Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
1 февраля 2023
Язвительные братушки

Язвительные братушки

Один из плюсов Сербии – здесь ты вообще не чувствуешь себя иностранцем
Петр Давыдов
24.01.2023
Язвительные братушки

Доброе, даже почтительное отношение сербов к «братушкам», заставляет самих русских, увы, не склонных к проявлению теплых чувств к соотечественникам при встрече за границей, уважительно, а то и радостно приветствовать друг друга. Мой кум из Косово заявляет в таких случаях: «Чтобы полюбить Россию, русские должны ездить в Сербию».

Наше отношение к собственной стране и народу действительно нуждается в корректировке. Градусов на 180. Честное слово, ни один народ, по моему опыту, а он у меня богатый, не выливает столько помоев на свой дом, как это делаем мы. Говорю на нескольких языках, общаюсь частенько с самыми разными людьми – ни разу не слышал от немцев каких-нибудь, французов, шведов или чехов что-либо презрительное в отношении своего отечества. Да, не без трудностей, да, руководство – дрянь, но наш народ – самый что ни на есть замечательный и хороший. И когда в ответ на это собеседники слышат: «отсталая, варварская страна», «тупой народ», «страна без будущего» и т.п., они откровенно недоумевают, до какой же степени человек может ненавидеть самого себя. Общение автоматически свертывается, а если и продолжается, то уже, в зависимости от культуры собеседников, в стиле «господин – холоп»: человек, знающий себе цену, снисходит до презрительно-удивленного диалога с кричащим на весь свет о своей неполноценности субъектом. Много раз видел – так себе впечатление.

Но сербы ж – не абы кто. Если какая идея, чувство в них сидит крепко, то хоть ты разбейся, но они упрямо, настойчиво, медленно, но верно будут тебя к этому чувству приучать. Есть у них такое понятие на Балканах: «инат». Это не просто упрямство, упертость, твердолобость – это какая-то квинтэссенция доброй (часто) уверенности, что всё будет хорошо, несмотря на то, что всё плохо. Из таких добрых упрямств – отношение, скажем, к Косово и Метохии.

Можно сколько угодно твердить о «независимости республики Косова», трясти бумажками с печатями, строить военные базы – эти «инаты» все равно будут считать Косово своей духовной родиной, пусть хоть сто лет пройдет. К таким же точно убеждениям относится и доброе отношение к России – это сербы доказывают в течение столетий.

Ни турецкое иго, ни Германия с Австро-Венгрией, ни переворот 17-го, ни Сталин с Тито, ни бедняга Ельцин с Клинтоном ничего не смогли поделать. Даже странно, честное слово. Но и радостно, хотя мы, положа руку на сердце, такой радости не всегда заслуживаем.

– Я люблю Россию, конечно. Но, знаете, без русских. Без русской культуры, в смысле. Да и нет у русских культуры. Так – быдло. Как перевести «быдло» на сербский? – обращается ко мне девушка лет 20-ти. Не без гордости, ожидая, видимо, какой-то зависти, рассказала, что переехала в Будапешт и наслаждается цивилизованной Европой – без быдла и всякой там «русской культуры», которой на самом деле и не существует вовсе.

Я молчу и молюсь, чтобы собеседники-сербы, собравшиеся за столом, затруднились с дословным переводом. Зря надеялся. Сама атмосфера переменилась. Взгляды собеседников стали какими-то стальными. Музыка, понятное дело, стихла: Бобана, хозяйка, решила проверить, не ослышалась ли, и в полной тишине попросила девушку повторить свои слова. Честно, мне стало немного не по себе. Знаю я этих сербов. Всё, – думаю, – сейчас начнется. Пропала девка из цивилизации.

Но – нет: колотить мадемуазелей у сербов не принято, хоть это и нарушает гендерное равноправие. Бедняга начинает мяться, понимает, что ляпнула что-то совсем уж не то, бормочет под пристальными взглядами про «я не совсем это имела в виду». Взгляды впиваются уже в меня: «Соотечественница твоя?» «Да-да-да, – заторопилась девушка, вдруг позабывшая про Будапешт, – мы из России! Русские мы». «Точно, – говорю. – Все так. Почти».

Тут дал о себе знать все-таки южный темперамент. «Ты в какой школе училась, подруга? Читать умеешь? Книжки всякие, там буквы есть? Глаза-уши у тебя вроде на месте – художников и музыкантов русских не назовешь? Что творится в ваших школах?» Наперебой звучали имена-фамилии наших писателей, музыкантов, художников, военных, святых. Бобана, молодец, остановила этот мощный, но несколько агрессивный поток взмахом руки: «Всем цыц! Смирите се! Видите же, что напугали девчонку. Ну, сморозила глупость. Тут надо по-другому». Интересно, думаю, что еще в арсенале припасено.

Оказывается, все просто: вместо ожидаемой радостной вечеринки в течение трех примерно часов в кафе на берегу Дуная шла лекция, посвященная русской культуре и истории в исполнении нескольких сербских студентов и их преподавателей. Самые расположенные к веселью сначала поникли головой, и «этой недорусской из Будапешта» досталось еще красноречивых взглядов, но, когда слово взяла Бобана, как оказалось, кандидат исторических наук, даже самые рассеянные встрепенулись.

Не буду пересказывать лекцию, выступления, споры, к тому времени ставшие дружелюбными.

К своему радостному удивлению понял, что наша молодежь совсем не пропащая. Под «нашей» я имею в виду всех – и сербов, и русских. Поразили не столько знания студентов, сколько их способность и желание развеивать мифы о своих народах.

Хорошая способность. Заразительная, между прочим: далеко за полночь, когда все уже порядком устали, порядком пристыженная жительница Будапешта пообещала читать побольше. «Хотя бы Пушкина», – пожелали ей сербы. В качестве компенсации за несостоявшуюся вечеринку нарыли где-то старые песни и провожали ее под «Медаль за город Будапешт». Язвительные какие братушки! Наши люди.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
24.01.2023 20:24
Как русская может всерьёз утверждать, что русские быдло и что у них нет культуры?!
ус
24.01.2023 15:31
быдлом называют людей те кто сам быдло,но хочет считать себя евр-опейцем

Эксклюзив
30.01.2023
Николай Андреев
Фонд Сахарова признан нежелательной организацией.
Фоторепортаж
30.01.2023
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее в Москве проходит выставка, посвящённая Транссибу.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..