Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Прогноз – ещё не приговор?

Прогноз – ещё не приговор?

Похоже, российская экономическая реальность достаточно сурова
Алексей Подымов
24.04.2014
Прогноз – ещё не приговор?

Едва ли не самый крепкий отчёт Дмитрия Медведева за всё время работы его правительства сопровождается однако, целой серией весьма негативных прогнозов. При этом ощущается привычный уже дефицит реальных предложений по выводу экономки из затянувшейся стагнации.

«Несущественные» западные санкции уже начали работать, и пока только против нас. Однако, стоит заметить, экономика наша забуксовала и без всяких санкций, а также вне зависимости от кризиса на Украине и воссоединения с Крымом. Возможно, именно тот факт, что кабинет министров не скрывает тревоги по поводу надвигающихся проблем, лёг в основу неожиданно высокой оценки его работы. Тем не менее, многие эксперты успели обратить внимание на тот факт, что параллельно с отчётом правительства президент провёл оперативное совещание с участием не только вице-премьеров и министров из экономического блока, но и экс-министра финансов Алексея Кудрина. Он, как известно, никогда не был особо скуп не только на прогнозы, но и на рецепты. В большинстве своём они сводились к традиционно жёсткой монетарной политике.

Но на фоне растущей утечки капиталов, когда на Кипре – в этой тихой гавани для российских миллиардов – финансисты уже пребывают в состоянии, близком к панике, простое сокращение денежного предложения внутри России может и не сработать. Тем более, что после олимпийских хлопот на повестку дня выходят проблемы с подготовкой к мировому чемпионату по футболу, ради которого придется решать куда более серьезные проблемы по преобразованию запущенной инфраструктуры на местах.

А это – неизбежные масштабные капиталовложения, при осуществлении которых нет гарантии, что государев рубль, в соответствии с известной ещё со времён Петра Великого формулой, за собой три частных потянет. Эффективность инфраструктурных проектов, способных стимулировать инвестиционную активность частного капитала, либеральные экономисты долгое время подвергали сомнениям и очень жёсткой критике. Но с некоторых пор именно инвестиции в инфраструктуру, причём в основном государственные, рассматриваются как одно из наиболее привлекательных антикризисных мер. Позицию в отношении госинвестиций в инфраструктуру успел пересмотреть не только бывший министр финансов, но и наш традиционно либеральный экономический гуру, думский финансовый омбудсмен Павел Медведев.

Пока же из привычной обоймы «снадобий», которыми лечили российскую экономику и осенью 1998-го, и на рубеже 2008-2009 гг, фактически использовано только одно – девальвация рубля.

Не секрет, что причиной снижения курса рубля, поначалу всех изрядно напугавшего, стала и возможность дать стимул развитию реальному сектору экономики.

Хотя и не такой мощный, как после небезызвестного дефолта.

Девальвация образца весны 2014-го - разумеется, не такая большая, как осенью 1998 года, но дело не в этом. Тогдашнее почти четырехкратное снижение национальной валюты по курсу - доллар после 6,5 рубля подорожал почти до 25 - отнюдь не было спланированной акцией. Фактически девальвация досталась правительству, которое возглавил Евгений Примаков, в наследство от команды предшественника – Сергея Кириенко. Причем досталась вместе с рухнувшей пирамидой ГКО/ОФЗ – государственных ценных бумаг – кредитных обязательств и облигаций федеральных займов. Эти ценные бумаги должны были, при любых финансовых штормах, по определению, оставаться долгосрочными и абсолютно надежными. Но на деле оказались чуть ли не полной копией финансовой пирамиды – «МММ».

Мало кто сегодня вспомнит, что само страшное слово «дефолт», впервые прозвучавшее в августе 1998 года, затронуло отнюдь не все российские финансы и даже не все государственные долги. По ним-то, особенно перед Международным валютным фондом и зарубежными правительствами, Россия вполне успешно рассчиталась уже в двухтысячные годы. Речь шла о ГКО/ОФЗ, превратившихся к той памятной осени в ничего не стоящие бумажки, что, среди прочего, и привело к краху целого ряда банков, к обнулению многотысячных и даже миллионных прибыльных вкладов, и к целой серии банкротств, как настоящих, так и, между прочим, ложных.

Но ведь в 1998 году действия по выводу экономики из дефолта только девальвацией рубля не ограничились. Ее последствиями, и, в первую очередь, теми преимуществами, которые получила отечественная промышленность в конкурентной борьбе за счет резко подешевевшей национальной валюты, правительство Е. Примакова воспользовалось просто мастерски.

С подачи Юрия Маслюкова и Виктора Геращенко, опираясь на весьма жесткие административные меры, правительством были заморожены внутрироссийские цены на энергоносители и услуги естественных монополий. Причем сделано это было на достаточно длительный срок, который истек, как только Е. Примакова на посту премьера сменил Сергей Степашин. Банк России, вместе со скромной и немногочисленной, но на редкость эффективной службой валютно-экспортного контроля, резко ужесточил систему надзора с целью сокращения вывоза капитала.

Другое небольшое по численности федеральное ведомство, так же как и ВЭК уже давно прекратившее свое существование – служба по финансовым рынкам - занялась тогда развязкой тугого долгового узла, охватившего практически все отрасли и предприятия. Никто при этом велосипеда не изобретал, просто был организован сквозной взаимозачет долгов и начат масштабный скрупулезный переучет векселей. Практика государственных заимствований, после беспредела ГКО/ОФЗ, быстро приобрела цивилизованный вид, никто больше не предлагал искусственно заниженных котировок и не обещал заоблачных процентов по ценным бумагам. Параллельно Центробанком были снижены зашкалившие учетные ставки и, как следствие, значительно расширено денежное предложение. В реальную экономику удалось влить пресловутую «кровь» – реальные финансы.

Стоит ли удивляться, что в период с октября 1998 года по июнь 1999 года отечественная промышленность уже росла на 2,3 процента ежемесячно? Между прочим, многое из опыта правительства Примакова-Маслюкова было вновь использовано и в конце 2008 года, особенно по части регулирования внешней торговли.

Трудно сказать, есть ли в запасе у нынешних руководителей некий антикризисный ресурс, хотя бы в чем-то схожий с тем, что использовали Е. Примаков и его соратники. Ведь полувиртуальные западные санкции и вполне реальная угроза стагнации – вызов ничуть не меньший, чем дефолт.

Что предложил собравшемуся у президента финансово-экономическому активу Алексей Кудрин, пока не стало достоянием гласности, а вот не столь давние предложения по выходу из кризиса группы учёных из РАН, возглавляемой Сергеем Глазьевым, вновь становятся актуальными. И они, между прочим, классически перекликаются с реальными мерами образца осени 1998 года. И дополняются предложениями ужесточить таможенную тарифную политику в отношении импорта, а также в полной мере использовать механизмы квотирования и дотаций, которые вполне допускают существующие нормы ВТО. А ещё – ужесточить политику в отношении торговых сетей, которые давно превратились в единый общедоступный прилавок для кого угодно, но только не российских производителей из глубинки. И, наконец, всерьёз заняться протекционизмом в отношении отечественной промышленности, сельского хозяйства, в особенности – малого и среднего бизнеса.

В финансово-экономическом блоке правительства после подзабытого уже дефолта, когда подчиненные Е. Примакова очень успешно сработали в одной связке, практически больше никогда не было единства. Любителям подискутировать «ни о чем» с той поры не помогали даже регулярные напоминания сверху о том, что исполнительная власть – не самое подходящее место для споров. Похоже, и сейчас пришло время заканчивать дискуссии на тему «Кто лучше считает», когда буквально накануне отчёта Дмитрия Медведева в Думе Минфин поправляет Минэкономразвития по главной теме - насколько вырастет ВВП, и вырастет ли вообще. Последний тут же возражает Центробанку. А уж он, как и следует ожидать, не желает соглашаться с «линией» минфина.

А ведь ещё со времен Политбюро ЦК КПСС известно, что курс у нас один – «верный». Нельзя исключать, что именно ради свёртывания бесполезных дискуссий президент и собрал у себя тот самый «финансово-экономический актив» практически в унисон с думским отчётом правительства.

Алексей Подымов - шеф-редактор информационного агентства «Финансовый контроль - новости»

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.