«Конвейер недовольных»
«Наша система высшего гуманитарного образования как конвейер недовольных», – так назывался сюжет, показанный в воскресенье по телеканалу «Россия-1». Поводом для его появления послужило уже упомянутое в «Столетии» скандальное высказывание преподавателя престижного московского ВУЗа Гасана Гусейнова (на фото), который назвал русский «клоачным», а Россию «одичавшей страной».
«Я поражен, настолько неразвитой страной является Россия. Приехав в Берлин, – разглагольствовал пан-профессор, словно он сам родился в Европе, – умные люди не удивляются, увидев в тамошних киосках газеты не только на немецком, но и на русском, и турецком, сербском и французском, греческом и польском, английском и итальянском. А в Москве, с сотнями тысяч украинцев и татар, киргизов и узбеков, китайцев и немцев, невозможно днём с огнём найти ничего на других языках, – кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна».
Самое поразительное, что эту русофобскую ахинею озвучил не какой-нибудь ненавидящий Россию сердитый американский сенатор, и не заезжий русофоб из Лондона, а человек, защитивший на филфаке МГУ кандидатскую диссертацию, специалист по древнегреческому языку, который имеет звание профессора и обучает молодежь в одном из самых престижных ВУЗов столицы – Высшей школе экономики.
Но еще более удивительно, что в самом этом ВУЗе Гусейнова за такие гнусные слова о нашем «великом и могучем» и о России никто не осудил. Ректор ВУЗа лишь пожал плечами и высказался в том смысле, что это, мол, личное мнение профессора и вообще Россия – свободная страна, и каждый может говорить, что хочет.
Понятно, что происшедшее вызвало бурю возмущения. Люди задались вполне логичным вопросом, а кто же этот господин Гусейнов, удобно устроившийся в Москве и позволяющий себе так оскорбительно отзываться о русском языке и о нашей стране?
Родился он в солнечном Баку, но не в среде портовых грузчиков, которые не стесняются в выражениях, а во вполне благополучной и интеллигентной семье. Его отец – Чингиз Гусейнов, был писателем, а мать, Марина Давыдовна Гринблат, работала переводчицей.
В стране, которую он теперь презрительно называет «одичавшей» и «неразвитой», выходец из Баку, получил прекрасное образование на классическом отделении филологического факультета МГУ, преподавал в престижнейших ВУЗах: в ГИТИСе, затем работал в ИМЛИ АН СССР. Трудился в зарубежных университетах в Германии, Дании, США, работал фрилансером в интернет-редакции «Немецкой волны», побывал в роли приват-доцента Боннского университета. Однако там он не был замечен в том, чтобы называть английский, датский или немецкий языки «клоачными».
В 2007 году Гусейнов вернулся из-за рубежа в Россию и стал профессором филологического факультета МГУ, где читал курсы истории античной литературы, древнегреческого языка и введения в классическую филологию. С октября 2012 года служит в должности профессора факультета филологии НИУ ВШЭ, член учёного совета. Заодно преподаёт также в Базельском университете (Швейцария).
Сегодня одним преподаванием в ВШЭ Гусейнов не ограничивается, а занимается еще и тем, что обучает «одичавших русских» европейским порядкам, читая лекции в рассаднике русофобии – в Ельцин-центре.
Там он недавно произнес следующее: «В начале 1990-х годов создавалось новое государство. Возникло ощущение того, что Россия получила неизмеримо важное – политическую и творческую свободу. Есть несколько авторов, которые создали панораму жизни. Писатели Владимир Сорокин, Михаил Шишкин, Людмила Улицкая выразили дух современной России».
Но если для него дух современной России выражают писатель-порнограф Сорокин, сбежавший из России Шишкин, и Улицкая, которая с презрением отзывается о нашем гимне и призывает россиян «извиниться перед Украиной», то понятно, почему и он сам с таким презрением отзывается о России и ее языке.
Понятно также, что Гусейнова дружно поддержали его единомышленники-либералы, которые, как видно, тоже считают Россию «одичавшей» страной. «Гасан Гусейнов, – выдающийся филолог, замечательный языковед», – заявил один из гуру оппозиционеров, писатель Дмитрий Быков. И назвал протесты, прозвучавшие в России после русофобских высказываний Гусейнова, «травлей интеллектуалов».
«Естественно, – считает Быков, – любой интеллектуал потенциально опасен для сегодняшней российской власти. Говорю это уже без всяких оговорок: потенциально опасен, потому что интеллектуал двигает развитие, а ничего опаснее развития для России в путинском понимании быть не может».
Вот, кстати, всем рецепт «от Быкова» попасть в глазах либералов в число «двигающих развитие» интеллектуалов, – это назвать русский язык «клоачным» и оскорбительно отозваться о России.
Вспыхнувшая вокруг слов Гусейнова полемика и нашла отражение в упомянутом сюжете телеканала Россия-1, где задались вопросом о том, почему же в стенах наших ВУЗах стали звучать такие оскорбительные для страны высказывания. Была упомянута также резонансная история на журфаке МГУ с двумя иногородними студентками 4-го курса с академической задолженностью, то есть с «хвостами», которые стали собирать подписи в защиту аспиранта мехмата Азата Мифтахова, состоящего в организации анархистов. Когда в октябре группа неизвестных подожгла офис «Единой России», бросив в разбитое окно файер, то среди задержанных оказался и ранее судимый Азат Мифтахов. В ответ студентки Марина Ким и Фариза Дударова решили создать группу поддержки Азата. Однако выяснилось, что сами они недавно взяли академический отпуск по поддельным медицинским справкам. За липовые справки из МГУ принято изгонять. Но в ответ Марина и Фариза обвинили руководство журфака в «политическом преследовании» и сейчас раздают направо и налево интервью. Скандалом тут же воспользовалась оппозиция и стала всячески раздувать в студенческой среде волнения.
В связи с этими скандалами в ВУЗах на канале «Россия» и задались закономерным вопросом, почему наша система высшего гуманитарного образования фактически превращается в «конвейер недовольных»?
Одной из главных причин такого положения было названо явное перепроизводство в стране выпускников гуманитарных профессий.
Так, из полумиллиона студентов-очников, поступивших в этом году на бюджетные отделения, – около половины – гуманитарии. Столь огромное количество выпускников таких специальностей не нужно стране. В первом полугодии 2019 года найти работу через службы занятости смогли лишь 56% выпускников вузов и средних специальных учебных заведений. В результате у многих возникают чувства невостребованности, подавленности и уныния, которые потом перерастают в протестные настроения.
Однако, самим вузам такое огромное количество ненужных стране гуманитариев выгодно, они попросту превратились в средство зарабатывания на них денег. В то же время России остро не хватает специалистов технических профессий, инженеров, программистов, квалифицированных рабочих.
О необходимости сблизить высшее образование с производством не раз говорил президент Владимир Путин. На встрече с ректорами ВУЗов он заявил, что «наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование. Понятно, что освоить знания такого высокого уровня, такого качества может далеко не каждый человек. И когда некоторые вузы зачисляют абитуриентов с очевидно неудовлетворительными знаниями, это не просто вызывает много вопросов. Подобная гонка за абитуриентами, а значит, и за финансированием, надо, прямо сказать, подчас девальвирует высшее учебное заведение, размывает ценность, престиж, авторитет самого вуза. Какого качества специалистов мы получим на выходе? Понятно, что рассчитывать на хороший результат не приходится».
А потому наши ВУЗы фактически и превращаются сейчас в «конвейер недовольных». Амбиции не удовлетворяются, ожидания оказываются неоправданными, и возникает благоприятная почва для недовольства и протестов.
«Здесь все понятно, – с иронией отметил ведущий программы телеканала «Россия», – не можешь созидать – протестуй. Не можешь учиться – тоже протестуй. И так выходит, что у нас система высшего образования — конвейер, создающий недовольных».
А либеральная оппозиция, профессора-либералы пытаются оседлать это недовольство, искусственно раздуть его и направить против власти.
?>