Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 ноября 2025
«Древнегреческий шпион»

«Древнегреческий шпион»

Почему взгляды философа-евразийца Льва Карсавина так актуальны в наше время
Владимир Малышев
12.11.2025
«Древнегреческий шпион»

 – Какими иностранными  языками владеете?

 – Латынь, древнегреческий, французский...

– Достаточно. Вы признаете себя латинским и древнегреческим шпионом?...


Такой вопрос задал в 1949 году русскому философу Льву Карсавину следователь МГБ в тюрьме Вильнюса, когда он был арестован.


«Возможно, догадливый следователь МГБ был в чем-то прав, – говорится в книге «Личное дело» петербургского писателя Игоря Савкина. – Высокое право быть в середине ХХ века "древнегреческим шпионом" еще надо заслужить. Настоящий историк всегда шпион: шпион прошлого, разведчик будущего. Русское евразийство, одним из идейных руководителей которого был Карсавин в Париже сравнительно короткий период во второй половине 1920-х годов, получило второе дыхание во второй половине ХХ века в лице другого "евразийского" Льва, Льва Николаевича Гумилёва».

Бурный ренессанс через сто лет в 2025 году переживает евразийская тема «поворота на Восток» и формирование глобальной цивилизации «Большого Юга», пишет в предисловии к своей книге Игорь Савкин. Это – сборник статей его самого и других авторов, посвященных драматической судьбе выдающегося русского мыслителя, идеи которого сегодня как нельзя актуальны. Книга посвящена вековому юбилею Русского Евразийства, влиятельному идейному (и не только идейному) движению в русской эмиграции 20-х–нач. 30-х годов XX века, имевшему многочисленные филиалы и своих представителей во многих странах Европы.

По роду профессиональных занятий ее составитель разрабатывал тему Евразийства в течение ряда лет на кафедре истории русской философии философского факультета СПБГУ. В том числе в годы написания кандидатской диссертации «Лев Карсавин и Русское Евразийство». Им были исследованы эмигрантские фонды в Петербурге, Москве, Таллине, Риге, Вильнюсе, Варшаве, Париже, Берлине, в том числе архивы семьи Льва Карсавина. Осуществлены несколько важных публикаций, проведены международные Карсавинские чтения в Вильнюсе, Петербурге, Дижоне. Игорь Савкин участвовал в в качестве научного консультанта в сьемках двухсерийного документального фильма «Любовь и смерть Льва Карсавина».

«В русском Евразийстве, – напоминает он, – было два Льва: Лев Карсавин ознаменовал собой пик успешной идейной работы Русского Евразийства, Лев Гумилев – преемник и продолжатель традиций Русского Евразийства. Учитывая сложные и драматичные обстоятельства их жизни и творчества, допускаю что многое так и не было опубликовано или высказано публично, поэтому стоит прислушаться к "молчанию Льва", к шуршанию архивных страниц, приготовиться к встрече с неожиданными открытиями…. А название книги «Личное дело» я отношу прежде всего ко множеству пронумерованных "Личных дел" Льва Карсавина, начиная с 1922 г., а также Василия Сеземана, многих других лиц из их окружения».

Лев Платонович Карсавин родился в семье актёра балета Мариинского театра. Брат легендарной балерины Тамары Карсавиной. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Преподавал в Историко-филологическом институте, где стал профессором, а позднее -  в Петербургском университете. Участник петроградского «Братства Святой Софии» (1918—1922). Был одним из членов-учредителей Вольной философской ассоциации. В 1920 году один из учредителей издательства «Петрополис», один из учредителей и профессоров Богословского института. В 1921 году избран профессором Общественно-педагогического и правового отделений факультета общественных наук Петроградского университета, председателем Общественно-педагогического отделения.

В августе 1922 года Карсавин был арестован и приговорён к высылке за границу без права возвращения. Освобождён незадолго до высылки. Но в ноябре 1922 года ученого все-таки выслали из СССР на так называемом «Философском пароходе» вместе с группой из сорока пяти других выдающихся деятелей науки и культуры России в Германию

 В Берлине Карсавин был избран товарищем (то есть заместителем) председателя Бюро Русского академического союза в Германии, стал одним из организаторов, затем сотрудником Русского научного института. С 1926 года жил в Кламаре под Парижем. Примкнул к евразийскому движению: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия» и её ведущим автором, участвовал в евразийских сборниках.

В конце 1927 года получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете в Каунасе. После присоединения Литвы к СССР остался в стране. С переводом гуманитарного факультета университета в Вильнюс (1940) стал профессором Вильнюсского университета. В 1944 году советскими властями отстранён от преподавания в Вильнюсском университете, уволен с работы. А в 1949 году Карсавин был снова арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и в якобы подготовке свержения советской власти. В марте 1950 года приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Умер от туберкулёза в спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь Коми АССР.

Карсавин ненавидел большевиков, но при этом он ясно понимал, что все же они – куда меньшее зло для России, чем захватившие власть в феврале 1917 года либералы. Ведь достаточно напомнить, что чуть ли ни все члены Временного правительства были прозападными масонами.

В 1922 году, еще до высылки за границу в своем труде «Философия истории» Карсавин с иронией писал:  «Удивительно, как просто все объясняется врагами и критиками большевизма. – Прибыло из-за границы (да еще в запломбированных вагонах) несколько десятков оголтелых тупиц и преступников. Стали эти преступные тупицы "сеять смуту", собирать вокруг себя уголовных преступников и дезертиров, льстить инстинктам армии и толпы, и, в конце концов, подчинили себе великий многомиллионный народ…

Мы не утверждаем, что большевики – идеальная власть, даже – что они просто хорошая власть. Но мы допускаем, что они – власть наилучшая из всех ныне в России возможных. До самого последнего времени русский народ их поддерживал. Это не значит, что он их нежно любит: он их поддерживал, как неизбежное и наименьшее зло. Никакой цены нет за безответственными и огульными ссылками на то, что большевиков все ругают, что "мужики" их ненавидят, чиновники обманывают, интеллигенты презирают. Во всех этих опорочиваниях, поскольку они не преувеличены и не являются незакономерным общением, много и лукавства, и свойственной русскому человеку любви "почесать язык" и побранить власти предержащие. Правда, с другой стороны, ненависть к большевикам и опорочивание их обладают глубокими основаниями, и нельзя закрывать глаза на отрицательные черты большевистского режима. Для большевиков в высокой степени характерны большое невежество, "необразованность" в самом точном смысле этого слова, наивная вера в правильность и осуществимость рассудочных построений, деспотизм и нетерпимость фанатиков, беспринципность, лукавство и лживость, одним словом, некоторые, к сожалению, распространенные в русской интеллигенции и русском народе свойства.

Можно, с разных сторон подходить к большевизму. Здесь я остановлюсь лишь на одной. По существу своему политика большевиков была если и не лучшим, то, во всяком случае, достаточным и, при данных условиях, может быть, единственно пригодным средством для сохранения русской государственности и культуры. Они уничтожали "бар" и живших по-барски, носителей культуры. – Они ли? Не являются ли большевики лишь организаторами стихийной ненависти и воли темных масс? Большевики были беспощадны и бессмысленно жестоки, но, может быть, только благодаря им не произошло поголовного истребления культурных слоев русского общества; может быть, они скорее ослабили, чем усилили порыв стихии, обоснованием и оправданием ненависти ввели ее в некоторое русло».

Так не является ли такая точка зрения Карсавина основанием для примирения не утихающих споров в нашем обществе, которое до сих пор расколото по отношению к тому, как нам относиться к СССР и итогам большевистского переворота октября 1917 года?

Если уж сам такой выдающийся философ, от рук большевиков погибший, считал, что тогда именно большевики спасли Россию и ее самобытную культуру от гибели?

Как считают идеологи Евразийства, Россия резко отличается от «океанических» держав, цветущее благосостояние которых основано на морской торговле, колониальных захватах, неэквивалентном обмене. Раскинувшаяся между трех океанов, Россия, указывают они, имеет океан внутри себя, она сама является Океаном, «великим рождающим», гранью мира. Резко отличается и ментальность населяющих Россию–Евразию народов, их мироощущение, когда «чувству моря» (или, что то же самое – «чувству леса») противостоит континентальное «чувство степи», ощущение безграничной широты пространства. Именно Россия, Евразия сегодня – главный противовес однополярному миру, который отчаянно пытаются сохранить англосаксы.

Именно это и было в конечном итоге причиной и всех военных конфликтов нашей современной истории, когда «океанические державы» пытались покорить странный и непонятный им континент – Евразию и, прежде всего Россию. Что они пытаются сделать и сегодня, воспользовавшись конфликтом на Украине.

Концепция Евразийства и роли в ней нашей страны сейчас, как никогда, актуальна. Именно поэтому идеи Льва Карсавина активно развиваются, но уже не только в плане научных дискуссий, а в рамках практического укрепления сотрудничества России с государствами евразийского континента.

Президент РФ Владимир Путин, приветствуя 30 октября участников XVIII Веронского Евразийского экономического форума, отметил, что российская инициатива Большого Евразийского партнерства направлена на взаимовыгодное сопряжение потенциалов стран.

«Такая совместная работа  важна с учётом особой роли  нашего континента в мировых  делах, в том числе в процессах  построения многополярного миропорядка. Именно в Евразии сосредоточены  основные центры экономического  роста, ключевые транспортные и  торговые маршруты. Хотел бы подчеркнуть, что российская инициатива Большого  Евразийского партнёрства направлена  на взаимовыгодное сопряжение  потенциалов всех расположенных  здесь государств и интеграционных  объединений», – отметил президент  РФ.

 

 Фото Делфи 



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ус
12.11.2025 15:08
Огромное Спасибо автору за замечательную статью о настоящем философе,который мыслил диалектически,а не враждебно и на мой взгляд лучше многих понял суть происходищих в то время перемен.Большевики были невежествены,жестокими,ну ясно откуда им быть утончённо образованными и добрыми ведь над народом издевались сотни лет.То ради какой то побрекушки для царевны в войну бросали(см.Зощенко) а то и еду с дочкой отнимали,рождённые штабс-капитанами младенцы из дворян.Хватит лгать про добренького царя и прочих...
Константин2
12.11.2025 12:29
Когда говорят о русской культуре, то вспоминают в первую очередь такие имена как Толстой, Достоевский, Чехов, Куприн, Бунин, Чайковский и так далее. И если сравнивать их с советскими авторами, то нельзя не заметить, что произошла банальная деградация. Выскажу свою точку зрения, возможно неправильную, что советская литература это уже не русская литература, и произведения многих советских авторов, даже тех, которые писали на русском языке, нельзя было назвать произведениями русских авторов, потому что даже язык был уже не тем, на котором писали дореволюционные авторы. Изменился язык, изменился менталитет, поменялось очень многое и изменения эти были в худшую сторону. Можно высказывать разные предположения, почему это произошло - русскими себя стали называть авторы, которые русскими не были, свою лепту в это вносила и политическая ситуация в стране, не способствовали творчеству и Союзы писателей, а еще незаслуженные комфортные условия, создаваемые для многих авторов, которые этих комфортных условий не заслуживали. Причин много, но то, что произошла банальная деградация - это очевидный факт...

К Дню Победы (1941-1945)
13.11.2025
Нина Катаева
В Москве открылся XIX МКФ «Русское зарубежье», посвящённый 80-летию Великой Победы
Фоторепортаж
07.11.2025
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась уникальная выставка, посвященная Великой Отечественной войне




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.