовсе не фигуральные "опорные пункты" на территории, захваченной врагом. 

А кто желает расчленить Россию? Ильин даёт ответ и на этот вопрос – это международная закулиса, то, что в нынешней фразеологии называется «глубинным правительством» коллективного, а на самом деле – империалистического Запада... 

«Установим сразу же, что подготавливаемое международною закулисою расчленение России не имеет за себя ни малейших оснований, никаких духовных или реально-политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед единой Россией и застарелой вражды к русской монархии и к Восточному Православию. 
Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский "веник" на "прутики", переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести её через западное уравнение и развязывание и тем погубить её...»

Сказано совершенно откровенно и не подлежат сомнению глубоко патриотические взгляды русского философа. Был ли Ильин консерватором по натуре, отрицал ли всяческие западные «свободы» и права человека? Нет, свободы личности он не отрицал, он просто видел, что борьба за эти «свободы» для Запада есть просто оружие для расчленения России. Он пишет:

«Напрасно они ссылаются при этом на великий принцип "свободы": "национальная свобода" требует де "политической самостоятельности". Никогда и нигде племенное деление народов не совпадало с государственным. Вся история даёт тому живые и убедительные доказательства...»

Ильин приводит исторические доказательства своей концепции. Он замечает:
«Сколько малых племён Россия получила в истории, столько она и соблюла. Она выделила, правда, верхние слои присоединенных племён, но лишь для того, чтобы включить их в свой имперский верхний слой. Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась. Насильственная денационализация и коммунистическая уравниловка появились только при большевиках».

А вот тут у кого-то и появляются сомнения в некоторых положениях философа, что давно уже обретается за пределами России, и попадает невольно под шаблоны западной пропаганды, представляющей СССР, как «тюрьму народов», также, как эта пропаганда представляла таковой до революции и любимую Ильиным имперскую Россию. Мы ведь знаем, что коммунистическая Россия не проводила политику "насильственной денационализации", наоборот – национальная культура и языки всех народов СССР развивались свободно в рамках своих союзных и автономных республик. Иной раз в ущерб русской культуре и языку там. Но именно это национально-территориальное деление и послужило почвой к расчленению в 90-е годы СССР, наследницы "большой" России – Российской империи, что Иван Ильин очень верно и предсказал ещё за сорок лет до того.

Нельзя обойти и темы отношения Ильина к гитлеровскому фашизму в Германии. Это тема болезненная и всякий раз муссируется теми, кто ненавидит русского философа. Во-первых заметим, что Ильин в Германию был выслан насильно. Он вовсе не стремился покидать родину, несмотря на угрозу своей жизни. 

В каком он тогда, перед выдворением с отчизны, находился душевном состоянии, очень верно показывает картина «Мыслитель», написанная его другом художником Михаилом Васильевичем Нестеровым в 1921 году. Мы видим человека в крайней степени душевной печали, стоящего на фоне прекрасного среднерусского пейзажа, с зажатым в опущенной руке листком бумаги. Словно он прочитал там смертный приговор самому себе... 

Мыслитель.jpg

Но высокий лоб этого человека, благородные черты и какая-то глубокая дума на лице, всё выдаёт в нём мыслителя, принуждённого расстаться с родной землёй. Заметим, что Нестеров впоследствии прославился как портретист, писавший портреты советских деятелей политики, науки и искусства, удостоенный за это дважды (!) Сталинскими премиями первой степени, но всегда опасавшийся, что кто-то из коммунистических вождей увидит портрет изгнанного философа: Иван Ильин был под строжайшим запретом на своей любимой родине.

Да, это была трагедия великого русского человека. Трагедия эта заставляла его иной раз быть резким в своих политических высказываниях. Он и в Германии на первых порах опасался прихода к власти коммунистов, потому проявлял интерес к социальной демагогии фашизма, тем более, что первоначальный фашизм представлялся как прогрессивное общественное движение патриотического духа, обещавшего «поднять Германию с колен» (как похоже на известный лозунг Трампа, обещающего ныне «поднять Америку с колен»)! За этим лозунгом шли миллионы немцев, проголосовавших в 1933 году за партию Гитлера. В сущности национал-социализма (социализма!) тогда мало кто разбирался, даже в СССР были какие-то иллюзии на этот счёт. Ильин надеялся, что «сильный» вождь Гитлер станет надёжным оплотом Европы на пути проникновения туда влияния Коминтерна. Но он разобрался в этой сущности, когда в 1934 году нацисты закрыли Русский институт в Берлине, а после изгнали Ильина из Берлинского университета, где он преподавал, запретили публиковать его работы.

Каким-то чудом учёному удалось выехать с женой из гитлеровской Германии в 1938 году в нейтральную Швейцарию, но швейцарские власти встретили его с подозрением, что он советский (!) агент и хотели выслать обратно в Германию, где философа ждало уничтожение в концлагере. Выслать под предлогом, что у него нет источника доходов и жить ему не на что. Но за него заступился известнейший на Западе русский композитор и музыкант Сергей Рахманинов, он перевёл Ильину четыре тысячи швейцарских франков, за что Ильин со слезами благодарил его. Рахманинов, как известно, во время Великой Отечественной войны не раз переводил деньги и Красной Армии. Таков русский патриотизм, он отвергает деление русских людей по идеологическим догматам, главное для русского патриота – это любовь к России и её народу. Надежда на его великое будущее и возрождение Отечества. 

«Россия не погибнет от расчленения, но начнёт воспроизведение всего хода своей истории заново: она, как великий "организм", снова примется собирать свои "члены", продвигаться по рекам к морям, к горам, к углю, к хлебу, к нефти, к урану. Легкомысленно и неумно поступают враги России, "впрыскивая" российским племенам политически безумную идею расчленения». Иван Ильин. 

Нет, недаром президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин избрал взгляды Ильина в качестве основной парадигмы своей политической позиции.

В 2009 году по инициативе Путина прах Ивана Александровича Ильина и его жены Натальи Николаевны Ильиной был возвращён в Россию и захоронен на территории Донского монастыря в Москве.

 

Примечание: В статье использованы цитаты из работы Ильина «Что сулит миру расчленение России» и др.текстов.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.
***
17.01.2025 18:18
Один крупный московский ученый, знавший Ленина и ранее, писал ему: «Вы сифилитизировали Россию спирохетами лени и жадности!»
"Русский народ выйдет из революции нищим. Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего слоя, ни даже здорового, хозяйственного крестьянина – не будет вовсе. Нищее крестьянство, пролетаризованное вокруг «агрофабрик» и «агрогородов»; нищий рабочий в промышленности; нищий ремесленник, нищий горожанин. Социалистическая справедливость сделала их всех «голодранцами усих краив".
"Наши задачи -Том I" - Ильин...
litlife.club›books/58254/read?page=112 

"Справедливость" 90-х руками потомков большевиков сделала 98% населения чуть ли не умирающими.
Е. Д. - Станиславу Зотову
15.01.2025 11:30
"Сейчас... разжигание внутреннего конфликта между сторонниками Ленина (а таких немало) и неприятелями большевиков нашей стране... не нужен".
И.А. Бунин о Ленине:
"...Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек, и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?"
---
"Против участия России в этой войне выступал и премьер министр Столыпин".
Столыпин не мог выступать против участия в этой войне, он погиб 5 сентября 1911 года, а эта война (объявленная России и Австрией, и Германией) началась 19 июля 1914 года.
---
"агент царской охранки Богров"

Еврей Богров с 1906 года входил в Киевскую группу анархистов-коммунистов.
Станислав Зотов
13.01.2025 17:16
Цитата сомнительная, известно, что Ленин перед началом Первой мировой войны в 1914 году выступал с антивоенных позиций и по его указанию фракция большевиков в Гос.Думе голосовала против военных кредитов, за что была отправлена в ссылку. Против участия России в этой войне выступал и премьер-министр Столыпин, ярый враг большевиков, но его убили и не большевики, а агент царской охранки Богров. Так что позиции охранителей самодержавия и большевиков иногда парадоксально совпадали.
Е. Д. - Станиславу Зотову
07.01.2025 14:49
"Нужно добиваться поражения России, обкарнать Россию до Киева, до Одессы, до Риги, до Либавы и вышибить из нее великодержавный дух. Надо добиваться отделения Украины и Прибалтики".
Из доклада Ленина на совещании бернской группы большевиков 6 сентября 1914 года.
***
31.12.2024 14:17
28.12.2024 13:48

Разве плохо то, что те, кто до сих пор верит в чудесную идеологию и размах «ленинского делопроизводства», наконец понял, что он, русский народ, был просто средством для достижения неких целей, а творцы их исполняли.
К примеру, Украина, где денационализация и денацификация.
РФ нужно сплочение? Так оно есть.

Раздел территорий, угрозы русским и коренным народам, мечта о золотых запасах России, в целом, владеть миром, не угасла.

Сговор предателя с врагами России показан архивами. И всюду деньги, деньги, без которых революции ничто.

Не думаю, что познаниями истории нашего Отечества воспользуются в личных интересах, чем-то похожим на ситуацию времен 1917 года, какие-то ленины и к. . Страна и народ давно поняли, что в играх мирового господства деньги и кровь близких. Я про наше Отечество. Понимаю, что есть среди народа мразь, паразитирующая на нем и со своим спичем о некой дерьмократии и свободе пытается крякать.
Кто старое помянет — тому глаз вон. Кто забудет — два.
Станислав Зотов
28.12.2024 13:48
От автора ответ комментатору Е.Д.: Спасибо за Ваш эмоциональный комментарий, но следует избегать ругани даже к Вашим политическим неприятелям. Сейчас таково положение в обществе России, что разжигание внутреннего конфликта между сторонниками Ленина (а таких немало) и неприятелями большевиков нашей стране совершено не нужен. Если начать углубляться в тему, кто был прав, кто виноват в гражданском конфликте, то обе стороны (белые и красные) смогут выставить тысячи доказательств неправых действий со стороны и тех и других. Ильин, выступая за "единую и неделимую Россию", видел её действительно неделимой, не "расчленённой" и территориально, и этнически, и идеологически, ибо идеологический конфликт - это всегда почва для гражданского противостояния. А это сейчас меньше всего нужно России перед лицом внешней агрессии.
Е. Д.
27.12.2024 4:47
"что мог сделать Ленин для спасения цвета русской науки..."

См. А.Г. Мосякин. "Ленин и революция. Диктатура пролетариата и русофобия".
***
26.12.2024 18:33
\что мог сделать Ленин для спасения цвета русской науки, так это организовать их легальную высылку из Советской России на немецком корабле\

Лучше бы эту гадину, устроившую передел страны, готовую кроить до конца Россию (остановила выстрелом полуслепая дамочка), отправили в небеса.
Прибывшие были неспособными менеджерами, добавившие стране кровавый внутриполитический кризис, губительный для народа. Преступные ошибки, морализация, где отсутствие прагматизма, русофобия.
Теперь наши родные исправляют ошибки террористов - кроильщиков.
Помянем тех, кого нет с нами в этом уходящем году. Кто своими жизнями устраняет либеральные ошибки, навязанные большевиками, начиная с 1917 года. Да невспоминаемы те, кто стоял на рубеже капитуляций (Ленин и банда) и помогал тем, кто направлял за деньги разваливать РИ, отголоски которых на границах РФ.
Яр
24.12.2024 20:43
Коммунисты и либералы любого русского патриота желают выставить фашистом, только за то, что он разоблачает их злодейства.
Вестник из Руси
20.12.2024 13:40
Замечательно, однако жаль, что одна из главных идей Ильина и особенно его супруги - преодолеть норманнскую так называемую "теорию" происхождения династического государства Руси, идея изгнать норманнов, то есть выдуманную небывалую "шведскую русь", из российской истории, - эта идея Ильиных, блестяще подкреплённая анализом первоисточников, не находит логичного утверждения в так называемой "академической" науке.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 14 найденных.

Эксклюзив
05.05.2025
Валерий Мацевич
Во Львове уничтожают последний памятник Великой Отечественной войне
К Дню Победы (1941-1945)
07.05.2025
Андрей Селиверстов
И. Конев — один из самых популярных у солдат военачальников, не зря получил свое прозвище
Фоторепортаж
07.05.2025
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлен один из центральных проектов к юбилею Великой Победы




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.