Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Гуд-бай, Америка…

Гуд-бай, Америка…

Мысли, навеянные «важнейшим из искусств» для народа – кино
Борис Осьмиков
18.09.2023
Гуд-бай, Америка…

Насколько далека британско-американская модель поведения общества от русской, и, в более широком смысле, российской, особенно заметно в массовой культуре.


Взять хотя бы схожие по тематике один из последних нашумевших российских сериалов «Два холма» и не менее нашумевший американский блокбастер «Барби», оба снятые дерзко, смело, изобретательно. Российским сценаристам удалось соблюсти баланс – сериал цепляет мужские и женские предрассудки, высмеивает и дремучую маскулинность и оторванных феминисток, поддевает и власть, и общество, препарирует общественные стереотипы, достаётся от него и мэрам, и простым горожанам. На выходе получается довольно-таки симметрично и конструктивно. Продукт Made in Barbiland выхолощен и зловещ, предельно публицистичен, сатира на американский мир предлагает, словно работница с низкой социальной ответственностью, нам свои «ласки», но наш зритель в них уже не нуждается.

барби.jpgПричины подобных расхождений в нашем мировосприятии заложены в самой истории. Америка в XIX-XX веках усиленно богатела, США верили в Бога и упорно трудились, отодвигая фронтир. Труды Макса Вебера, который определил богатство как божественное благо, объясняли мотивацию пассионариев со всей Европы, потянувшихся на край света. Выгодная география помогла США – они разжирели и разнежились, а на рубеже тысячелетий принялась совеститься и каяться, вставать на колени и выпячивать неприличное. Что привело к этому? Виной всему, конечно, деньги. Однако любой серьёзный бизнесмен скажет, что выше денег идея: быть впереди планеты всей. А это – испытать неизведанное. Первым всегда достаётся «по полной». А потому у СССР и США – судьбы в чем-то схожие. Обе страны идейно были первыми – каждая на своём треке. Но на опасном повороте Россия сбросила с себя СССР, а США, беременные схожими проблемами, пока что нет.

Общее название для ловушки, в которую попали обе страны – это сакрализация обыденного. СССР замкнулся железным занавесом от критики марксизма-ленинизма, похерив смену руководства, оторвавшегося от реалий, отчего медленно загнил со стороны элит. США же обожествили понятие свободы до такой степени, что их священная корова – «свободная конкуренция» – перестала давать молоко: сколько ни дои её шустрыми пальцами активизма, сколько не умащивай благотворительностью и социальной политикой.

Крах США пока отсрочен, но обусловлен тем, что свобода имеет границы, определяемые волей. А для американского общества вцепиться в свободу оказалось вцепиться в свободу наслаждения, свободу от греха.

Дальше безудержное наслаждение, освоив естественное, переползает на неестественное. Отсюда все эти социальные аномалии, культивируемые на Западе, все эти сотни гендеров и парады прайдов с прицелом на юнцов, т.е на будущее страны.

Однако в историческом разрезе мы знаем американцев не только горсткой дрожащих овец, которых в последнее время подгоняют к краю пропасти зловещие пастухи, но и как нацию пионеров, строителей нового мира на основе истинных человеческих ценностей – труда и свободы в культуре добра и любви. Протестантизм рассматривал Новый Свет как пространство для строительства божьего «Града на Холме», нового мира на новой земле. И сегодня перед североамериканским обществом всё более обостряется вопрос выбора – оставлять себе культуру страха и дерзости, культивировать неестественность как прогрессивность или трансформироваться в нечто более здоровое и способное к развитию.

Американец верит, что есть «плохие парни» и ему всё активнее продвигают эту мысль, расширяя это понятие до уровня государств и наций. Подстегнули эту примитивную модель чёрно-белого восприятия мира и общемировые тенденции ХХ века: высокий уровень медицины и неизбежное нарастание «плохих генов» в популяции привели к тому, что жить становится легче, а человек становится слабее. И жить удобно, комфортно, в том числе и в своих представлениях о мире – единственно, что ему по силам.

Инфантильный взгляд на мир неплохо уживается с трансгендерной повесткой «расширения свободы наслаждений», которая признаёт неестественные вещи естественными, а вследствие повышенной активности людей, страдающих нарушением влечений, даже и желательными.

Бросается в глаза ещё одно наше отличие от западной культуры. И тут опять зеркало – кино. В российском кинематографе до сих пор не прижился культ нечисти. Нам чуждо любование злом, чуждо смакование ужасов, а если оно и есть, то в ограниченной мере, в детском его изводе – словно котёнку Гав на чердаке грозовой ночью.

В США все фильмы ужасов родом исключительно из глубинной «кинговской Америки», народной кукурузной глубинки. Объяснить подобное можно было бы детской психотравмой.

 

Но отличия в менталитете обусловлены не только тепличным существованием советского человека. Да, советский человек испытывал гораздо меньше стрессов, чем типичный американец, однако корни неприятия инфернального лежат и глубже — в православии, старообрядчестве, сказании о светлом граде Китеже, в русском Севере, а, с точки зрения палеосоциологии, в повышенном внимании к чаяниям территориальной общины, которая веками господствовала в архаичном, а потом и в крестьянском русском обществе. Элита же, напротив – со времён Петра I жила с оглядкой на Запад. В конце концов, это и стало одной из причин той же Октябрьской революции.

Потом были семьдесят лет СССР, в течение которых мы пережили энтузиазм народных строек, рывки пятилеток, чудовищное напряжение войны, чаяния оттепели, стабильность застоя, надежды перестройки...

Тридцать лет и три года Илья Муромец сидел на печи, примерно столько же мы хотели быть прилежными учениками, но «учитель» пренебрегал и издевался над учеником.

Сейчас сложилась ситуация, сравнимая с революцией. Если не брать первые сорок пять лет советского периода, мы впервые за 400 лет разводимся с Западом, впервые их мнение о нас – нас не волнует. Ни с точки зрения народа, который всегда был себе на уме, ни с точки зрения (а вот это уже в новинку!) элит.

В то же время, уже имея советскую прививку от изоляционизма, имперскую от сословности и новую от эпигонства, у нас есть надежда на устойчивое развитие, поступательное движение к социальному государству без перекосов в ту или иную сторону.

Иные политики восклицают: «Они понимают только силу!». А что ещё могут понимать люди? Сила – понятие, на котором держится этот мир. Сила красоты, сила любви, сила истины. Сила обеспечивает победу и дальнейшее выживание. Кто проиграл, того нет, тот катится в яму забвения. Другое дело, что силы бывают разные. Например, в христианстве и сам дьявол – это отколовшийся от Целого, возомнивший, что он и есть Целое. Христос явил, как сильна «слабая сила». Как люди, объединённые верой, могут быть многократно сильнее любого тирана. Праведная сила в целостности. Человечество тоже целостно и все варианты построить рай для отдельно взятого человека, нации или даже половины мира обречены на провал. Нет рая без последнего праведника. А движение вместе обеспечивает только мягкая сила. Поэтому и ею воздействовать на других нам ещё придётся, вылечивая от того, о чём сказано в недавней речи президента РФ: «Любая идеология превосходства по своей природе отвратительна, преступна и смертоносна».

Бороться придётся и со стилем «простых решений», с жанром фэнтези в реальной политике. Самое простое решение в стиле – это «пролив имени Сталина». Сложное и правдоподобное, несмотря на подготовку к войне – жить в мире, спорить и побеждать. Но побеждать не людей, а идеи – ведь именно идеи питают, как больное, так и здоровое общество. И в зависимости от того, какая идея созреет в обществе, такое у него будущее.

Свойство здоровых обществ в том, что они рано или поздно перемалывают свои комплексы, учатся работать со своей «тенью» и в конечном итоге реанимируются.

Тот сострадательный посыл, который заставил американцев сочувствовать псевдорадужным девиантам, а на деле привёл к вакханалии и засилью ЛГБТ, имеет шанс перемолоть их т.н. повестку и в конечном итоге взять верх над неестественностью. Но масса ошибок в управлении, теневые силы финансистов вполне могут столкнуть эту мировую державу в гражданскую войну. Надо ли нам, чтобы на месте США дымились ядовитые развалины? Нет, конечно. Мы оттолкнулись от бывших партнёров, и в свете этого уже определившегося «большого курса» не станем ни пенять, ни ссылаться на Запад,

И традиция нам в помощь. Ведь именно в ней аккумулированы ценности и мудрость народа, без которых невозможно воплотить потенциал развития. Именно это дерево даёт драгоценные ростки, воплощающиеся в новых идеях и начинаниях.

А комплексная советская и имперская прививка поможет пройти через период «медленной революции», в ней наша надежда на светлое будущее. Там нас ждёт космос, гармоничное сосуществование с природой и радость нового плодотворного созидания на благо личности и здорового общества. Где всем есть своё место.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Тренд
19.09.2023 15:22
Наивно и чересчур оптимистично. А может, сейчас так и надо? Чтобы дошло.
ус
18.09.2023 14:58
хорошая статья,НО многие фильмы в России продолжают снимать по пиндос схемкам,в сми восторгаются примитивизмом типо их Оскарика,а федеральные ежедневно пичкают людей их примитиной мерзостью.Хватит восторгаться примитивизмом,бескультурием и чванством плебеев
елена
18.09.2023 11:45
Интересный текст. о том, что волнует всех, но о чем не говорят. Какими мы формируемся в настоящий момент? Ясно, что другими.Но просто отталкивание, без конструктива дает пустоцвет. Украина тому пример.Что бы за нами пошли другие. мы сами должны понимать куда мы движемся. Традиция -о.к. Справедливость - ок.
Автор пишет:В то же время, уже имея советскую прививку от изоляционизма, имперскую от сословности и новую от эпигонства, у нас есть надежда на устойчивое развитие, поступательное движение к социальному государству без перекосов в ту или иную сторону.
Это не программа.Это "социальное государство" каждый будет трактовать как ему выгодно. А идеологии мы боимся. И кто и как будет определять маршрут нашего движения?

Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.