Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
«Российская империя, довольно спать, вставай…»

«Российская империя, довольно спать, вставай…»

Полемические заметки с выставки в Государственном историческом музее «Первая мировая. Последняя битва Российской империи»
Валерий Пригожин
08.09.2014
 «Российская империя, довольно спать, вставай…»

Музейная Москва, конечно, не могла остаться в стороне от столь значимой для России даты, как 100-летие начала Великой войны 1914-1918 гг. В стольном граде нашего государства состоялся ряд выставок. Из наиболее заметных среди них только одна на сегодняшний день имела в названии слово «Великая» - «На переломе… Россия в Великой войне, 1914-1918 гг.» (Манеж), притом что для России та война была, прежде всего, Второй Отечественной...

Другие (заметные) назывались так: «Война, покончившая с миром» (Мультимедиа арт музей), «Москва в годы Первой мировой войны» (музей Москвы), «На переломе…» (галерея «Проун»), «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях документах» (Новый Манеж).

Столь же безликое наименование получила и выставка, открывшаяся в Государственном историческом музее: «Первая мировая. Последняя битва Российской империи». Незадолго до ее открытия многие СМИ, организаторы едва ли не хором выражали надежду, что выставка станет ключевым событием среди мероприятий, посвященных Первой мировой войне. Сообщалось, что экспозиция составит более 800 уникальных экспонатов.

По информации ИТАР-ТАСС, старший научный сотрудник ГИМ - руководитель кураторской группы Ирина Журавская рассказывала, что подготовка выставки продолжалась два года, 80% ее экспонатов представлено впервые.

Материалы предоставили российские и зарубежные музеи и архивы, в том числе: Имперский военный музей (Лондон), Музей армии (Париж), Баварский музей армии (Ингольштадт), Политический архив министерства иностранных дел Германии, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный Эрмитаж, Государственный архив Российской Федерации, музей Путиловского завода, архивы Историко-документального департамента МИД РФ, архив кинофотодокументов, частные коллекционеры (их имена называть не принято).

Нельзя не сказать и о том, что в Историческом музее коллекцию экспонатов Первой мировой войны стали собирать с началом боевых действий Русской императорской армии. Еще тогда, в августе 1914 г., был создан Отдел текущей войны, куда семьи солдат и офицеров передавали материалы. Потом фонды музея пополнялись материалами трофейных комиссий, коллекциями Военно-исторического и Артиллерийского исторического музеев, артефактами, найденными экспедициями на местах бывших боев. Сегодня музей является обладателем весьма крупного собрания памятников по истории Первой мировой войны. Фактически почти столетие ушло на то, чтобы собрать нынешнюю экспозицию. Но, как говорили сотрудники музея, в восьми залах выставлена едва ли тысячная доля того, что хранится в запасниках.

Кстати, на открытии выставки присутствовали представители дипломатического корпуса Бельгии, Болгарии, Германии, Дании, Франции. Был главный хранитель Имперского музея Лондона Марк Уитвор.

В общем, ожидания от выставки были большие. Оправдались ли они? Если честно, то – нет. Но пока о другом. О хорошем.

Немецкое издание «Deutsche Welle» («Немецкая волна») опубликовало интервью с упомянутой выше Ириной Журавской. На вопрос «Какими экспонатами вы особенно гордитесь? Что, на ваш взгляд, способно в первую очередь привлечь внимание посетителей?» она ответила, что «…на наш взгляд, внимание посетителей привлечет коллекция портретов героев войны, Георгиевских кавалеров - нижних чинов, офицеров и генералов. Эти портреты были сделаны во время войны по заданию Трофейной комиссии, собиравшей помимо прочего сведения о героях текущей войны для увековечивания ее в памяти потомства».

Действительно, писать портреты героев войны – от рядового до генерала обязали Специальную трофейную комиссию при канцелярии императора. С этой целью на фронт командировали выпускников батального класса Академии художеств. В музее хранится коллекция живописных работ, выполненных во время боевых действий. Это и сюжетные сцены, и изображения Георгиевских кавалеров – от нижних чинов до прославленных генералов, среди которых портреты Николая Юденича, Михаила Алексеева, Гусейна Хана Нахичеванского, великого князя Николая Николаевича.

Большую ценность представляют и экспонаты, связанные с именами генералов Алексея Брусилова, Семена Ванкова, Алексея Гутора, Иосифа Довбор-Мусницкого. Кстати, в России мало кто знает, что 18 декабря 1915 г. император Николай II был произведен в чин фельдмаршала британской армии. На выставке впервые демонстрируется этот его мундир, а также комплект обмундирования шефа Киевского 27-го драгунского полка короля Великобритании Эдуарда VII.

Не так часто можно видеть в музеях и орудия совместного российско-французского производства. На выставке представлены бомбометы – 58-мм и 90-мм, изготовленные вместе с французами на Путиловском заводе. А еще - знамена, оружие, боевые награды, предметы военного быта, карты сражений, экспонаты из полковых музеев Российской армии, рассказывающие об участии в боевых операциях знаменитых полков — лейб-гвардии Преображенского, Финляндского, 4-го Стрелкового Императорской фамилии, других частей и военных училищ. Целый раздел посвящен благотворительности в странах Антанты и союзных с ней стран.

Представлена, например, российская банка для карамели, выполненная в форме артиллерийского снаряда. Торговый дом «Блинкен и Робинсон» выпустил в 1915 г. конфеты «Союзная», обертка от которой демонстрируется на выставке.

Но особенно трогательно выглядит письмо некой Шуры Станкевич на фронт с Рождественским поздравлением от 4 января 1915 г. Оно короткое, это письмо, об авторе которого мы вряд ли что когда-нибудь узнаем: «Милый солдатик! Поздравляю Вас и Ваших товарищей с праздником!»

Вся Россия мысленно была тогда с теми, кто на фронте...

А вот документ страшной исторической силы: телеграмма статс-секретаря иностранных дел Германии фон Кюльмена представителю рейхсканцлера и МИД в Ставке Верховного командования от 27 сентября 1917 г. фон Лерснеру. Под грифом «Сов. секретно» говорится следующее: «…Широко задуманные операции на Восточном фронте были поддержаны со стороны министерства иностранных дел интенсивной подрывной работой в России» (Политический архив МИД Германии).

В качестве одного из экспонатов представлен штандарт, где в известном девизе «За Веру, Царя и Отечество» слово «Царя» аккуратно вырезано. Будто его там и не было.

Почти рядом висит плакат, название которого «Свободная Россия». И все бы ничего, да в центре плаката спикер Госдумы Михаил Родзянко и министр юстиции Временного правительства, главный масон России Александр Керенский. Какая уж тут свобода? И от чего? В этой же витрине находится тяжелая стальная печать Временного правительства (килограмма два, наверное).

Однако даже при широко разрекламированных раритетных экспонатах нельзя было не обратить внимания на тот факт, что посетителей на выставке было крайне мало: два-три человека на зал.

Одновременно почти возле центрального входа в музей, где несколько «зазывал» приглашали на автобусную экскурсию по Москве, народу было не протолкнуться. Отчего же москвичи и гости столицы не спешили воспользоваться столь редкой возможностью окунуться в грозовую эпоху столетней давности? Да еще с участием иноземных государств, что в теме Первой мировой войны – редкость великая, поскольку Россию Европа вкупе с Америкой вычеркнула из списка победителей.

Мне кажется, главная причина в том, что «хотели как лучше, а получилась как всегда». Экспозиция, несмотря на ряд своих отличий, тем не менее, очень похожа на все те выставки, что приходилось видеть и ранее: фотографии, кинохроника, соответствующие предметы. Алгоритм этой выставки подобен алгоритму других аналогичных выставок: от общего подъема народного духа, фанфар брусиловских побед и, как справедливо написало одно издание, «от подписания Версальского мирного договора до русских революций - Февральской и Октябрьской. Пока ни одна выставка не кончилась Брестским миром». И все выстроено в хронологическом порядке. Идешь вдоль этого «часового» ряда, и не возникает никаких эмоций. Спокойно взираешь на портреты, одежду, вооружение, предметы окопного быта. Скучно! Разве вдруг «сверкнет» бриллиантом уникальный экспонат, привлечет твое внимание, остановит, заставит задуматься. О конкретном экспонате, простите, задуматься, а не о войне, этой первой вселенской катастрофе XX в., и уж никак – не о её причинах и последствиях.

Такая цель – задуматься, попытаться понять - организаторами выставки, похоже, и не ставилась, судя по тому, что на открытии подчеркивалось: «Главная задача выставки - восстановить историческую память о войне, которая долгие годы была в нашей стране забыта, а в учебниках истории упоминалась как империалистическая».

Эту войну уже в современном российском обществе далеко не случайно назвали «забытой», в советские времена ее уничижительно, с классовой точки зрения, именовали «империалистической», «антинародной», «захватнической».

В Историческом музее ее почему-то назвали последней битвой Российской империи. Хотя, как известно, война для России закончилась уже после падения империи, при том что империя – эту войну выиграла.

Уинстон Черчилль, как известно, писал: «Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Её корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду. Она уже претерпела бурю, когда все обрушилось. Все жертвы были уже принесены, вся работа завершена. Отчаяние и измена овладели властью, когда задача была уже выполнена… Сильная, многочисленная и хорошо снабженная армия прочно удерживала огромный фронт». Эта цитата (без купюр) красуется на одной из стен выставки. Хорошо известны также слова и французского маршала Фердинанда Фоша: «Если бы не жертвенное выступление русских на Восточном фронте, то Париж был бы взят уже в самые первые месяцы войны».

Но позвольте спросить: разве с падением Российской империи в 1917 г. Российская империя закончилась?..

Другое дело, что плодами побед Русской императорской армии воспользовался, как всегда и было в истории, Запад. А предательские действия большевиков привели к поражению нашего Отечества. Правда, у интернационалистов-ленинцев Отечества никогда не было и не могло быть, так что совесть их чиста, если только она есть у них, совесть. Поражение России стало для большевиков инструментом захвата власти, а для их «кукловодов» - немцев средством избежать полного разгрома. Но выделить наиболее важные экспонаты, раскрывающие суть этой и других проблем из большого количества экспонатов сложно. Специалист, конечно, разберется, но ведь не на специалистов рассчитана выставка.

Поэтому совершенно непонятно, скажем, каким образом участие зарубежных государств в выставке о «последней битве Российской империи» может способствовать нашему пониманию той Великой войны, ее значения, уроков для ныне живущих россиян.

Кстати, о роли России в Первой мировой войне до сих пор нет единого мнения ни у отечественных, ни у зарубежных ученых. Идут споры. Мне кажется, сегодня в освещении, изучении, преподавании истории Великой войны основополагающей может быть идея, изложенная недавно доктором исторических наук Наталией Нарочницкой в статье «Чтобы не повторять ошибок прошлого (мифы Первой мировой)»: «… в начале ХХ века Россия столкнулась с такими внутриполитическими и геополитическими вызовами, которые удивительным образом повторились на рубеже XXI столетия. Восстановление исторической памяти о войне 1914-1918 годов способно пробудить утраченное чувство преемственности нашей истории, уберечь от повторения ошибок».

А идеология выставки какая-то маловнятная. Экспозиция открывается двумя цитатами, смысл которых в дальнейшем не имеет наглядного продолжения.

Первая цитата из дневника генерала Н. Врангеля о том, что начавшаяся война может поменять карту Европы. А вторая из дневника поручика Е. Смоляка о том, «… чья кровь прольется за будущее спокойствие мира?» И мне совершенно не случайно вспомнились несколько строф из стихотворения нашего современника, 32-летнего русского поэта Дениса Скосырского, посвященного царю-страстотерпцу Николаю II:

«Забытая любимая,

Великая страна,

Российская Империя,

О, как же ты нужна.

За русскою голгофою,

Наступит русский рай,

Российская Империя,

Довольно спать - вставай…»

Убежден, именно такая мысль должна исходить от экспозиции. Исходить отчетливо и зримо. И не только от этой выставки… Тогда и для России эта забытая война станет, наконец, и Великой, и Отечественной.

Фото автора

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.