Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 сентября 2022
Белгородское чудо

Белгородское чудо

Паломники со всей России приезжают в этот окраинный храм
Станислав Минаков
01.10.2015
Белгородское чудо

Есть на окраине Белгорода, в месте, именуемом Кошары (а когда-то здесь было село Архангельское), Крестовоздвиженский храм, построенный в 1862 г., в связи с удивительным событием, чудом… Храм этот не столь, конечно, знаменит, как, скажем, его соименник и ровесник, бочком прилепившийся к Ливадийскому Царскому дворцу. Но своя история — у него есть.

О постройке Кошарской церкви в честь Воздвижения Креста Господня описатель Дренякин сообщал в книге «Белгород с уездом» (1882), уже через двадцать лет после освящения храма — что строительство велось на средства графини Анны Варламовны Богданович (Ластовской) и купцов виноделия, братьев Николая и Егора Мухановых. Более поздние источники давали также дату 1863 г.

…У входа в храм очень людно. Праздничная служба идет в церковном дворе, правит ее в этом году протоиерей Олег Кобец, настоятель кафедрального Преображенского собора Белгородской и Старооскольской епархии, в сослужении двух протоиереев — настоятеля Крестовоздвиженского храма Иоанна Борчука и благочинного прихода свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Сергия Колия.

Еще один батюшка, клирик храма Владимир Чумаков принимает исповедь у южной стены, в тени могучего древа. В самом начале молебна под столик к о. Владимиру приходит похожий на западно-сибирскую лайку большой черный пес с белой опушкой лап, судя по всему, «свой», ибо укладывается основательно, а позже — уходит «в народ», мирно и утешительно дремать на боку прямо у ног стоящих прихожан.

Служебное пение и все возглашения слышны хорошо — подзвученные качественной усилительной техникой, которая установлена на микроавтобусе у храмовой ограды. Столь же внятно слышно и прекрасное пение мужского хора — сегодня это четверо из митрополичьего хора под управлением о. Николая Кацы, разместившихся под другим высоким деревом.

От ворот красивой ажурной ограды до входа в храм тянется любовно выложенная на асфальте нарядная травяная дорожка, украшенная головками осенних цветов, народ благоговейно стоит по обе стороны от нее.

Слева, рядышком, высится голубенькая, с золотым шлемовидным куполом, часовня в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, возведенная над глубинной скважиной и освященная митрополитом Иоанном совсем недавно, в 2010 г.

В часовню выстроились богомольцы, поскольку именно в ней и установлен для поклонения чудотворный Кошарский Крест XVIII в., белгородская святыня.

В часовенке набирают и воду из краников бювета — она построена на месте святого источника, где был обретен Чудотворный крест.

Работы по восстановлению кошарского целебного источника, за десятилетия безбожной жизни оказавшегося в забвении, были закончены лишь к 1998 г., уже в новейшие времена, при настоятеле храма о. Иоанне Борчуке, когда приходская жизнь заметно ожила: начались капитальный ремонт и реставрация храма, благоустройство территории.

За часовней вдали видны гигантские, страшноватые красно-полосатые трубы цемзавода, храм стоит на пригорке у самой трассы, сегодня тут много автомобилей, все прибывающих и прибывающих. Вот молодая особа выскочила из такси, набросила покров на главу и, словно враз отбросив спешку и суету, тихонько двинулась к храму. Прибыла и машина с надписью «Мир Белогорья. Телекомпания», с неизменным свидетелем и хроникером таких событий, народным артистом России Виталием Стариковым и телеоператором. На одном из припаркованных у самых врат красном авто обращает на себя внимание наклейка на заднем стекле — с флагом Новороссии (Андреевский синий косой крест в белой окантовке, на красном фоне) и слоганом «Я за Новороссию!».

Отец Олег произносит прочувствованное слово о празднике, о разысканиях Креста Господня царицей Еленой, о сопутствовавших этим событиям чудесах, говорит о восхождении Христа на Крест, о духовном космическом смысле этого события, прилагая его к жизни и крестной ноше каждого христианина.

Причащаются православные у троих батюшек, народу много. Подносят младенцев, смиренно стоит с грудничком на руках молодой — высокий и несокрушимый — папа в черной футболке с надписью на спине «Россия. Военно-морской флот».

Потом свершается Крестный ход — чудотворный кошарский Крест по возобновленной традиции православные обносят вокруг Крестовоздвиженского храма, с остановками по четырем сторонам света, во время которых батюшки читают Евангелие. Этот обычай возрожден с 1999 г., в том же году для Креста был изготовлен специальный киот.

История обретения Чудотворного Креста, вызвавшего к жизни кошарский храм, такова. Рассказывают, что здесь, в Кошарах, еще во времена святителя Иоасафа, который, напомним, был на Белгородской епископской кафедре с 1748-го по 1754 г., жил богатый землевладелец Юрий Выродов. В его доме и находился Крест, присланный родным братом, послушником монастыря Святой Горы Афон. Однажды, раздраженный тем, что на охоте звери разорвали его любимую собаку, помещик «остановил взгляд на Кресте и в гневе приказал слугам вынести его из дома и бросить в болото», дескать, ничего чудотворного в Кресте, оказывается, нет, и не приносит он «никакой пользы».

Предание сообщает, что хозяин имения впоследствии умер «лютой смертью грешника»...

А в конце XVIII в. произошло чудо: один слепец «во сне услышал голос, обещавший ему исцеление, если он вынесет из кошарской трясины поруганную святыню. Он взял с собой несколько помощников и отправился на поиски Креста. Его удалось найти. И лишь только слепой приложился к святыне — тотчас прозрел и начал славить Бога! А на месте обретения Креста появился источник».

Весть об обретенном Кресте разнеслась по окрестностям и привлекла тысячи богомольцев, многие из которых получили исцеление от различных недугов.

Сначала Крест был обустроен на подмостках, а позже перенесен в каменную часовню, построенную землевладельцем Пузановым, а еще позже — в Белгородский Николаевский монастырь, где и находился около трех десятилетий.

К Чудотворному Кошарскому Кресту и целительному роднику паломники прибывали даже из очень далеких мест. И проводили здесь по месяцу и дольше. Собиравший материалы о чудесных исцелениях отец Порфирий Амфитеатров в начале ХХ в. выстроил здесь странноприимный дом. Сообщалось, что у Чудотворного Креста и целительного родника регулярно служились молебны, и при большом стечении богомольцев Крест из храма выносился и устанавливался на специальных подмостках у колодца.

Интересны детали кошарской прихрамовой жизни. По воспоминаниям местных жителей, в летние месяцы ученики церковноприходской школы, помогая работникам храма, записывали имена людей для церковной молитвы об их здравии. За такую работу каждый юный писарь, по благословению священника, получал вознаграждение — одну копеечку от каждого заказчика молебна. Нередко, в периоды обильного притока паломников, крестьянская детвора, усвоившая грамоту, вносила своими трудами ощутимый вклад в бюджет своих семей.

Отец Порфирий записал рассказы о двенадцати случаях улучшения здоровья или полного выздоровления после молитв у святого Креста и целительного родника.

Старожилы Кошар чаще других вспоминают трогательную историю, рассказанную Марией Сергеевной Зубаревой. «Незадолго до октябрьских событий 1917 г. хористы (в их числе и ученица церковноприходской школы Маша Зубарева) собрались в храме на очередную спевку. Но батюшка сообщил, что занятие в этот раз отменяется: приехала женщина с больным сыном и просит отслужить молебен Чудотворному Кресту. Во время молитвы сильно утомленный дорогой больной юноша стал заметно бодрее, и мать, окрыленная надеждой, приняла решение остаться в Кошарах на более длительный срок. Почти все лето провели паломники из Пензы у кошарских святынь. И деревенские ребятишки с интересом наблюдали за тем, как вначале парализованного юношу на коляске возила мать, как он делал первые самостоятельные шаги» и как оставил коляску, как в конце лета решительно, пешком, с чемоданом отправился на железнодорожную станцию. И потом прислал из Пензы благодарственное письмо церковному старосте и всем, с кем успел здесь подружиться, кто отнесся к нему с теплом и помогал.

Жители Кошар оставили очень теплые воспоминания о священнике Порфирии Ивановиче Амфитеатрове — публицисте, педагоге Белгородского Духовного училища, заведующем церковноприходской школой, считавшейся одной из лучших в Курской епархии, добром пастыре и молитвеннике, наставнике и печальнике о страждущих. О. Порфирий был настоятелем Крестовоздвиженского храма с 1898 по 1915 гг. А потом — настоятелем Успенско-Николаевского собора Белгорода, начальный вклад в строительство которого, напомним, дал в 1709 г. Император Петр Великий, направлявшийся через Белгород и Харьков на Полтавскую битву.

О. Порфирий был арестован и расстрелян почти одновременно с епископом Никодимом (Кононовым), священномучеником, честные мощи коего были обретены в 2012 г. неподалеку от пещерки свт. Иоасафа и теперь покоятся в Троицком домовом храме Белгородской митрополии. Однако тело о. Порфирия прихожанам, увы, найти не удалось.

Рассказывают поразительную историю из времен воинствующего безбожия, когда большевики, изъяв в 1922 г. из Крестовоздвиженского храма «22 предмета из серебра весом 1 пуд 5 фунтов 11 золотников», решили, что называется, посягнуть на главную святыню храма. Как рассказала полвека спустя внучка священника Виктория Стефановна Литвинова, в 1927 г. представители безбожной власти, после антирелигиозной агитации, приступили к решительным действиям. Член губернского партийного комитета Кравцов самолично сорвал в храме чудотворный Крест и бросил его на подводу, после того как местные жители отказались это сделать. Он уселся на Крест и сказал: «Ну вот и весь ваш Бог, ничего он мне не сделал. И вам ничего не делал». …

Но отъехал «товарищ Кравцов» не очень-то далеко: на перекрестке улиц Гостенской и Полянской (в советское время ул. Фрунзе, ныне просп. Славы) он был убит молнией.

Свидетели подчеркивают, что небо в тот день было ясное, и лишь ненадолго появилась маленькая тучка, с небольшой грозой.

Крест был возвращен на прежнее место, но сам храм в начале 1930-х — закрыт. Ктитор Мария Ивановна Киреева, отправившись в Москву, добилась личного разрешения у «всесоюзного старосты» М.И. Калинина на открытие храма. Богослужение здесь не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. К счастью, храм не был подвержен разорению, и в нем сохранилось несколько старинных икон — например, икона Божией Матери «Скоропослушница», а также образ Архистратига Михаила.

О благодатной помощи Чудотворного Креста собраны свидетельства и в наши дни. Есть рассказ москвички Галины Николаевой, исцелившейся в 1999 г. от сильной кожной аллергии. И преподавателя биологии Ирины Викторовны Горбунцовой, у которой после литургии в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня вернулись чувствительность и частичная подвижность пальцев правой руки, утраченная прежде в результате неизлечивавшейся невропатии правого локтевого нерва.

О нескольких случаях новейших чудесных исцелений от Кошарского Креста рассказала матушка Светлана Кобелева в статье «Сила Божия в немощи совершается», опубликованной в газете «Белгородские епархиальные ведомости» в 2002 г.

В Крестовоздвиженский день мы с особым чувством повторяем эту молитву: «О дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоставный Крест Христов, у подножия твоего во прах распростертый, поклоняюся ти, честное Древо, отгоняющее от нас всякое демонское стреляние и освобождающее нас от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо жизни, ты еси очищение воздуха, освящение святаго храма, ограждение нашего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения, оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше и на водах, оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой, оно бо, святое знамение Чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и праведнаго Суда Божия.

О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.

Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго. Аминь».

…Отец Олег, возглавляющий Крестный ход, окропляет и окропляет нас всех святой водой. Удивительное все же дело: летит три-пять капель, а попадает на каждого! С тем и расходимся, — радостные.

Фото автора

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.
Ю.М.
27.09.2020 15:02
С Воздвижением, братия и сестры! Святитель Иоанн Шанхайский возбранял пение тропаря Кресту в его "демократической" редакции - и требовал сохранения "... поб?ды благоверному Императору..."
Михаил
17.05.2020 1:20
Помолитесь о нас грешных и болящих рабов Божьих, Михаила, Олега, Василия.
С.М.
27.09.2018 10:01
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Александр из Од.
04.10.2015 19:14
"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое воскресение Твое славим!"
Раньше, в допетровские времена, на каждом крупном перекрестке стояли поклонные кресты, а то и целая часовня. И любой проезжающий или прохожий, бедный или богатый кланялись Кресту Господню и осенял себя крестным знамением.
Петр приказал убрать Кресты и часовни.
И пали тысячи Крестов! Нечистой силе стало легче и веселее гулять по земле святорусской...
А хорошо бы возродить благочестивую традицию и возвести Кресты Господни на всех крупных транспортных развязках!
Берёзкина
03.10.2015 13:31
Я обычно читаю молитву Кресту Господню, которую часто читал иеромонах Василий (Росляков): “Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящиеся того коварства, ни ловительства, яко бо гордый упразднися и попран бысть на древе, силою распятого Христа”.
Валентина
03.10.2015 11:32
В Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня защитительную силу крестного знамения я ощущаю особенно сильно. На Всенощном Бдении в канун Праздника во время выноса Креста Господня душу охватывает благоговейный трепет,а в сердце звучит молитва: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешную!" И после Причастия на праздничной Литургии весь день сердце исполнено Радостью.
Александр Мясникян
02.10.2015 8:50
Пока в русских глубинках, где живет пока еще не поврежденное ядро русского народа  есть такая сильная вера, будет стоять Россия несокрушимой стеной. Наверное поэтому русских сейчас пытаются сломать не танками с авиацией (история показала: это бесполезно) русских тонко ломают через СМИ и духовное вредительство на местах посредством насаждения бездуховности и безнравственности, насаждения культа жестокости и хамства.
Приходится заметить, что совсем безуспешной такую ломку русских пока назвать нельзя....
Лариса Ч.
01.10.2015 22:37
Полезно и познавательно, интересные факты. С такой любовью - "голубенькая" часовня и мн. др. Тронул патриотизм  прихожан  - наклейка на машине с надписью "Я за Новороссию" и на футболке "Россия. Военно-морской флот". Проникаешься  верой, атмосферой праздника. Прекрасные  фото. Спасибо!!!
Ю.
01.10.2015 18:54
Спаси Бог! Не знала про молнию...
Наталья
01.10.2015 16:48
Очень полезная статья. Особенно заинтересовала история обретения Чудотворного Кошарского Креста и чудесных исцелений от него. Очень хорошо, что люди с такой любовью вспоминают священников, служивших в Крестовоздвиженском храме в разные годы. И замечательно, что традиция совершения Крестного хода со святыней возобновлена. На фотографиях видно, что на праздничную службу пришло очень много людей. И это радует!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 12 найденных.

Эксклюзив
23.09.2022
Валерий Панов
В Донбассе начался процесс воссоединения Русского мира.
Фоторепортаж
23.09.2022
Подготовила Мария Максимова
Женской городской моде посвящен новый проект Государственного Исторического музея.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.