Нефтяные берега

Президент России Владимир Путин недавно призвал министерство природных ресурсов принимать жесткие меры против нефте- и газодобывающих компаний, причиняющих колоссальный ущерб природе страны. Но удастся ли изменить ситуацию, когда главное содержание политики нефтегазового бизнеса – побыстрее и побольше вывезти или перекачать сырья за рубеж?..
По степени ущерба, наносимого природе от добычи, хранения и транспортировки нефтегазового сырья, Россия, по мнению зарубежных экспертов, занимает одно из первых мест в мире. Прежде всего – из-за чрезмерной изношенности трубопроводной, особенно нефтепроводной сети и топливных хранилищ. Усугубляют проблему и символические санкции за экологический ущерб.
В. Путин, в ходе январской встречи с главой министерства природных ресурсов РФ Сергеем Донским, отметил, что «пора ужесточить меры за нарушения лицензионных условий компаниями-разработчиками недр, в том числе условий экологических». При этом министру было прямо сказано: «…На это пока никак не реагируете? Или слабо реагируете?».
Четкого ответа не последовало. Сергей Донской выразился в том смысле, что «сперва Росприроднадзор проводит проверки, выявляет нарушения, после чего передает документы в Роснедра. А Роснедра в своей комиссии их рассматривают и дают время недропользователям в том случае, если в конкретном месте возможно изменить ситуацию».
Впрочем, министр еще в декабре 2012-го заявил, что его ведомство выступает за значительное увеличение штрафов нефтяным компаниям, допускающим разливы нефти в процессе добычи и транспортировки. Добавив, что «эти штрафы должны быть увеличены в разы, и эта мера приведет к тому, что у нефтекомпаний появится заинтересованность, мотивация больше денег вкладывать в реконструкцию нефтепроводов».
А основными причинами разливов нефти и нефтепродуктов, как считает Сергей Донской, являются прорывы нефтепроводов из-за их значительного износа.
В прошлом году российские и зарубежные экологи выявили свыше 200 предполагаемых разливов нефти только в одном нефтегазовом районе одной республики - в Усинском районе Коми. Впрочем, по оценкам «Гринпис», всё это крупные разливы - то есть максимум 20-25% от того объема нефти, что выливается в почву и реки всего Коми-региона. Причем эти оценки официально не оспорены ни ведомствами, ни нефтяными компаниями.
Крупные болота, состоящие почти исключительно из нефти и нефтепродуктов, или естественные, но «заполненные» той же продукцией более чем наполовину, существуют на нашей территории еще с конца 1960-х годов. То есть с того времени, когда экспорт нефти, особенно из Западной Сибири, стал основой экспортной и в целом внешнеэкономической политики СССР. Многие западные СМИ еще тогда отмечали, что со временем этот обширный советский регион может превратиться «в болотно-нефтяную пустыню». И действительно, советский экспорт нефти нарастал рекордными темпами, но вкладываться в экологическую реабилитацию нефтяных регионов и территорий, примыкающих к нефтепроводам, было невыгодно. Уж как-нибудь «выживут»...
Та же – нефтяная – основа внешнеэкономической политики сохраняется в России и сегодня. По данным ряда экологических организаций, в бассейн Северного Ледовитого океана, включая реки Печора, Обь, Енисей и Северная Двина, поступает с территории РФ до полумиллиона тонн нефти и нефтепродуктов в год. Причем это не опровергается российской стороной на официальном уровне. А по данным руководителя «Комитета защиты Печоры» Валентины Семяшкиной, очень большие территории в Коми-Печорском нефтегазовом регионе (а его территория, заметим, вмещает почти полторы Франции) уже представляют собой чуть ли не «выжженную землю» или нефтяные болота вместо почвы и травы.
Однако наши экономические реалии таковы, что любой нефтяной компании или нефтеперерабатывающему заводу куда выгоднее платить символические штрафы, чем предотвращать нефтяные разливы.
Тем более что, по введенному недавно в действие соответствующему техрегламенту, все нефтяные разливы делятся только на две категории: так называемые «доаварийные» и непосредственно аварийные. «Доаварийные» - это разлив/утечка до 10 кубометров нефти, и штраф за это платить, между прочим, не полагается (в отличие от развитых и большинства развивающихся стран). А учитывая, что таких разливов могут быть тысячи, компания может «разливать» многие и многие тонны нефти без всяких для себя финансовых последствий.
«Аварийные» же штрафы как минимум на порядок меньше, чем в развитых и многих развивающихся странах. Причем процедура их начисления, в отличие от тех же стран, растягивается в РФ на многие месяцы.
Кстати, теперь уже бывший министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев так описывал свою поездку в апреле 2012-го в
Ханты-Мансийский административный округ (ХМАО): «…земля практически залита нефтью, нам не пришлось искать места загрязнений. Искать надо было территории, не затронутые загрязнением. Везде нефтяные реки, озера, лужи, небрежно забросанные следы аварий…».
По имеющимся оценкам, только в 2011 году в этом регионе было до 2400 прорывов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, что привело к росту и без того существенной заболоченности в ХМАО.
В 2011-2012 гг. экспертами Тюменского госуниверситета Е.С. Сериковой и М.Н. Казанцевой было проведено исследование «Состояние растительности на переходных болотах Западной Сибири при нефтяном загрязнении». Отмечено, что «на промыслах Тюменской области с каждым годом происходит увеличение площади загрязненных земель и обновление свежей нефтью ранее загрязненных участков. Одной из актуальных экологических проблем региона является нефтяное загрязнение болот. Это связано и с высокой заболоченностью Западно-Сибирской равнины, достигающей местами 80%». Далее отмечается: «…На загрязненных нефтью или нефтепродуктами участках было отмечено значительное увеличение доли угнетенных и погибших деревьев: деревья указанных категорий составляют от 63,4% до 78% от их общего количества». Поэтому вполне можно ожидать, что «…со временем доля погибших деревьев… будет увеличиваться за счет экземпляров, находящихся в настоящее время в неудовлетворительном состоянии».
В целом, по данным этих исследователей, нефтяное загрязнение болот «приводит к угнетению и гибели растительности, к снижению продуктивности живого напочвенного покрова».
Похоже, власти решили, наконец, всерьез взяться за дело. Так, в ходе недавней конференции в Сургуте, посвященной экологической безопасности нефтяной и газовой промышленности Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (это основные нефтегазодобывающие регионы страны), замгубернатора «Югры» (ХМАО) Геннадий Бухтин подчеркнул, что, «так как программа по рекультивации территорий региона принята, и все нефтяные компании под ней подписались, – будьте добры соответствовать».
Привести леса, почвы и болота «Югры» в экологически приемлемое состояние правительство региона обязало нефтяные компании к 2015-му, максимум – к 2016 году.
И, как отметил замгубернатора, «пересмотра сроков не будет». Впрочем, гендиректор «ТНК-Нягань» Евгений Лапшин обратился к Г. Бухтину с просьбой о переносе сроков окончания этих работ на 2019 год, однако это вызвало резкую критику со стороны региональной администрации.