Если мы такие умные…

Существует множество определений человеческого капитала. Большинство экономистов считают, что в широком смысле он состоит из приобретенных людьми знаний, навыков, способностей, мотиваций, нравственных ценностей, запаса здоровья и энергии, которые способствуют их творческой и производительной деятельности. Уровень же национального человеческого капитала зависит от вложения средств в образование, здравоохранение, науку, культуру и другие нематериальные сферы. Так что же с нашим капиталом развития?
До середины прошлого века нематериальные сферы считались исключительно затратными и не были приоритетными. С началом третьей промышленной революции отношение к ним стало меняться. В 1961 году Теодор Шульц подсчитал, что в экономике США доход от человеческого капитала больше, нежели от капитала физического. За свое открытие он удостоен Нобелевской премии по экономике.
Развитие электроники, информационных технологий и автоматизации предъявило новые требования к человеку труда. Стал расти спрос на знающих, умных и креативных инженеров, программистов и дизайнеров. Центр получения прибыли начал смещаться из этапа конечного производства на этап разработки, дизайна, маркетинга (доля, скажем, трудовых затрат при изготовлении iPhone или iPad в Китае составляет лишь около 5% от их общей стоимости).
Отсюда возникла потребность увеличить инвестиции в образование, здравоохранение и науку. Наступает время экономики, основанной на знаниях, или, как говорят, экономики знаний. В ней выигрывает не тот, кто владеет производством продукта, а тот, кто лучше организует его разработку благодаря высокой квалификации, творчеству, инновациям и инженерной культуре.
Естественно, появилась масса способов оценки человеческого капитала. Уже более 25 лет под эгидой ООН рассчитывается индекс человеческого развития (ИЧР) на основе сопоставлений трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, валовой внутренний продукт на душу населения и качество образования.
Россия в списке 187 стран по итогам 2014 года занимает 57 место. Это выше среднего уровня, по соседству с Оманом и Болгарией. Такое невысокое место связано в первую очередь со средним уровнем доходов населения (51 место в мире) и очень короткой продолжительностью жизни в сравнении с другими странами.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2013 год, Россия находится на 122 месте в мире из 194 стран по средней продолжительности жизни.
Уровень образованности по ИЧР оценить очень трудно, поскольку в данном случае он оценивается по продолжительности обучения, что не позволяет судить о его качестве.
Гораздо симпатичнее Россия выглядит в рейтинге стран мира по Индексу развития человеческого капитала 2015 года (Human Capital Index 2015), который рассчитала аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) в сотрудничестве с Международной организацией труда (МОТ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting.
В прошлом году Россия в этом рейтинге заняла 26 место между Чехией и Кипром среди 124 стран, поднявшись с 55 места в рейтинге 2013 года. Такой крупный скачок получился в результате изменения методики подсчета рейтинга, в котором более точно учитываются 46 показателей, объединённые в четыре группы: образование и профессиональная подготовка; здоровье, физическое и психологическое благополучие; трудоустройство и занятость; инфраструктура, правовая защита, социальная мобильность.
Самые высокие оценки Россия получила по доступности образования в любом возрасте, однако отстала от многих стран с сопоставимым уровнем экономического развития по всем другим критериям, таким как качество рабочих мест, возможности развития на рабочем месте, доступ к повышению квалификации, качество здравоохранения, социальная мобильность. Понятно, что и короткая продолжительность жизни сильно тянет Россию вниз во всех рейтингах.
Качество предоставляемых системой образования услуг общего образования подтверждается международными сопоставительными исследованиями (PIRLS, TIMSS и PISA), в которых Россия участвует с 1991 года. Оценивается не только состояние и тенденции развития общего образования, но и особенности обучения, качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, выработанных международным сообществом.
Так, российские учащиеся 15-летнего возраста демонстрируют результаты ниже средних в сравнении со странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по читательской, математической, естественнонаучной грамотности, хотя выпускники начальной школы имеют самые высокие результаты и положительную динамику по сравнению со средними международными показателями.
Результаты исследования показывают, что Россия в 2014 году занимала среди 74 стран мира 31–39 места по математической грамотности, 38–42 - по читательской, 34–38 по естественнонаучной.
Российские молодые люди в возрасте 15 лет заметно отстают в умении применять школьные знания в жизни, однако их функциональная грамотность - математическая, читательская, естественнонаучная – растет последние 10 лет.
Что касается высшего образования, то, по переписи 2010 года, его имеют 23% жителей России, неполное высшее – 5% (в 2002 году диплом о высшем образовании имели 16%). Среднее профессиональное образование получили 31% россиян, начальное профессиональное – 6%. В Москве процент людей с высшим образованием выше – 42%, среди москвичей 30-35 лет высшее образование есть у 57% (в России в целом - 37%).
Иные эксперты приходят к выводу, что у нас слишком образованное население, и две трети, если не три четверти молодых россиян не готовы работать руками. По закону же спроса и предложения, если образованных людей слишком много, их востребованность снижается.
При этом за прошлый год число бедных (людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума) в России выросло с 16 до 19 миллионов человек. Вряд ли образование им поможет.
На бытовом уровне умным считается тот, кто много знает. Часто задают известный классический вопрос: если мы такие умные, то почему такие бедные? На самом деле, вопрос бессмысленный, поскольку нет прямой связи между этими понятиями, каждый из нас в жизни видел богатых умных и наоборот. Поэтому ответить на этот надуманный вопрос невозможно, но подумать над ним полезно, чтобы понять, какие факторы влияют на благосостояние.
Понятно, что ум - это не только знания, но и сообразительность, смекалка, критичность, изобретательность, гибкость, интуиция, широта, глубина, самостоятельность. В зависимости от типов деятельности люди пользуются разными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим. Есть еще и творческое мышление или, как сейчас модно говорить креативное.
В российской школе учеников по складу ума, сильно не углубляясь в проблему, просто делят на гуманитариев и технарей.
Главная беда российского образования в том, что оно дает очень много знаний, часто избыточных, но совершенно не учит, как их применять на практике и в реальной жизни.
Сейчас не хватает квалифицированных рабочих, инженерно-технических специалистов, нет системы непрерывного образования, отсутствуют стимулы к самообразованию. Пока еще выручает старая гвардия рабочих и инженеров высокой квалификации, но они уже предпенсионного или пенсионного возраста. А что дальше?
Опыт многих стран показывает, что модернизация экономики и общества начинается с развития высшего образования.
Образовательная модель в России явно устарела, сегодня качеством образования недовольны все: и ученики, и учителя, и работодатели, 60% которых считают квалификацию сотрудников критически недостаточной.
Нужно контролировать результат образования, а не процесс, создавать конкурентную среду для преподавателей и за это поощрять вузы в виде госфинансирования, – считают эксперты.
Не один год мы слышим с самых высоких трибун уверения о ключевой роли человеческого капитала для будущего страны. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев осенью прошлого года опубликовал даже программную статью «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы».
В социальной сфере он выделил такие тренды, как «глобальная конкуренция за человеческий капитал», формирование нового социального государства и рост неравенства. «Главное условие, без которого не найти адекватный ответ на вызовы нашего времени, на растущий уровень неопределенности и вариативности, – стимулирование творчества, предприимчивости, непрерывности образования», – подчеркивал он.
Даже министр финансов РФ Антон Силуанов, работа которого в основном состоит в экономии или сокращении бюджетных расходов, в ноябре прошлого года заявил о том, что больше средств надо направлять на инфраструктуру, больше средств надо направлять на человеческий капитал… Нужно выбирать самые эффективные (расходы), которые влияют на экономический рост», - сказал министр.
С ним согласна и глава Банка России Эльвира Набиуллина, представляя прошлой осенью «Основные направления денежно-кредитной политики на 2016-2018 годы»: «Сейчас нужны структурные изменения, которые создадут стимулы для развития экономики: перераспределения ресурсов в более конкурентоспособные сегменты, развития импортозамещения, несырьевого экспорта, новых технологий, повышения уровня человеческого капитала», – отметила главная банкирша страны.
Сейчас уже не стоит вопрос, как улучшить ситуацию, скорее, как избежать социальной деградации. Согласно статистики, за последние годы расходы на здравоохранение снизились на 20%, на образование – на 15%.
И в бюджете на этот год эти социальные расходы по-прежнему снижаются ради бюджетного равновесия, хотя многие страны успешно использовали инвестиции в человеческий капитал как эффективную антикризисную меру.
Сегодня на всех уровнях власти говорят о необходимости импортозамещения. Но в качестве базы для его развития, в первую очередь, нужен человеческий капитал, люди, способные своим талантом и энергией воплотить в жизнь эффективные научно-технические разработки, освоить выпуск новой продукции. Но обсуждаемый сейчас антикризисный план этого опять не предусматривает, он решает лишь сиюминутные проблемы.