Маги-предприниматели

И это не торговля алкоголем, где производители страдают от экономии потребителей и распространения домашних самогонных аппаратов. Это магические услуги, которые всевозможные «профессионалы» оказывают гражданам за скромное вознаграждение. Однако, в итоге современные волшебники зарабатывают совсем не мало. Как они это делают? Каких принципов придерживаются? Какие издержки несут, и чем рискуют? Кто составляет их обширную клиентуру, и как вообще устроен этот бизнес?
Магия — это бизнес, сфера практической деятельности с ориентацией на прибыль. Здесь для колдуна-предпринимателя совершенно излишне верить в сверхъестественные силы. Зато нужно иметь деловую сметку, не специализироваться на особой группе услуг и понимать особенности психологии обывателя. Отказ от специализации необходимо понимать как готовность магов оказывать почти любые запрашиваемые клиентами услуги или делать вид, что их оказываешь. Последнее определение точнее характеризует магическое предпринимательство.
Волшебники стараются не нарушать закон. Некоторые из них ведут свой бизнес нелегально. Однако умнее и полезней зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, оказывающий «прочие услуги». Все это можно было бы назвать консалтингом, если бы имело место какое-либо профессиональное консультирование. Зато официальный статус дает магам возможность работать на пенсию, уплачивая не слишком тяжелый – обычный налог. Легальный статус избавляет от лишних вопросов клиентов и полиции. Он также облегчает рекламу, и это поистине ценно.
Особо важна регистрация для фирм, торгующих магической атрибутикой и открывающими «энергетические каналы» семинарами. Однако это особая сфера колдовского бизнеса, отдельная от магов-индивидуалов. А они вовсе не являются случайными наследниками хаоса 1990-х годов. Они превосходно вписаны в рынок.
Имея среднюю ставку в тысячу рублей за прием, эти представители бизнеса могут ежемесячно зарабатывать до 600 тысяч рублей.
Правда, для этого нужно иметь большую клиентуру и принимать за рабочий день по 20-30 человек. Деньги же брать не только за прием, но и за различные амулеты, заряженную воду и заклинания.
Одно из главных правил магов гласит: принимай клиента таким, каков он есть. Глупо спорить с его суевериями и иметь собственные. Зато обилие суеверий у клиента для бизнеса очень полезно. Хорошо, если он верит в привидения или духов, хорошо, что боится сглаза, пришельцев из других миров или дурных примет. За последние годы сформировался обширный слой обывателей с жутким коктейлем информации в головах. Одно они узнали из телевизора, другое от соседей и коллег по работе, третье из популярных книжек по магии, а пятое – «поняли» сами. Эти личные придумки очень важны, поскольку, приняв их, маг создает видимость взаимопонимания. В итоге же он приобретает клиента и доход.
Постоянная клиентура в магическом бизнесе очень важна. Приобрести же ее, в полной мере использовав сарафанное радио, удобнее всего, ведя прием в обычных спальных районах. Для этого волшебники XXI века снимают квартиру или несколько квартир. Обитание мага среди обычных людей вызывает у них доверие. Этим доверием не стоит злоупотреблять, вторгаясь в области, где действует уголовное право. Прежде всего, для долгого и безопасного пребывания в магическом бизнесе не стоит лечить всех людей от всех болезней. Зато в остальном умелые маги смело берут на себя функции предсказателей будущего, помощников в любовном привороте, снятии заклятий, улучшении семейной кармы и т. п.
Для современных колдунов совершенно излишне верить в то, что они говорят клиентам. Успех в бизнесе требует веры в себя, артистизма и знания практической психологии.
Специального образования бизнес не требует, но при желании маг может повесить на стену самодельно сделанные или как-то приобретенные дипломы о своей силе и навыках. Для бизнеса хорошо, если эти дипломы выглядят как можно более архаично и даже загадочно. Клиентам нравится знать, что их волшебник учился в разных местах, например, у подземных магов Индии и бразильских чародеев. Полезно также считаться потомственным обладателем сверхъестественной силы и уметь прилично врать устно.
Люди с большой охотой отдают деньги магам, если их приемная правильно оборудована. Здесь мало поставить буддистские или иные статуэтки и зажечь ароматные палочки. Выигрышно будут смотреться «трофеи» на стенах – чучела страшных зверей, различные магические картины и знаки. Полезно иметь много книг, особенно в красивых переплетах. Только необходимо не забывать протирать с них пыль. Также нужно помнить о фетишизме клиентуры. Умные маги не жалеют денег на расходные материалы, якобы заколдованные безделушки, которые они вручают или продают посетителям.
«Заряженная магической силой» вода в полиэтиленовом пакете – самый экономный вариант раздаточного материала. Но вода может пролиться, и потому некоторые маги предпочитают небольшие дощечки с никому не понятными знаками. Тут прослеживается общий принцип: волшебники стараются использовать естественные материалы, а не продукты со следами машинного производства или изготовленные из синтетических материалов. Связано это с психологией клиентов, которые ищут не новых, а старых – якобы вечных решений для своих проблем.
Большую часть клиентов волшебников составляют женщины средних лет или уже пожилого возраста. На мужчин приходится не более 10-20%.
Клиенты, понятно, не отдают предпочтения главным конкурентам магов – психологам и психоаналитикам. Впрочем, те явно проиграли конкуренцию современным магам-предпринимателям. Мужчины часто пьют и уходят в глубокую депрессию, опускаются и «выпадают из обращения». Женщины, большая доля из которых ухоженны и энергичны, на таких глаз не кладут. Ради получения лучших они обращаются к магам.
Работать волшебником нелегко. Общение с большим количеством людей, у многих из которых есть психические проблемы, занятие малоприятное. Поэтому современные маги стараются умеренно отдаваться работе, не перегружаться, хорошо питаться, почаще отдыхать на экзотических курортах, баловать себя «мелочами», вроде нового автомобиля или комфортабельного жилья. Денег на это хватает, если нехитрый бизнес поставлен правильно. И, если во всякой обычной профессии к успеху ведет долгий и нелегкий путь, то в магических услугах добиться успеха гораздо проще. Отрасль давно разрекламирована; клиент созрел.
Некоторые волшебники объявляют себя потомственными носителями сверхъестественных способностей. Это помогает привлечь легковерную клиентуру. Однако важнее всякой рекламы еще один принцип работы магов, отличающий их от психологов. Волшебники не стесняются давать людям готовые рецепты. При этом они имеют неограниченный запас историй о сверхъестественном. Будучи идейно всеядны, маги используют, когда это выгодно, постулаты традиционных религий.
Рыночный склад ума. Таков фундамент успеха современного мага. При этом дельцы-волшебники могут порой реально помочь людям решить те или иные психологические проблемы. Это мог бы сделать и хороший психолог, если бы внушал обывателю с кашей в голове столько доверия, сколько внушают гадалки-прорицательницы и прочие колдуны. Именно это позволяет им без стеснения брать деньги взамен воздуха, якобы заряженной энергией воды или бессмысленных побрякушек с людей, чьи доходы совсем невелики. Бедность клиентов – ограниченный союзник, так как в регионах волшебники зарабатывают меньше, чем в столице.
Сила колдуна определяется ставкой. «Сильная знахарка, столько грошей взяла!» – говорят на Украине, где магический бизнес развит больше, чем в России. Начинающие бизнесмены волшебства могут брать 500 рублей за прием, а успешные столичные маги не останавливаются на 5000 рублей.
И это плата за прием у «народных волшебников», сколько берут маги с богатой публики, и как работают с ней – отдельная тема.
Российские законы не запрещают людям верить в чудеса. И они не могут лишить граждан права платить за обещание везения, ради которого они и приходят к волшебникам. Закон не может запретить продажу товаров, не являющихся вещами, поскольку таковые именуются услугами. Маги в этой сфере и работают: они оказывают людям услуги – совершают некие малопонятные действия, после которых человек рассчитывает на удачу. Разве многие рекламные агентства не работают по сходной схеме? И разве брендированные товары не стоят дороже обычных только потому, что покупатели верят в их особые имиджевые свойства? Все это законно.
Бизнес магов не остановить с помощью запретов. Его притягательная сила не ослабеет для людей, ищущих легкого заработка, и не желающих задумываться о моральной стороне построенного на обмане бизнеса. Помочь может лишь просвещение, формирование у россиян понимания того, как ведут бизнес «современные» колдуны и колдуньи.
Автор более двух лет собирал сведения о нем, естественно, ни секунды не сомневаясь, что он построен на эксплуатации легковерия публики и путаницы в ее головах.
Началась эта история, когда автор обнаружил очередь у входа в подъезд своего дома. «Вы за кем занимали?» Ответ вышел удивленный: «Я здесь живу». «Значит вы не к ней? Не к колдунье… Проходите». Позднее, гуляя с детьми долгими летними вечерами, мне удалось оценить размах бизнеса. Тогда-то он и заинтересовал меня как экономиста со своей коммерческой, а не мистической стороны. И тогда-то и начался сбор и анализ данных для этой статьи.