Погост раздора
Некрополя у Кремлевской стены быть не должно, заявил на минувшей неделе в интервью ТАСС бывший премьер-министр Сергей Степашин. Он напомнил, что Красная площадь — это место для гуляний, концертов, ярмарок. «А рядом могилы, погосты, кладбища. Вот это не по-людски», — сказал политик.
В то же время, он читает, что Мавзолей сносить не надо, поскольку тот является частью исторической памяти. «Само здание не надо сносить, оно красивое. Я считаю, что сейчас Мавзолей — это музей, как Кунсткамера в Петербурге», — отметил он. Степашин полагает, что вопрос о захоронении нужно было решать в 1991 году, а в наши дни этого уже делать не стоит.
Как известно, на Красной площади похоронен не только Ленин, но многие другие русские и зарубежные революционеры, партийные деятели, военачальники и самые знаменитые граждане времен СССР – всего около 400 человек. Однако мало кто знает, что кладбище у стен Кремля возникло вовсе не при большевиках, древнему погосту на этом месте не одна сотня лет.
Когда-то Красная площадь была не только большим рынком, но и обычным приходским погостом, где хоронили жителей, причем всех без разбору. По православным традициям человек находил свое последнее пристанище рядом с приходской церковью, а их до начала XVI века в этом месте было целых 15. Однако к началу XX века похороны у стен Кремля уже практически не проводились.
Но драматические события 1917 года привели к возобновлению старой традиции. Штурм Кремля привел к многочисленным жертвам и на Красной площади впервые в ее истории прошли коллективные похороны. 8 ноября 1917 года между Кремлевской стеной и трамвайными путями были вырыты две братские могилы, растянувшиеся от Никольских до Спасских ворот. Через два дня в них было опущено 238 гробов павших при штурме Кремля «борцов революции». Хоронили в спешке, а потому из погребенных известны только 57 имен, остальные так и остались безымянными.
А когда в марте 1918 года в Москву переехало большевистское правительство, которое выбрало Кремль своей резиденцией, то эту возобновленную традицию решили продолжить. До 1927 года тут было вырыто еще 15 могил, в которых хоронили не только умерших в ходе Гражданской войны, но и погибших в результате катастроф.
Первым удостоился такой чести Яков Свердлов — второй человек в государстве, умерший по официальной версии от испанского гриппа. Позже у Кремлевской стены похоронили Михаила Фрунзе, Феликса Дзержинского, Калинина, Жданова, Ворошилова, Буденного и других видных советских деятелей. В общей сложности «персональных» могил на Красной площади 12. Последним был Константин Черненко, генеральный секретарь ЦК КПСС.
Большинство других деятелей кремировали, а их прах замуровывали в Кремлевскую стену, которую в народе окрестили «Стеной коммунаров». Первым в ней оказался ныне забытый большевик Мирон Владимиров. Ниши колумбария закрывали мемориальными табличками, на которых вначале писали краткую эпитафию, а потом стали фиксировать только даты и фамилию похороненного. Всего таких ниш в «Стене Коммунаров» 114. В последней раз в 1984 году в стене захоронили прах министра обороны, маршала Дмитрия Устинова.
Есть в Кремлевской стене и прах некоторых иностранцев, имена которых сегодня уже тоже забыты. Например, венгр Енё Ландлер, немец Фриц Геккерт, американец Чарльз Рутенберг, японец Сэн Катаяма. В свое время они были лидерами коммунистов в своих странах.
Был захоронен в стене и видный советский военачальник Сергей Каменев. Бывший царский офицер, который перешел на сторону большевиков, он участвовал в Гражданской войне и получил звание командарма 1-го ранга. Умер Каменев в 1936 году от сердечного приступа, был кремирован, а урна с его прахом была захоронена в стене. Однако уже на следующий год он был посмертно причислен к "антисоветской группе Тухачевского" и тогда урну с его прахом тайно удалили. Лишь в 60-е годы имя Каменева было реабилитировано и табличка с его фамилией была восстановлена. Но только табличка, а судьба его праха неизвестна.
Но главный объект Кремлевского погоста это, конечно,— Мавзолей Ленина. Первый мавзолей строили ускоренными темпами, уложились в три дня. Для работы с промерзшей землей приходилось использовать взрывчатку. По слухам, землекопы тогда повредили канализационные трубы, и весной мавзолей затопили нечистоты.
«По мощам и елей», — якобы, так патриарх Тихон прокомментировал случившееся.
Временный деревянный мавзолей простоял до весны 1924 года. Его заменили потом тоже на деревянный, в виде усеченной ступенчатой пирамиды. А в 1930 году построили уже постоянный, на основе железобетонного каркаса, облицованный полированным камнем. Он высится на Красной площади до сих пор.
В годы войны его тщательно маскировали — накрывали огромным полотнищем с нарисованными окнами, крышей и даже печной трубой, чтобы с высоты он походил на обычный дом. Однако тела Ленина там в годы войны не было — оно было эвакуировано в Тюмень вместе с лабораторией, которая поддерживало его в приемлемом состоянии.
После смерти Сталина в 1953 году, «вождя народов» уложили в мавзолей вместе с Лениным. Однако это было временное захоронение. Сразу после кончины Сталина в прессе тут же появилось партийное постановление — в Москве должен быть построен гигантский Пантеон, который, как писали, вместил бы в себя захоронения «всех великих людей Советской страны» — тех, что были похоронены у Кремлевской стены. Центральное место в нем должны были занять два хрустальных саркофага — Ленина и Сталина.
Под проект планировали отвести гигантскую площадь — 500 тысяч квадратных метров. В стране объявили открытый конкурс на архитектурный проект, участвовать в нем могли все желающие. Появились самые неожиданные предложения: возвести пантеон в стиле римских построек, или вроде греческого храма Артемиды (одного из разрушенных Семи чудес света), и поставить огромные глобусы, или соорудить здания в виде яйца, и даже установить гигантские статуи Ленина и Сталина, держащихся за руки, полые внутри. Однако пантеон не состоялся — грянул 1956 год и развенчание культа личности. Отца всех народов тайно вынесли из Мавзолея и также тайно предали земле около Кремлевской стены, прямо за Мавзолеем.
В 1974 году Кремлевский погост получил официальный статус памятника, охраняемого государством. Некрополь на Красной площади облагородили, высадили новые ели, реконструировали братские могилы, установили гранитные знамена и мраморные вазы.
В 1990 году в СМИ активно поднимался вопрос о переносе всех кремлевских захоронений на обычное кладбище. Однако оказалось, что закон запрещает трогать могилы без согласия родственников усопших. А они были не согласны — 12 вдов и потомков похороненных у Кремлевской стены написали заявление, что они против переноса. К тому же с конца 90-х Мавзолей и могилы у Кремлевской стены как составная часть ансамбля Красной площади стали объектом культурного мирового наследия под охраной ЮНЕСКО.
Однако дискуссия о перезахоронении самого Ленина продолжалась. Первое предложение перезахоронить его тело прозвучало в 1989 году. На Съезде народных депутатов СССР депутат Юрий Карякин заявил, что Ленин хотел быть похороненным на кладбище рядом с могилой матери. Но в архивах не отыскали ни одного документа, в котором родственники Ленина упоминали бы о такой его «последней воле». По словам Ольги Ульяновой, утверждения Карякина выдуманы, ни родственники, ни соратники Ленина не ставили вопрос о захоронении вождя.
Тем временем движение за перезахоронение разрасталось. Звучали заявления, что Ленина похоронили не по-христиански (хотя Ленин был убеждённым атеистом), и что использование мавзолеев свойственно иным, не европейским культурам. Однако во Франции в мавзолее хранятся останки Наполеона, в Эстонии — забальзамированное тело генерал-фельдмаршала Михаила Барклай-де-Толли, в мавзолее Нью-Йорка — тело генерала и президента США Улисса Гранта, в соборе Кракова в саркофаге покоится маршал Юзеф Пилсудский.
5 сентября 1991 года с предложением похоронить Ленина выступил Анатолий Собчак. На заседании депутатов он вынес предложение, основанное на несуществующем завещании Ленина с желанием быть похороненным на Волковском кладбище в Ленинграде. Собчака поддержал тогдашний мэр Москвы Гавриил Попов. Потом разговоры на эту тему на время утихли.
Тем не менее дискуссии о том, чтобы убрать с Красной площади кладбище, поскольку на этом месте проводятся народные гулянья, концерты и парады, не прекращаются до сих пор.
Кстати, дискуссии об уместности кладбища в центре города ведутся не только в Москве, но и в Петербурге. Там на Марсовом поле, где ранее проводились парады гвардейских полков, сразу после февральских событий 1917 года, похоронили «героев революции». Их сначала хотели похоронить на Дворцовой площади, но потом спешно закопали в общей яме на Марсовом поле. Причем трупы были безымянные.
Вот как описал это событие лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин: «Я видел Марсово поле, на котором только что совершили, как некое жертвоприношение революции, комедию похорон будто бы павших за свободу героев. Что нужды, что это было, собственно, издевательство над мертвыми, что они были лишены честного христианского погребения, заколочены в гроба почему-то красные и противоестественно закопаны в самом центре города живых!»
Позднее к безымянным покойникам стали «подхоранивать» уже не безвестных, а в самом деле отличившихся деятелей. Так, например, на Марсовом поле погребен первый начальник свирепой питерской ЧК Моисей Урицкий. Он стал основоположником массового метода уничтожения людей — дал указание затопить в Финском заливе несколько барж с арестованными флотскими офицерами. Застрелил главного чекиста молодой поэт, член партии эсеров Леонид Каннегисер.
На Марсовом поле в центре Петербурга похоронены и так называемые латышские стрелки, которых в советские времена тоже считали «героями». Сводная рота латышских стрелков несла охрану Смольного вместе с матросами, где находилось советское правительство, а потом и поезда, в котором оно переезжало в Москву.
А потом латышские стрелки отличились в жестоком подавлении народных восстаний против большевиков в Ярославле, Муроме, Рыбинске, Саратове и в других городах, где свирепо расправлялись с населением, восстававшим против жестокостей большевиков. Как известно, первым начальником ГУЛАГа стал бывший «латышский стрелок» Ф. Эйхманс.
В Петербурге тоже не раз поднимался вопрос об этом захоронении в центре Северной столицы. С предложением перенести из центра эти могилы выступал, например, депутат Госдумы Виталий Милонов. Однако ничего сделано так и не было. И вопрос повис в воздухе…
Ваши сатанисты в 1905 - 1917 и далее привели страну в упадок. Только не говорите, что в космос полетели и далее. Полетели бы без вас.
"Энгельс, ближайший единомышленник Маркса, чрезвычайно ясно определил конечную цель революционных заговоров: "Борьба с христианским миропорядком, в конце концов, является нашим единственным насущным делом". Энгельс же сформулировал и кредо героев революции: "Диалектическое понимание жизни сводится к смерти. Все достойно гибели". Маркс умер в отчаянии, как умирают все сатанисты. 25 мая 1883 года он писал Энгельсу: "Как бесцельна и пуста жизнь". На похоронах Маркса присутствовало всего шесть человек. Энгельс умирал в ужасных мучениях от рака ротовой полости. Марксизм скрывает тайну своей сатанинской сущности, о которой знают лишь весьма немногие марксисты. Недаром Ленин писал, что спустя полстолетия ни один марксист не постиг марксизма.
Коммунистические гонения на религию нельзя объяснить человеческими мотивами. Неистовство этих преследований, выходящих за пределы разумного, явно дьявольской природы".
А.Парицкий. Тайна коммунизма.
----
"Национальное самосознание - это огромная сила, которая сплачивает людей, и подобно тому, как чувство родства превращает группу людей в семью, так и национальное самосознание сплачивает людей и превращает многомиллионное население в НАРОД.
В 1917 году большевики- интернационалисты захватили огромную богатейшую страну, империю Россию. Чтобы не было сомнений по поводу терминологии, привожу высказывание главного большевика:
"Большевикам удалось сравнительно чрезвычайно легко решить задачу завоевания власти как в столице, так и в главных промышленных центрах России, но в провинции, в отдаленных от центра местах Советской власти пришлось выдержать сопротивление, принимавшее военные формы, и только теперь задача преодоления сопротивления окончена в своих главных чертах. РОССИИЯ ЗАВОЕВАНА БОЛЬШЕВИКАМИ".
Для того, чтобы удержаться у власти нужно было погасить в людях завоеванной страны чувство национального самосознания. Людей с русским национальным самосознанием просто уничтожали. До сих пор еще стоит русскому человеку о себе во всеуслышание заявить, что он русский, что он любит свою родину Россию, свою культуру, так тотчас на него наклеивается ярлык: националист, шовинист, черносотенец и фашист" [и антисоветчик].
В.Солоухин. Чаша.
Вы как и прочие антисоветчики выдергиваете отдельные положения марксизма и недобросовестно, с понятной целью, искажаете их смысл. Я этому не удивлен. Так вот: "От каждого по способностям, каждому по труду" — принцип распределения благ, который, согласно ВЗГЛЯДАМ теоретиков социализма и коммунизма XIX века, установится в экономике первой фазы коммунизма —СОЦИАЛИЗМА, до его перехода во вторую фазу — полный коммунизм. А вот во второй фазе КОММУНИЗМА теоретики рабочего движения предвидели принцип распределения благ "от каждого по способностям, каждому по потребностям." Ваш земляк очень хотел войти в пантеон великих при котором впервые в истории человечества был бы построен КОММУНИЗМ. Очень ему хотелось войти в один ряд с К. Марксом и Ф.Энгельсом теоретически обосновавшем смену капитализма социализмом, В.И. Лениным основателем первого в мире социалистического государства, И.В. Сталиным при котором фактически к 1935 г. был построен социализм. Но будучи троцкистом, возможно сам того не подозревая, Никита Сергеевич исказил взгляды основателей марксизма. Уж я то помню, что он провозгласил в 1960 г. : " Нынешнее поколение будет жить при коммунизме". " Через двадцать лет в СССР будет построен коммунизм". Абсолютное не знание марксизма и диалектики. Примитивный взгляд амбициозного, хитрого, полуграмотного селянина с Украины. А случай в Новочеркасске, это всего лишь один из негативных результатов его деятельности. За что и был отстранен от занимаемой должности. К сожалению вред от его деятельности рабочее движение пожинает до сих пор.
"ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ ОТ КРИТИКИ РЕЖИМ, был разоблачен "культ личности" только Сталина и его подручных".
С.Н Виноградов. История России. Глава: Россия советская (СССР). Урок 12. Советская монархия.
Никогда за всю её историю партия себя не осуждала. Кто угодно всегда был виноват, только не НЕПОГРЕШИМАЯ партия. 20-й съезд подтвердил её непогрешимость, сделав козлом отпущения своего "бога" Сталина, которого втихаря вынесли из мавзолея и закопали рядом, и вся ваша партия молча проглотила это.
А ответственность за бунт партия, как всегда, возложила на "несознательных рабочих", которых уже после тех событий осудила и расстреляла. Ни при Ленине, ни при Сталине, ни при Хрущёве, ни при Брежневе и прочих партия НИКОГДА не осуждала себя, а всегда находила козлов отпущения.
Но события в Новочеркасске я упомянул не для красного словца - вы этого не захотели заметить. ПРИЧИНЫ, которые привели к бунту, никак не стыкуются с вашим утверждением, что мы жили при коммунизме, но не заметили этого.
Коба:"Сожалею, что вы имеете хрущевское представление о коммунизме - пришел в магазин и бери с полок что хочешь, ведь это коммунизм, все бесплатно. Чисто халявное мировоззрение. "
А это из каких моих слов вытекает? Выдумываете? Я привёл вам классическое (ещё до Маркса) определение: работаешь по способностям - получаешь по потребностям , и где вы тут увидели халяву? Эта система не предполагает получение необходимого без отработки. А халява - это получение благ без трудового возмещения. И не надо приписывать мне ваши выдумки.
Коба: "Он дело рук вашего земляка и троцкиста Хрущева". Моего земляка? "Ванга" из вас не получается - не трудитесь, вам не дано. Сначала несогласных с вами вы называли "белогвардейцами", "царебожниками", "убогими"... теперь вот - хохлами.
Думаю, что не знали. Этот случай осужден партией и народом, но вам он греет душу, есть над чем поглумиться. Он дело рук вашего земляка и троцкиста Хрущева. Много чего вредного этот хохол принес нашей стране и коммунистическому движению в мире. Сожалею, что вы имеете хрущевское представление о коммунизме - пришел в магазин и бери с полок что хочешь, ведь это коммунизм, все бесплатно. Чисто халявное мировоззрение.