Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
«Слабодушным нет места между нами…»

«Слабодушным нет места между нами…»

В Центральной избирательной комиссии России прошла выставка заслуженного художника РФ Павла Рыженко, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны
Валерий Пригожин
05.03.2014
«Слабодушным нет места между нами…»

Выставка располагалась в фойе здания ЦИК России. И глазам всех входящих в помещение открывалась широкая панорама батальных сцен, представляющих переломные моменты второй Отечественной войны. Каждый сразу погружался в тревожную эпоху 100-летней давности...

Сегодня даже предположить не могу, из каких потаенных глубин всплыли тогда в памяти именно эти строки: «Такъ громче, музыка, играй победу!//Мы одолели, и врагъ бежитъ, разъ, два! Такъ за Царя, за Русь, за нашу Веру //Мы грянемъ дружное ура, ура, ура!». По прошествии нескольких дней подумалось, что ничего удивительного не произошло: именно в тот момент мы рассматривали картину Павла Рыженко «Стоход. Последний бой Лейб-гвардии Преображенского полка», а пришедшие на память строки офицеры пели и в советские времена, только в несколько измененном виде – без строчки про Царя и Веру.

Впечатляет сам факт, что в государственном учреждении такого высокого ранга столько места, времени и материальных средств не жалеют на художественную культуру, отечественную историю, изобразительное искусство и их пропаганду. Как нам показалось, это давно стала увлечением многих работников ЦИК. Поэтому представителей Фонда исторической перспективы и пригласили сюда для обсуждения планов стратегического сотрудничества, в том числе - в области популяризации отечественной истории.

Признанный знаток военной истории - председатель ЦИК Владимир Евгеньевич Чуров. В 2005 г. вышла его документальная повесть «Тайна четырех генералов» о судьбах офицеров российской и советской армии. Однажды газете «Красная звезда» он сказал: «Я - единственный штатский в семье за 500 лет».

А издательство «Красной звезды» выпустило календарь на 2014 год (с пометкой «Не для продажи»), на обложке которого в правом нижнем углу написано: «Фотографии из фронтового альбома 1915-1917 гг. артиллерийского поручика Владимира Иосифовича Брежнева. Предоставлены В.Е. Чуровым». Это альбом прадеда председателя российской ЦИК. А вверху обложки - строки из неофициального российского гимна, сочиненного Гавриилом Державиным»: «Гром победы раздавайся!». Неудивительно, что Владимир Евгеньевич находился у истоков возрождения Российского военно-исторического общества и сейчас возглавляет Научный совет РВИО.

Руководитель Аппарата ЦИК России Федор Савельевич Смуглин, несмотря на свои служебные нагрузки, принимает непосредственное участие в реализации планов исторического и художественного просветительства, являясь, как мы поняли, в частности, вдохновителем заключения договора со Студией военных художников М.Б. Грекова, что лежит в основе не только нынешней, но и будущих выставок.

Начальник управления ЦИК Александр Валентинович Кирилин, будучи еще на службе в Вооруженных силах, стал одним из лауреатов национальной премии «Человек года-2011», учрежденной Русским биографическим институтом, в номинации «Память о героях».

Как заметил помощник руководителя Аппарата ЦИК Ю.А. Кириллов, «у всех сотрудников ЦИК есть общественные нагрузки». Не знаю, можно ли считать таковой редактирование «Журнала о выборах», но Сергей Евгеньевич Заславский, начальник управления общественных связей и информации, доктор юридических наук, исполняет еще и обязанности главного редактора этого издания, где нередки публикации на исторические темы. В одном из номеров журнала была опубликована статья С.Е. Заславского «Выборные институты в Русской императорской армии».

Художественные выставки в здании ЦИК давно стали традиционными. В 2012 году в фойе были размещены миниатюры художника И. Лебедева, работающего в Федоскино. В технике эмали он создал портретную галерею героев Отечественной войны 1812 года, во многом перекликающуюся с известной портретной галереей, расположенной в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. К 2013 году, когда в стране отмечали 400-летие династии Романовых, И.Лебедев создал серию портретов Императорской династии в этом же жанре – миниатюры на эмали.

И вот теперь, в год 100-летия со дня начала Первой мировой войны, - выставка одного из признанных мастеров Студии военных художников имени М.Б. Грекова П.В. Рыженко.

На картине «Стоход…» живописец показал один из реальных эпизодов сражения у одноименной речки во время Брусиловского прорыва, когда в бой была брошена гвардия. В центре полотна – застывшая средь жестокого сражения знаменная группа.

- Вражеская пуля попала прямо в сердце знаменосцу унтер-офицеру Ивану Таранову, но до последнего мгновения он не выпустил из рук древко знамени. И вынужденные залечь русские солдаты снова поднялись в атаку… - говорил Юрий Кириллов, который знакомил нас с выставкой. – А вон, видите, священник… Он тоже погиб. В руке крест зажат… Намертво.

Следующая картина - о посещении императором Николаем II военного госпиталя («Госпиталь»).

Рельефно выписан еще один эпизод Брусиловского прорыва, на первом плане изображен всадник из так называемой Дикой дивизии. Кавалерист отдает честь толпе беженцев. Подняв руку к папахе, он как бы подает знак гонимым войной людям: теперь не бойтесь!

В разговоре с нами Ф.С. Смуглин сказал, что Павел Рыженко написал это грандиозное полотно буквально за восемь дней, настолько проникся темой.

С нашей богатейшей историей каждый год может быть юбилейным. Но, к сожалению, не каждый такой год может быть праздничным... И выставка передает эту разнообразную тональность российской истории. Вот картина, которая никого не может оставить равнодушным, - «Отречение»: полковник с ножницами в руках явно должен срезать с себя офицерские погоны. И от того, срежет или нет, зависит его жизнь. Рядом стоят два ветерана из нижних чинов, у которых «вся грудь в крестах», но сейчас они в роли жандармов и, возможно, палачей, наблюдают, как поведет себя полковник… И мы никогда не узнаем, чем закончилась эта история. После Февральской революции 1917 года случаев таких было бесчисленное множество, один из них и воспроизвел Павел Рыженко.

Грустно, господа офицеры, очень грустно! Тем более что в нашей истории офицерские судьбы подобным образом повторялись не один раз!

Печально смотрится и картина «Гренадер». Его поставили «на часы», видимо, у памятника Николаю I. Но в вихре революционных событий о нем забыли. И он устало мерил и мерил шагами территорию своего поста, ожидая смену, которая так никогда и не пришла…

Описание этого случая есть в воспоминаниях японского посла в Петербурге тех лет. Японца с его менталитетом самурая впечатлила преданность одинокого часового, за которым он наблюдал из окна гостиницы «Англетер». Кстати, рота гренадеров, созданная Николаем I в октябре 1827 г., набиралась из заслуженных старых солдат и носила особые мундиры, разработанные лично императором. Поразительно, но факт: рота была расформирована лишь 4 февраля 1921 г. По сей день остается загадкой – почему большевики выжидали так долго. Может быть, исключительно по причине уважения к стойкости и верности военной присяге гренадеров?

Во время отступления русских армий в 1915 г. генерал Алексей Брусилов издал приказ, где особо отметил: «Слабодушным нет места между нами…» Думается, эти слова можно было бы сделать девизом выставки. Льющийся сверху рассеянный свет мягко подчеркивал настроения картин. Триптих «Наследник» нельзя воспринимать без боли. Слева - Георгиевский кавалер, продающий от скудости, голода, безысходности свой добытый в сражениях крест, справа – священник в залитом кровью церковном закутке, где виден также окровавленный лик последнего русского императора, а посередине – наследник, цесаревич Алексей, как бы вглядывающийся в будущее… А оно, это будущее, перекрывают старые доски, словно снятые с чьей-то заброшенной кладбищенской ограды…

И, коль речь идет о 100-летии начала Первой мировой войны, то следует напомнить и о таком факте. 12 января 1917 г. публицист Л.А. Тихомиров записал в своем дневнике: «Брусилов говорил какому-то корреспонденту: “Я не пророк, но могу сказать, что в 1917 г. мы победим немцев”… Откуда такая зряшная болтовня у генерала, без сомнения, умного?» А у Брусилова были все основания так говорить. Никогда еще прежде за три года войны в распоряжении русской армии не имелось столько боевых средств. Австро-Венгрия и Германия уже предвидели свой печальный конец.

Но, как отмечал позже британский военный атташе в России Альфред Нокс, «если бы не развал национального единства в тылу, Русская Армия могла увенчать себя новой славой в кампании 1917 года».

Вообще на выставке что ни картина, то не просто произведение высокого искусства, но еще – и наглядный урок российской истории. Поэтому очень важно, что мероприятия в ЦИК не являются закрытыми. Руководитель аппарата ЦИК Ф.С.Смуглин отметил, что за месяц выставку посетили более 1000 человек. Это – кадеты, школьники, студенты, семинаристы, была даже группа ветеранов дипломатической службы, а школьники приезжали и из Подмосковья. На днях, подчеркнул Федор Смуглин, член избиркома Валерий Андреевич Крюков рассказывал посетителям выставки о военных священниках того времени.

Анна Фоменкова, начальник пресс-службы ЦИК, обратила наше внимание на ряд изумительных по красоте пейзажей П. Рыженко: написано, мол, в тех местах, где родился и формировался художник, где жили когда-то его герои.

И где, скажем так, набирались они сил к служению Отечеству… Чем и сильна земля Русская!

Фото автора.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.