Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 мая 2024

«Домашка»

Депутатам Госдумы предложено принять закон об отмене в школе домашних заданий
Григорий Шехтман
04.08.2023
«Домашка»

Это явно популистское предложение с восторгом бы восприняли недоросли, не приученные к систематическому самостоятельному труду. Что же касается энтузиастов, ссылающихся на зарубежный опыт, где якобы домашние задания давно отменены, то им неплохо бы напомнить о распространенном за рубежом так называемом «перевернутом обучении», которое без домашних заданий просто немыслимо.

 

С «перевернутым обучением», о котором ниже пойдет речь, мне пришлось столкнуться гораздо раньше, но тогда оно так не называлось, и на революцию в технологии обучения отнюдь не претендовало. Но оно было именно таковым по существу. Было это, к слову, более полувека назад, когда ни гаджетов, ни видео-презентаций не было и в помине.

Во время учебы в Московском государственном университете курс теоретической механики читал нам доцент механико-математического факультета Григорий Иванович Двухшёрстов.

Григорий Иванович был участником Великой Отечественной войны, на которую пошел добровольцем и служил в главном морском штабе ВМФ. До войны он успел поработать в качестве и. о. декана математического факультета, а затем – проректором МГУ по научной работе. 

Студентов Григорий Иванович любил и хорошо знал их психологию. Его занятия с нами сводились, как правило, к решению задач, так как он полагал, что с теоретической частью курса мы вполне можем справиться дома и без него.

Когда решали сообща очередную задачу, и он видел, что студент у доски не справляется, то нетерпеливо брался за мел и продолжал уже ее решать сам, объясняя всё внятно и доходчиво.  По завершению курса предстояло сдавать экзамены, но он настоятельно просил экзамена не бояться, так как был спокоен за полученные от него знания и опыт решения самых разных задач.

В назначенный для экзаменов день и час  наша группа в полном сборе ждала доцента, но он все не приходил. Жил он в одном из секторов университета, и мы направили к нему своего старосту.  Вскоре тот вернулся и сообщил, что Григорий Иванович приходить на «какой-то экзамен» вообще не собирался. Дело в том, что в тот день у него был день рождения, и он очень огорчился оттого, что кому-то пришла в голову мысль устроить экзамен именно в этот день. После некоторых колебаний он все же попросил не расходиться, пообещав скоро прийти.

Вскоре появился Григорий Иванович в костюме и при галстуке. Он был в прекрасном настроении и, похоже, слегка навеселе. Всем студентам нашей группы он предложил войти в аудиторию, намеченную для экзамена. Для студентов такое предложение было неожиданным, поскольку они привыкли заходить к экзаменатору маленькими группками по очереди. Стали с интересом ждать – что будет дальше. А дальше доцент задал свой первый вопрос:

– Кто согласен получить  в зачетку «удовлетворительно», поднимите руки.

Полгруппы сразу же подняли руку вверх. Они в отличники никогда не стремились, и некоторые из них не вылезали из «хвостов», тратя время не на учебу, а на развлечения.

После ухода «троечников» оставшимся был задан следующий вопрос:

– Кто из вас согласен  на оценку «хорошо»? Давайте свои  зачетки, я вам ставлю эту оценку  за смелость.

После ухода очередной партии довольных оценкой студентов Григорий Иванович внимательно посмотрел на каждого оставшегося и сказал:

– Вы молодцы! Я помню, как вы корпели у доски и наверняка многому смогли научиться. Со спокойным сердцем я ставлю каждому из вас оценку «отлично». Очень надеюсь, что полученные знания и навыки по моему курсу вы сможете применять творчески в последующей своей деятельности.

Вся процедура «сдачи экзамена» не заняла и получаса. Григорий Иванович пошел домой продолжать праздновать свой день рождения. Кажется, что у него в тот день был не рядовой день рождения, а «круглая дата». 

Вернемся, однако, к «перевернутому обучению». Суть его состоит в том, что  в качестве домашнего задания учащиеся изучают теоретический материал, а урочное время используется для совместного с преподавателем выполнения практических заданий.

«Переворачивание» начинают изучать со знакомой для учащихся темы, по которой предварительно составляют презентацию (идеально – видео). После демонстрации видео, объясняющего концепцию «перевернутого обучения», выделяют время на то, чтобы ответить учащимся на их вопросы и научить их помогать друг другу.

Авторами технологии «перевернутого обучения» считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Боргманна (США). В 2008 году они стали записывать  видеоролики со своими лекциями и предлагать их своим ученикам для домашней проработки.

Вскоре технология эта получила признание в других школах и стала активно внедряться в практику преподавания, причем не только в школах, но и в университетах.

Примечательно, что, как пишут авторы этой технологии, первые видео были записаны из эгоистических побуждений: им надоело, что их мало кто слушает и что однотипную информацию приходилось по многу раз повторять. Это утомляло и не давало особого результата. Видеолекции решили много проблем: преподаватели не задерживались после уроков, а учащиеся могли получать нужные знания в любое удобное время. Когда они пропускали или не понимали материал, то обращались к преподавателям за консультацией, а в ответ получали ссылку на подробное объяснение нужной  темы. Затем учащийся самостоятельно всё изучал и был готов к практической части урока. Преподавателям лишь оставалось ответить на непонятные вопросы, привести полезные примеры и получить обратную связь от учащихся. 

В традиционной системе преподавания учитель на протяжении всего урока становится основным источником информации. Он должен ответить на вопросы, объяснить материал, организовать групповую и индивидуальную работу, а также контролировать возникающие дискуссии.

В рамках урока всего не успеть, и после выдачи обусловленного недостатком времени «теоретического минимума» он должен составить подробное домашнее задание, организовать график контрольных работ и т.д. В итоге ученики ходят в школу только для того, чтобы не получить плохую отметку. Такое образование подчас становится бесполезным.

В модели же с домашним заданием обучение ориентировано на ученика, а время урока используется для глубокого изучения программы. При этом учащиеся вовлекаются в сам процесс обучения, проявляют заинтересованность и приобретают множество полезных навыков. Это достигается за счет того, что дома учащиеся самостоятельно знакомятся с новой темой, при этом сложная практическая часть переносится в класс. 

В результате этого каждый учащийся может в удобном для себя темпе осваивать новый материал и уделять больше внимания практике, а также использовать школу для обратной связи от преподавателя и других учащихся. Вместо пресловутой зубрежки появляется понимание материала.

При таком обучении учащиеся всегда знают, зачем они изучают конкретный предмет или тему. Они приобретают навыки самостоятельного обучения и поиска нужных данных. В будущем это помогает им не привязываться к какой-то определенной специальности и не бояться сложностей, работая в той области, которая по-настоящему им нравится.

Учащиеся приобретают навык сотрудничества и способны совместными усилиями решать общие задачи. А у выпускников больше шансов получить работу в серьёзных компаниях. Ученики таких классов перестают ориентироваться на оценки и делают ставку на самообучение. Качество подготовки при этом резко повышается.

Конечно, положительный результат такого обучения сильно зависит от состава учащихся и таланта преподавателя. Новый подход усложняет подготовку и заставляет учителей еще тщательнее готовиться к уроку.

Мне время от времени приходится читать лекции по моей специальности. Слушатели – студенты, молодые специалисты и главные специалисты. За неделю до намеченных лекций мои слушатели получают от меня презентации лекций и теоретическую часть (в вордовском формате), содержащую все необходимые математические выкладки и объяснение физического смысла используемых понятий. Опыт показал, что при таком подходе эффективность занятий резко повышается, так как слушателям не требуется писать конспект, а тем, кто нашел-таки время для ознакомления с новым для них материалом накануне лекции, «прорубать» отдельные вопросы уже в аудитории гораздо легче.

К слову, по некоторым данным, лекция является одной из самых неэффективных форм обучения. По мнению психологов, во время лекции усваивается не более 15-20% информации. Так что при пассивном слушании не вполне подготовленными к восприятию нового материала учащимися ждать больших успехов от процесса обучения не приходится. А потому без «домашки» – никак не обойтись.

 

 Шехтман Григорий Аронович – доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Сирожа
10.08.2023 10:58
Как-то проводил тест. Школьникам 5 класса давал задачи из учебника арифметики 3 класса 1955 года (т.н. сталинские учебники). Из 10 задач, совместными усилиями, решено было 4! Более того, они даже с трудом понимали, что нужно искать по условию задачи! Самое время отменять домашку! Самолеты и ракеты нам же не нужны больше! Кругом "дорогие партнеры". Поэтому зачем детей мучить? Больше праздников всяких и аниматоров! Вот уж воистину: Хочешь убить страну - займись реформированием образования.
ус
07.08.2023 16:16
отмена домашки сыграет на руку пиндос фашистов,ибо расплодит таких же идиотов как у ни х жан пьер и прочие псаки,не говорю уже за бербочек.Неклюйте на пиндос мякину...крючок не выплюнешь,а молодь погубишь
!!!!!!!!
05.08.2023 18:03
" В обязательном порядке конечно отменить и на постоянной основе работать с репетиторами,чтобы не загружать родителей и учителей- которые в массовом порядке как-раз уходят из-за "умных" стандартов и бумажной волокиты...Шутка конечно.В том и проблема что "учителя",если конечно ребенок не "усваивает" материал- предлагают нанимать категорию - которая обозначена выше.Скорее всего ?- предложивший отказ от ДЗ- все усваивал на уроках или вообще очень далек от работы школьного образования.
Mist
05.08.2023 14:11
Статья в защиту домашнего задания замечательная, всё обосновано и показано, разложено по полочкам, но, решение "на Олимпе" принято и закон об отмене "домашки" будет так же принят. Через какое то время, все признают, что это неправильно и контрпродуктивно и даже признают это "на Олимпе" и как всегда скажут, что закон принят и его нужно выполнять. А так, да - всё по плану. Видимо дальше предложат трёхлетку и семилетку, действительно, ну что время зря терять в школе?, там разве хорошему научат, в церкву надо ходить, там всё объяснят, а с церкви в кабак, ну не в библиотеку же, или театр???
!!!!!!!!
05.08.2023 12:56
Забыли наверное перл еще одного депутата о ГОСТе по выпечке шаурмы......
Котовский
04.08.2023 20:50
Тогда наше образование впринципе упадет на дно, если не выполнять дз. Любая домашка это закрепление урока пройденного в школе. Без этого увы никак
Фагелов
04.08.2023 20:16
Закон об отмене домашних заданий? Депутатам следует заниматься экономикой. Учителя лучше разбираются нужны домашение задания или не нужны. Лучше бы приняли закон об государственном стутсе учителей, повысили зарплату, защитили учителя от оскоблений, унижений и побоев, обеспечили достойное лечение. Если закон "О домашнем задании" будет принят голосовать не пойду, Горите вы синем пламенем, господа депутаты от всех партий.
Людмила
04.08.2023 20:16
Супер! Детям младших классов эта методика будет очень интересна!
Виктор
04.08.2023 19:52
Кто это предлагает и есть предатель. Он работает за деньги запада, чтобы превратить подрастающее поколение в неучей. О каком образовании можно говорить, если роль преподавателя понизили ниже уровня плинтуса. Преподаватель уйму времени тратит на отчеты в "гороно". Раньше кто мог работать методистом? Преподаватель со стажем работы нк менее 15 лет. А сейчас после окончания пединститута специалиста могут назначить на работу в "гороно" методистом. Вот вам весь ответ на наше образование. Главное, чтобы хорошо было на бумаге.
И во многом виноваты сами родители учеников, которые в своей безумной любви к детям оберегают их от чрезмерной, по их мнению, нагрузки в усвоению знаний. В итоге вырастает поколение которое ничего не знает и не хочет знать, и вообще не хочет работать.
?
04.08.2023 12:56
Э, нет. Глупцы те, если отменят домашнее задание. У нас учитель в школе не переносил тех, кто к доске выходил без конспекта.

Эксклюзив
21.05.2024
Юрий Алексеев
Наши оборонные наработки напугали Запад
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.