Как снять оффшорное проклятие?
В своём недавнем выступлении на VI международной научно-практической конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития» в Плехановском университете советник президента РФ по вопросам региональной и экономической интеграции не только озвучил потери России от оффшоризации экономики и утечки капиталов, но и наглядно показал, что означают они для страны.
20-30 триллионов рублей – «это как раз тот объём средств, который нужен для поддержания стабильного экономического роста», отметил президентский советник. При этом Сергей Глазьев фактически напомнил ряд тезисов известного проекта мер по защите российской экономики, разработанного специалистами РАН и представленного президенту страны ещё в начале прошлого лета. Показательно, что за прошедшее время актуальность академического доклада ничуть не снизилась, что нашло подтверждение даже в ходе дискуссий на не столь давнем Гайдаровском форуме, где бал правили сторонники оголтелого экономического либерализма, явно заскучавшие под выступления Евгения Примакова и того же Сергея Глазьева. Но конференция в Плешке разительно отличалась от либеральной тусовки с традиционным контекстом.
Серьёзный анализ тревожной ситуации в экономике со стороны Сергея Глазьева вполне корреспондировался с выступлением министра регионального развития Игоря Слюняева, который убеждён, что вертикаль власти вовсе не предполагает того, чтобы заботы центра были просто спущены вниз – в регионы. И отнюдь не случайно председатель Совета директоров «ВТБ Страхование» Михаил Задорнов, старый соратник Глазьева, фактически солидаризовался с ним в оценке методов работы многих отечественных банков, беззастенчиво наживающихся за счёт добросовестных вкладчиков и получателей кредитов.
В связи с этим можно напомнить, что из уст советника президента РФ уже не раз звучали предложения жёстко разграничить расчетную и посредническую функции банков. Кроме того, Глазьев и Задорнов давно настаивают на том, чтобы ввести стопроцентное резервирование депозитов в организациях, осуществляющих платежи. В качестве компенсации таких ограничений кредитные организации должны получить доступ к прямому рефинансированию в Центробанке на 3–7 лет. Такие сроки соответствуют производственному циклу большинства российских заемщиков, а с учётом прямого доступа к средствам ЦБ можно рассчитывать существенное снижение кредитных ставок, что и должно обеспечить насыщение экономики свободным и недорогим финансовым ресурсом.
Ещё одна хорошо известная идея президентского советника касается перераспределения природной ренты и изменения способа ее изъятия – от налогового механизма к коммерческому.
Одним из наиболее перспективных неналоговых механизмов Сергей Глазьев считает изъятие ренты на основе соглашений о разделе продукции. Напомним также, что Глазьев не раз предлагал более активно использовать при регулировании внешней торговли меры по ужесточению валютного контроля, аналогичные тем, что применяло правительство Примакова сразу после дефолта - в конце 1998 года.
И всё же отнюдь не примитивная нехватка средств, по мнению советника президента, лежит в основе нынешних проблем отечественной экономики. Наращивание инвестиций в новейшие технологии – вот что, на его взгляд, должно стать главным способом перехода России к новому экономическому укладу. Однако в условиях сильнейшего оттока инвестиций, сломить ситуацию помогут только крайне оперативное и необратимое рефинансирование экономического роста и деоффшоризация, убеждён Глазьев. И то и другое может потребовать самого жёсткого администрирования, что на взгляд тех же либералов от экономики, просто недопустимо. Однако, именно такая форма участия государства в регулировании экономики, а вовсе не примитивное вхождение в капитал или же в прибыли, и даже не пугающая многих перспектива деприватизации, способна дать быстрый позитивный эффект.
Не случайно Глазьев отметил, что одновременно предприятия должны получить возможность брать дешевый и длинный кредит для своего развития.
Пока, как отметил советник президента, такая возможность есть только у горнодобывающего и химико-металлургического комплекса, и этого явно недостаточно для экономического подъема.
Остаётся лишь добавить, что сегодня Сергей Глазьев остаётся чуть ли не единственным среди экономистов-младореформаторов эпохи 90-х, кто сохранил авторитет в профессиональной среде. Его деятельность в сфере реальной экономики, в отличие от большинства коллег, практически никогда не сопровождалась глобальными просчётами или скандалами. Не случайно он совмещает пост президентского советника с должностью руководителя Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
К его мнению не мешает прислушаться.