Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
11 мая 2025
Пассажирские слезы

Пассажирские слезы

Все больше пригородных поездов местного значения отправляются на запасный путь
Александр Калинин
28.04.2014
Пассажирские слезы

Общественная палата Угличского района провела совместное совещание с советами Калязинского, Кашинского, Кесовогорского районов Тверской области. Если один голос Москва не слышит, так, может, хором докричимся. Не докричались. Тогда отправились делегацией в Москву – в союз малых городов и Общественную палату страны.

Жителей ярославского города Углич обидели железнодорожники - взяли и отогнали в тупик беспересадочные пассажирские вагоны, соединяющие город с Санкт-Петербургом и Москвой. Да еще пригрозили следом за ними отправить и пригородный поезд, которым можно, хоть и с пересадками, добраться до столицы.

Жители с этим не согласились и стали искать правду. Но не нашли ни в пригородной пассажирской компании, ни в РЖД. Ответ один: содержание вагонов экономически нецелесообразно. На ту же нецелесообразность ссылались и чиновники из управления Президента РФ по работе с обращениями граждан.

За последние годы по стране было отменено 235 поездов дальнего следования и сотни пригородных маршрутов.

- В районе создаются новые предприятия, регион развивается, а железная дорога приходит в упадок. Вначале потеряли грузоперевозки, потом пассажирские поезда, еще год-два, и уйдет вся инфраструктура – говорил на слушаньях председатель Общественной палаты Угличского района Вячеслав Мишустин. – Ну, нельзя же переводить все в сферу рентабельности. Железные дороги несут и социальную роль. А по большому счету, идет ущемление конституционных прав граждан на свободу передвижения, ограничение транспортной мобильности населения.

Права ущемляются всюду – от Тихого океана до Балтики. «Столетие» писало об этом. А также о том, что по новым контрактам региональные власти должны с 2010 года компенсировать из своих бюджетов вначале 50 процентов всех убытков на пассажирские перевозки, а затем и все 100. А они платить не хотят, даже если деньги на это есть. Потому что непонятно, за что платить.

Пассажирские пригородные компании вкладывают в расходные статьи практически всё, что вздумается. Вследствие чего Великий Новгород платить отказался, решив заменить рельсовый транспорт безрельсовым. Но что делать на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке, где кроме как по железной дороге до Большой земли добраться нечем?

Кроме требования восполнить потери от пассажирских перевозок случаются вещи и совершенно несуразные. Так, на поезд Иркутск - Улан-Удэ можно взять билет лишь до границы Бурятии. А дальше хоть на собачьих упряжках. Иркутские кассиры отказываются выписывать билеты бурятам, а проводники – пускать их, безбилетных, в вагон. Обратно - такой же дискриминации подвергаются иркутяне.

Регионы винят во всем железнодорожников, те - регионы.

- Мы как раз против отмены поездов, у нас люди сокращаются, нам это не нужно, - доказывал с трибуны Общественной палаты начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Максим Шнейдер. - И перевозчик-то – не РЖД, а пригородные пассажирские компании. Не нравится компания – наймите другую, создайте свою. Но ни один регион не создал. Или берите перевозку на себя, мы дадим электричку в аренду. Не берут. Потому что придется платить еще больше. Рентабельных внутриобластных перевозок нет нигде. Даже Москва рентабельная лишь условно. В целом же по стране расходы на перевозку пассажиров за счет билетов покрываются всего на 15-20 процентов.

А пока что пассажирские поезда отменяются, как и пригородные. Целые материковые территории оказываются, по сути, островами. Уже не спрашивается, придет ли туда бизнес, будут ли они развиваться. Вопрос ставится иначе: останутся ли там люди? И как выживать тем, кто останется?

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
05.05.2025
Валерий Мацевич
Во Львове уничтожают последний памятник Великой Отечественной войне
К Дню Победы (1941-1945)
07.05.2025
Андрей Селиверстов
И. Конев — один из самых популярных у солдат военачальников, не зря получил свое прозвище
Фоторепортаж
07.05.2025
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлен один из центральных проектов к юбилею Великой Победы




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.