Прозрения и сомнения Ивана Ильина

«Россия не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! Придёт исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!» Так писал в июле 1950 года русский эмигрант, проживавший в Швейцарии, потомственный русский дворянин и великий самобытный русский философ Иван Александрович Ильин (28 марта [9 апреля] 1883-21 декабря 1954), изгнанный из Советской России в 1922 году.
Судьбой ему было предназначено стать идейным антиподом политическому деятелю, которого в народе звали Ильич, то есть почти что своему тёзке. По странному стечению обстоятельств он, как и Владимир Ильич Ленин, родился в апреле месяце, но на 13 дней раньше, чем будущий «вождь мирового пролетариата» – 9 апреля, при том – ровно на 13 лет позже – в 1883 году. Тут подумаешь невольно, что гороскопы не всегда врут... Скончался же в Швейцарии, в эмиграции, где и Владимир Ильич прожил эмигрантом немало лет. Умер Ильин в 1954 году, через 30 лет после кончины Ленина, но не 21 января, а 21 числа декабря месяца – опять игра похожих чисел. Видно, самой судьбой было ему уготовано стать самым последовательным критиком большевизма. Притом, опять странность, именно Ленин спас Ильина от репрессий в большевистской России лично включив его имя в число тех 160 деятелей старой русской академической науки, которые не приняли новую власть в России, но не были расстреляны в годы гражданской войны, а подверглись лишь высылке из страны. Таким образом, были спасены их жизни, хотя лишение Родины, может быть, было для них не менее тяжким наказанием. А уж для Ивана Ильина, так много думавшего о судьбах России и русского народа, такое наказание было особо тяжелым.
Хотя по своему происхождению Ильин вполне мог бы считать себя и немцем. Ведь, если его отец Александр Иванович Ильин, чиновник судебного ведомства в Москве, был сыном крупного помещика Рязанской губернии Ивана Ивановича Ильина, занимавшего в годы правления «блаженной памяти императора Николая Павловича» высокую должность коменданта Большого Кремлёвского дворца, где во время своих приездов в Первопрестольную останавливался сам государь, то матерью философа была немка Каролина фон Штадион, дочь известного в Москве врача-гомеопата Юлиуса фон Штадиона. Решение связать свою жизнь с русским дворянином заставило её перейти в православие, сменить имя и стать русской – Екатериной Юльевной Ильиной. А её учёный сын всегда считал себя исключительно только русским человеком и не ужился эмигрантом в Германии Гитлера, покинул отечество своей матери в 1938 году, когда нацистский режим начал вести агрессивные войны с явным прицелом на Россию.
Тут нельзя снова не провести аналогию с Ульяновым-Лениным, который по своей бабке по матери был потомком шведов Гроссшопфов немецкого происхождения. Россия, особенно во времена эпох правления Петра Великого и Екатерины Великой, впитала в себя немало представителей немецкой нации, и они прекрасно уживались в ней. Достаточно вспомнить хоть великого немецкого философа Иммануила Канта, жителя Кёнигсберга, охотно принявшего российское подданство, когда Восточная Пруссия несколько лет числилась российской провинцией, завоёванная в ходе Семилетней войны войсками императрицы Елизаветы Петровны.
Ильин впоследствии в своих историософских работах о путях русской государственности не раз подчёркивал тот факт, что Россия, в ходе своего развития, приняла в себя и ассимилировала представителей многих народов. При этом, не истребляя их, а даже сохраняя их, с их культурным своеобразием, принимая представителей элиты этих народов в состав своей элиты и своей светской культуры.
Он писал: «...то, что создавалось в России в 18 и 19 веках – было именно светскою национальною культурою. России было дано великое задание – выработать русско-национальный творческий акт, верный историческим корням славянства и религиозному духу русского Православия, – "имперский" акт такой глубины, ширины и гибкости, чтобы все народы России могли найти в нём свое родовое лоно, своё оплодотворение и водительное научение; создать из этого акта новую, русско-национальную, светски свободную культуру (знания, искусства, нравственности, семьи, права, государства и хозяйства) – всё это в духе восточного, Иоанновского христианства (любви, созерцания и свободы); и наконец, узреть и выговорить русскую национальную идею, ведущую Россию через пространства истории».
То есть Ильин явно указывает, что без вхождения культур всех народов, составляющих многонациональное сообщество России, в «русско-национальную» свободную светскую культуру, невозможна выработка национальной идеи России, что поможет нашей стране пройти через «пространства истории» и вообще сохраниться нашему многонациональному российскому народу, как народу великому. Вот такая идейная установка Ильина, кстати говоря, опровергает навет на философа, как на заядлого националиста, возвышающего только русский народ и унижающего иные этносы. Нет, он с уважением относился ко всем народам Великой России, но считал что русскому православному народу дана историческая миссия выработать «имперский акт», способный сплотить все народы в единую державу. Тут возникает некоторое сомнение: возможно ли равноправное существование всех народов в рамках «русско-национальной» империи, нет ли здесь некоторой натяжки?..
История вынесла своё решение этого сложного вопроса, утвердив современную Россию не Империей, а Федерацией многих народов, но с главенствующей русской составляющей, что и согласуется со взглядами Ильина.
Основные работы Ильина, связанные с его взглядами на Россию, с её историей, её будущим, и будущим большевистской власти в России относятся ко времени вынужденной эмиграции. Но как философ он был известен ещё в дореволюционное время, примыкая по своим взглядам к учёному кружку русского философа князя Евгения Николаевича Трубецкого, убеждённого конституционного демократа, одного из идейных вождей партии кадетов. Именно кадеты в годы гражданской войны составят идеологическое ядро белогвардейского движения, а при штабе Деникина будет создано специальное «осведомительное агентство», т.н. Осваг – идеологический и пропагандистский орган белого движения с преобладанием в нём кадетов. В этом Осваге будет работать и молодой писатель Михаил Булгаков, писать там яркие антибольшевистские статьи. Осваг прекратит своё существование в начале 1920 года, когда в Новороссийске большая часть армии Деникина погибнет из-за страшной эпидемии тифа. Погибнет там по этой причине и учитель Ильина князь и философ Евгений Трубецкой. Иван Ильин же в это время пребывает в большевистской Москве – и не случайно.
Он только в мае 1918 года получил заслуженное звание доктора философии, первым в Советской России, уже при власти большевиков. Так что, как ни удивительно, но злейший идейный враг коммунизма станет первым «советским» доктором философии!
И не случайно: его докторская диссертация будет посвящена рассмотрению философии Гегеля, а без изучения работ Гегеля и сам Ленин не мыслил создание теории коммунизма. Нет сомнения, что Ильич работы Ильина по Гегелю изучал и должным образом оценил. Это и спасало жизнь философу, когда не раз ВЧК арестовывало его за антибольшевистские взгляды, которые Ильин не скрывал, и связь с кадетами на Дону. Но всякий раз арест длился недолго, по особому указанию из Кремля его быстро отпускали, но тщательный надзор за ним, разумеется, вели. А вот в 1922 году стало совсем плохо. Ильич заболел и отошёл от дел, а в стране, после разоблачения т.н. заговора Таганцева в Петрограде, в организацию которого входили представители русской гуманитарной науки и культуры (великий русский национальный поэт Николай Гумилёв, к примеру), начались преследования старых учёных, не изменивших своих идейных «имперских» взглядов.
В этой ситуации последнее, что мог сделать Ленин для спасения цвета русской науки, так это организовать их легальную высылку из Советской России на немецком корабле, т.н. философском пароходе. Попал в этот список и Иван Ильин, навеки простившись с любимой Родиной. Теперь и до конца жизни уже не философия Гегеля будет занимать его, а беспрестанные размышления об исторических судьбах России и её будущем.
А что он оставил в России? Он оставил своё детство в благополучном дворянском семействе, память о Первой Московской гимназии, что он закончил с золотой медалью, юридический факультет Московского университета, где и сам будет потом преподавать. Память о первой любви и своей женитьбе на любимой девушке, молодой писательнице Натальи Вокач, кузины Веры Муромцевой – жены Ивана Бунина. Свадьба их состоялась в 1906 году в храме Рождества Пресвятой Богородицы в подмосковном сельце Ильинском – владении родного дяди Ивана Ильина помещика Николая Ивановича Ильина, по слухам, выигравшего в карты имение Быково у последнего представителя графского рода Воронцовых-Дашковых. Этот Ильин добился основания железнодорожной станции на линии Московско-Рязанской железной дороги, которая получила его имя, а рядом возник посёлок Ильинский. В советское время поблизости с этим посёлком начал строиться известный центр авиационной науки в СССР – город Жуковский. Первые строители авиационного города жили в Ильинском, и никто не задумывался, что назван этот посёлок и железнодорожная станция при нём в честь представителя рода Ильиных, а философ-эмигрант Иван Ильин является одним из последовательнейших противников коммунистического строя в России, предсказавшего его неизбежное крушение.
Но вот парадокс нашей русской истории – именно из посёлка Ильинского вышла целая плеяда бойцов за Советскую Родину, им, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, установлен торжественно мемориал у станции Ильинской, среди имён этих героев есть имена Николая и Михаила Нистратовых – двух братьев моей бабушки, рядовых бойцов, не вернувшихся с фронта. Есть там и мемориал целому выпускному 1941 года классу Ильинской средней школы. Выпускников по их собственному желанию зачислили в одну часть, а часть эта попала в окружение и почти вся погибла в бою... В честь подвига этих безусых ребят центральная улица в Ильинском названа Улицей Опалённой Юности. А рядом с этими торжественными мемориалами, рядом с восстановленным православным храмом стоит и скромный стенд, посвящённый памяти русского философа Ивана Ильина, земляка, считавшего русский народ – великим народом, который обязательно преодолеет все катастрофы в своей истории и возродит Великую Россию.
«В наше время, время видимого крушения России, а на самом деле – время её мученического очищения, её исторического оправдания и духовного возрождения в перерожденном виде; в наши дни, дни великого соблазна для близоруких и великих надежд для дальнозорких, когда русский народ, всеми иными народами преданный и покинутый, сам с собой наедине, перед лицом Божиим, добывает себе свободу голодом и кровью, пытаясь по-самсоновски повалить на себя капище Дагона, но выйти из-под развалин с молитвою на устах и с приговором для своих врагов; в такое время, в такие дни, когда у каждого русского сердце горит от святой любви и священного гнева, когда уже иноземцы начинают постигать мировое и пророческое значение русской трагедии и содрогаться о своей собственной судьбе, – чудится мне, что у всех у нас есть потребность обратиться к России в её историческом целом, окинуть взором, сколько его хватит, нашего взора, пути, и судьбы, и задания нашей Родины, основы и первоосновы её культуры, из коих все вышло и к коим всё сводится, увидеть их в их силе и славе, увидеть их в их опасных уклонах и соблазнах, увидеть всё это не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном укладе, в явных деяниях дня и в тайных сновидениях ночи; с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости...»
Разве эти слова написаны не в наши дни?
Но какое же будущее предсказывал Ильин своей любимой России и русскому народу? Прежде всего, он ясно осознавал, что коммунистический режим в России не вечен, ибо не может сколь долго существовать на русской земле режим, отрёкшийся от национальных русских основ.
Но самое удивительное во взглядах Ильина-философа, которого кое-кто считает и посейчас чуть ли не фашистом, это его принятие многонациональной России, как необходимого фактора существования нашей страны, так как Россия не есть случайное нагромождение захваченных в разные времена земель.
«Россия есть не случайное нагромождение территорий и племён и не искусственно слаженный "механизм" "областей", но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению. Этот организм есть географическое единство, части которого связаны хозяйственным взаимопитанием; этот организм есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее русский народ с его национально младшими братьями духовным взаимопониманием; он есть государственное и стратегическое единство, доказавшее миру свою волю и свою способность к самообороне; он есть сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия. Расчленение его явилось бы невиданной еще в истории политической авантюрой, гибельные последствия которой человечество понесло бы на долгие времена. Расчленение организма на составные части нигде не давало и никогда не даст ни оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Напротив, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения. В нашу эпоху в этот процесс будет втянута вся вселенная».
И эти слова – не сейчас ли написаны? Читали ли эти слова «антисоветчика» Ильина, те, бывшие ревностные коммунисты, в одночасье ставшие «демократами», что подписывали позорный сговор в Беловежье? Исторические прозрения Ильина просто поражают. Он словно перенёсся из своего времени в наши 90-е (да и последующие) годы и что он видит?..
«Территория России закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами, которые будут постоянно перерастать в мировые столкновения. Это перерастание будет совершенно неотвратимым в силу одного того, что державы всего мира (европейские, азиатские и американские) будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчеты в нововозникшие малые государства; они будут соперничать друг с другом, добиваться преобладания и "опорных пунктов", мало того, выступят империалистические соседи, которые будут покушаться на прямое или скрытое "аннексирование" неустроенных и незащищенных новообразований. Россия превратится в гигантские "Балканы", в вечный источник войн, в великий рассадник смут. Она станет мировым бродилом, в которое будут вливаться социальные и моральные отбросы всех стран ("инфильтранты", "оккупанты", "агитаторы", "разведчики", "революционные спекулянты" и "миссионеры") – все уголовные, политические и конфессиональные авантюристы вселенной. Расчлененная Россия станет неизлечимою язвою мира...»
Разве мы сейчас не видим этих оккупантов и авантюристов в натовской форме на нашей земле? Видим, и каждый день слушаем во фронтовых сводках с каким тяжёлым трудом и потерями приходиться нашим героическим русским солдатам брать штурмом эти вовсе не фигуральные "опорные пункты" на территории, захваченной врагом.
А кто желает расчленить Россию? Ильин даёт ответ и на этот вопрос – это международная закулиса, то, что в нынешней фразеологии называется «глубинным правительством» коллективного, а на самом деле – империалистического Запада...
«Установим сразу же, что подготавливаемое международною закулисою расчленение России не имеет за себя ни малейших оснований, никаких духовных или реально-политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед единой Россией и застарелой вражды к русской монархии и к Восточному Православию.
Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый российский "веник" на "прутики", переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести её через западное уравнение и развязывание и тем погубить её...»
Сказано совершенно откровенно и не подлежат сомнению глубоко патриотические взгляды русского философа. Был ли Ильин консерватором по натуре, отрицал ли всяческие западные «свободы» и права человека? Нет, свободы личности он не отрицал, он просто видел, что борьба за эти «свободы» для Запада есть просто оружие для расчленения России. Он пишет:
«Напрасно они ссылаются при этом на великий принцип "свободы": "национальная свобода" требует де "политической самостоятельности". Никогда и нигде племенное деление народов не совпадало с государственным. Вся история даёт тому живые и убедительные доказательства...»
Ильин приводит исторические доказательства своей концепции. Он замечает:
«Сколько малых племён Россия получила в истории, столько она и соблюла. Она выделила, правда, верхние слои присоединенных племён, но лишь для того, чтобы включить их в свой имперский верхний слой. Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась. Насильственная денационализация и коммунистическая уравниловка появились только при большевиках».
А вот тут у кого-то и появляются сомнения в некоторых положениях философа, что давно уже обретается за пределами России, и попадает невольно под шаблоны западной пропаганды, представляющей СССР, как «тюрьму народов», также, как эта пропаганда представляла таковой до революции и любимую Ильиным имперскую Россию. Мы ведь знаем, что коммунистическая Россия не проводила политику "насильственной денационализации", наоборот – национальная культура и языки всех народов СССР развивались свободно в рамках своих союзных и автономных республик. Иной раз в ущерб русской культуре и языку там. Но именно это национально-территориальное деление и послужило почвой к расчленению в 90-е годы СССР, наследницы "большой" России – Российской империи, что Иван Ильин очень верно и предсказал ещё за сорок лет до того.
Нельзя обойти и темы отношения Ильина к гитлеровскому фашизму в Германии. Это тема болезненная и всякий раз муссируется теми, кто ненавидит русского философа. Во-первых заметим, что Ильин в Германию был выслан насильно. Он вовсе не стремился покидать родину, несмотря на угрозу своей жизни.
В каком он тогда, перед выдворением с отчизны, находился душевном состоянии, очень верно показывает картина «Мыслитель», написанная его другом художником Михаилом Васильевичем Нестеровым в 1921 году. Мы видим человека в крайней степени душевной печали, стоящего на фоне прекрасного среднерусского пейзажа, с зажатым в опущенной руке листком бумаги. Словно он прочитал там смертный приговор самому себе...

Но высокий лоб этого человека, благородные черты и какая-то глубокая дума на лице, всё выдаёт в нём мыслителя, принуждённого расстаться с родной землёй. Заметим, что Нестеров впоследствии прославился как портретист, писавший портреты советских деятелей политики, науки и искусства, удостоенный за это дважды (!) Сталинскими премиями первой степени, но всегда опасавшийся, что кто-то из коммунистических вождей увидит портрет изгнанного философа: Иван Ильин был под строжайшим запретом на своей любимой родине.
Да, это была трагедия великого русского человека. Трагедия эта заставляла его иной раз быть резким в своих политических высказываниях. Он и в Германии на первых порах опасался прихода к власти коммунистов, потому проявлял интерес к социальной демагогии фашизма, тем более, что первоначальный фашизм представлялся как прогрессивное общественное движение патриотического духа, обещавшего «поднять Германию с колен» (как похоже на известный лозунг Трампа, обещающего ныне «поднять Америку с колен»)! За этим лозунгом шли миллионы немцев, проголосовавших в 1933 году за партию Гитлера. В сущности национал-социализма (социализма!) тогда мало кто разбирался, даже в СССР были какие-то иллюзии на этот счёт. Ильин надеялся, что «сильный» вождь Гитлер станет надёжным оплотом Европы на пути проникновения туда влияния Коминтерна. Но он разобрался в этой сущности, когда в 1934 году нацисты закрыли Русский институт в Берлине, а после изгнали Ильина из Берлинского университета, где он преподавал, запретили публиковать его работы.
Каким-то чудом учёному удалось выехать с женой из гитлеровской Германии в 1938 году в нейтральную Швейцарию, но швейцарские власти встретили его с подозрением, что он советский (!) агент и хотели выслать обратно в Германию, где философа ждало уничтожение в концлагере. Выслать под предлогом, что у него нет источника доходов и жить ему не на что. Но за него заступился известнейший на Западе русский композитор и музыкант Сергей Рахманинов, он перевёл Ильину четыре тысячи швейцарских франков, за что Ильин со слезами благодарил его. Рахманинов, как известно, во время Великой Отечественной войны не раз переводил деньги и Красной Армии. Таков русский патриотизм, он отвергает деление русских людей по идеологическим догматам, главное для русского патриота – это любовь к России и её народу. Надежда на его великое будущее и возрождение Отечества.
«Россия не погибнет от расчленения, но начнёт воспроизведение всего хода своей истории заново: она, как великий "организм", снова примется собирать свои "члены", продвигаться по рекам к морям, к горам, к углю, к хлебу, к нефти, к урану. Легкомысленно и неумно поступают враги России, "впрыскивая" российским племенам политически безумную идею расчленения». Иван Ильин.
Нет, недаром президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин избрал взгляды Ильина в качестве основной парадигмы своей политической позиции.
В 2009 году по инициативе Путина прах Ивана Александровича Ильина и его жены Натальи Николаевны Ильиной был возвращён в Россию и захоронен на территории Донского монастыря в Москве.
Примечание: В статье использованы цитаты из работы Ильина «Что сулит миру расчленение России» и др.текстов.
"Русский народ выйдет из революции нищим. Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего слоя, ни даже здорового, хозяйственного крестьянина – не будет вовсе. Нищее крестьянство, пролетаризованное вокруг «агрофабрик» и «агрогородов»; нищий рабочий в промышленности; нищий ремесленник, нищий горожанин. Социалистическая справедливость сделала их всех «голодранцами усих краив".
"Наши задачи -Том I" - Ильин...
litlife.club›books/58254/read?page=112
"Справедливость" 90-х руками потомков большевиков сделала 98% населения чуть ли не умирающими.
И.А. Бунин о Ленине:
"...Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек, и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?"
---
"Против участия России в этой войне выступал и премьер министр Столыпин".
Столыпин не мог выступать против участия в этой войне, он погиб 5 сентября 1911 года, а эта война (объявленная России и Австрией, и Германией) началась 19 июля 1914 года.
---
"агент царской охранки Богров"
Еврей Богров с 1906 года входил в Киевскую группу анархистов-коммунистов.
Из доклада Ленина на совещании бернской группы большевиков 6 сентября 1914 года.
Разве плохо то, что те, кто до сих пор верит в чудесную идеологию и размах «ленинского делопроизводства», наконец понял, что он, русский народ, был просто средством для достижения неких целей, а творцы их исполняли.
К примеру, Украина, где денационализация и денацификация.
РФ нужно сплочение? Так оно есть.
Раздел территорий, угрозы русским и коренным народам, мечта о золотых запасах России, в целом, владеть миром, не угасла.
Сговор предателя с врагами России показан архивами. И всюду деньги, деньги, без которых революции ничто.
Не думаю, что познаниями истории нашего Отечества воспользуются в личных интересах, чем-то похожим на ситуацию времен 1917 года, какие-то ленины и к. . Страна и народ давно поняли, что в играх мирового господства деньги и кровь близких. Я про наше Отечество. Понимаю, что есть среди народа мразь, паразитирующая на нем и со своим спичем о некой дерьмократии и свободе пытается крякать.
Кто старое помянет — тому глаз вон. Кто забудет — два.
См. А.Г. Мосякин. "Ленин и революция. Диктатура пролетариата и русофобия".
Лучше бы эту гадину, устроившую передел страны, готовую кроить до конца Россию (остановила выстрелом полуслепая дамочка), отправили в небеса.
Прибывшие были неспособными менеджерами, добавившие стране кровавый внутриполитический кризис, губительный для народа. Преступные ошибки, морализация, где отсутствие прагматизма, русофобия.
Теперь наши родные исправляют ошибки террористов - кроильщиков.
Помянем тех, кого нет с нами в этом уходящем году. Кто своими жизнями устраняет либеральные ошибки, навязанные большевиками, начиная с 1917 года. Да невспоминаемы те, кто стоял на рубеже капитуляций (Ленин и банда) и помогал тем, кто направлял за деньги разваливать РИ, отголоски которых на границах РФ.