Тайна Локерби
Средства массовой информации вколачивают нам в голову тезис о том, что страшнее терроризма зверя нет. Кто будет спорить с очевидным? Да еще если это «очевидное» - извиняюсь за выражение - тренд. Вполне одобряемый властью, гарантированно востребованный аудиторией, обеспечивающий рейтинги и просмотры. Золотая жила, клондайк сенсаций, ежедневные потоки информации… В них тонет главный вопрос: а кто принимает решения о том, что отныне та или иная организация, то или иное государство - международные террористы и их пособники, спонсоры, укрыватели? (Нужное подчеркнуть).
Так ли уж безупречна политика пресловутого «мирового сообщества» во главе с США в присвоении звания «международного террориста»?
Говорят, что заветная мечта политика – это тотальная амнезия избирателей. Слишком уж много в недавнем прошлом узелков, потяни за которые – и придет понимание событий дня сегодняшнего. Одним из таких узелков является «тайна Локерби» - шотландского местечка, где 21 декабря 1988 года в результате взрыва на борту самолета авиакомпании «Пан Америкэн» погибло 270 пассажиров, летевших в этот предрождественский день из Лондона в Нью-Йорк.
Ответственным за взрыв, спустя два года после трагедии, Вашингтон и Лондон назвали Муамара Каддафи, а непосредственными исполнителями – двух сотрудников ливийской разведки. Назначив, таким образом, Ливию и ее лидера «международными террористами». И - куда ж без этого! - введя против Джамахирии санкции ООН. Для их отмены Муамар Каддафи должен был признать ответственность своей страны за теракт, выдать подозреваемых в его осуществлении, выплатить компенсации родственникам жертв и «прекратить поддержку международного терроризма».
Долгое время само имя «Локерби» было символом «террористической сущности режима Каддафи». Ну, а как же, ведь он и сам ответственность за теракт признал, и подозреваемых выдал, и компенсацию заплатил.
О том, каковы были истинные причины этого шага ливийского лидера – чуть ниже. Сейчас – о другом. О том, что за 27 лет с момента трагедии накопилось достаточное количество доказательств, не оставляющих от официальной версии о причастности Ливии камня на камне. О том, что дело о назначении Каддафи «международным террористом» было откровенно сфабриковано. О том, что в этой истории все было не совсем так. Точнее – совсем не так, и из мутных интриг, опутавших катастрофу в Локерби, все отчетливее проступают контуры столь знакомых нам сюжетов – ЦРУ и наркотики, вышедшие из-под контроля двойные агенты, ликвидация «своих» и нарушение закона. Разумеется, все во имя «политической целесообразности» и руководствуясь «высшими соображениями национальной безопасности».
Собственно, никакого «ливийского следа» изначально не было. Что бы ни утверждали американцы и англичане потом, версия о причастности Каддафи и его спецслужб в первое время совершенно не рассматривалась. Хотя мотив у полковника был, да еще какой.
Отмотаем от дня трагедии над Локерби пленку.
В декабре 1985 года прогремели взрывы возле офисов израильских авиакомпаний в Вене и Риме. В организации этих акций США обвинили Ливию и заморозили ее активы в американских банках.
В марте 1986 года американо-ливийское противостояние достигло пика. Корабли ВМС США демонстративно вошли в залив Сидра, нарушив установленную Муамаром Каддафи так называемую «линию смерти». Ливийские средства ПВО безуспешно обстреляли американские самолеты. В ответ на это были нанесены удары по базам зенитных ракет и радарам, потоплено несколько военных катеров и ливийский корвет.
Второго апреля 1986 года на борту американского авиалайнера, выполнявшего рейс Рим-Афины, над территорией Греции произошел взрыв, погибли четыре гражданина США.
Тремя днями позже прогремел взрыв на дискотеке «Ла Белль» в Западном Берлине. Три человека погибли, 28 получили ранения. Двое из погибших были гражданами США. Немецкие власти еще не успели начать расследование, а Вашингтон уже возложил всю ответственность за теракт на Ливию, исходя из незатейливого «А кто же еще?».
Потом – кульминация. Рональд Рейган назвал ливийского лидера «бешеным псом Ближнего Востока» и санкционировал операцию «Каньон Эльдорадо»: в ночь с 14 на 15 апреля того же, 1986 года с британских военных баз и двух авианосцев американские самолеты нанесли удары по Триполи и Бенгази. В результате погибло около сорока мирных жителей, в числе которых была и приемная дочь Муамара Каддафи, 15-месячная Ханна.
Казалось бы, все очевидно: Локерби – это личная месть ливийского лидера. Только вот сами же американские источники отмечают, что после этого налета Муамар Каддафи отдал распоряжение о сокращении финансирования радикальных организаций. В их числе - слов из песни не выкинешь - были и «Ирландская республиканская армия», и немецкие радикалы, и мусульмане на Филиппинах, и даже японские «левые». Ну и, разумеется, палестинцы и ливанцы.
Факты эти были столь очевидны, что, повторюсь, в качестве фигуранта следователи и Муамара Каддафи, и ливийскую разведку изначально не рассматривали. Поскольку основной версией был другой, «иранский след». Казавшийся куда как более правдоподобным, поскольку за пять месяцев до Локерби произошла «трагедия рейса 655».
3 июля 1988 года военный крейсер США «Винсенс» якобы «по ошибке» сбил над Персидским заливом иранский пассажирский самолет, везший паломников в Мекку. Все 290 находившихся на борту человек погибли.
Сразу после трагедии Джордж Буш-старший - тогда еще кандидат в президенты - заявил по этому поводу: «Я никогда не стану приносить извинения за Соединенные Штаты. Мне все равно, какие имеются факты». А уже после своего прихода в Белый дом он «примерно наказал» командира крейсера, Уилла Роджерса и офицера, отвечающего за ПВО. В апреле 1990 года они были удостоены наград «За боевые заслуги» - с формулировкой «За исключительно похвальные действия при несении выдающейся службы».
Это была уже большая политика. В ирано-иракской войне наступил перелом, иранская армия наступала на юге Ирака, вот-вот должно было пасть ключевое звено обороны Саддама Хусейна в этом районе – Рамалла. И Вашингтон решил спасать своего «лучшего врага», демонстративно сбив пассажирский самолет, тем самым показав, кто именно в Персидском заливе хозяин, и как этот «хозяин» будет действовать в случае дальнейшего продвижения иранцев.
В те дни командующий «Корпусом стражей исламской революции» Мохсен Резаи написал аятолле Хомейни: «Чтобы победить Ирак, мы должны изгнать американцев из Персидского залива, чего мы, конечно, сделать не можем». Демонстративное уничтожение американцами мирного рейса сыграло свою роль. И вот уже председатель иранского парламента Али Акбар Хашеми Рафсанджани заявляет, что инцидент со сбитым авиалайнером привел к серьезному пересмотру военной политики Тегерана. Несколько недель спустя правительство Ирана приняло предложение ООН о прекращении боевых действий с Ираком, по выражению аятоллы Хомейни, «выпило предложенную врагами Исламской республики чашу с ядом».
Но это было чуть позже. А 4 июля, на следующий день после трагедии рейса 655, в ООН выступил посол Ирана Джаафар Махаллати, сказавший следующее: «Мы будем использовать любые законные средства для осуществления нашего права на самозащиту. И, в силу вышесказанного, мы будем использовать любые законные средства для кары за этот террористический акт. И не просто для свершения кары. Кары ради наказания. Но мы прибегнем к наказанию с целью предупреждение подобных злополучных случаев».
Тогда же в Тегеране министр внутренних дел Али Акбар Мохташеми поклялся, что в отмщение за убийство пассажиров мирного рейса на организаторов преступления «с неба прольется кровавый дождь». С учетом того, что с 1982 по 1985 годы он был послом Ирана в Дамаске, участвовал в создании «Хезболлы» и тесно контактировал с представителями палестинских боевых организаций, именно его слова вспомнили после Локерби в первую очередь.
Более того, 11 мая 1989 года газета «Вашингтон пост» опубликовала отчет ЦРУ, в котором говорилось, что взрыв самолета был осуществлен палестинскими боевиками по заказу Ирана.
Как утверждали авторы материала, палестинские организации получили «10 миллионов долларов наличными и золотом за приведение в исполнение терактов. Он (Мохташеми – И.С.) заплатил такую же сумму с целью осуществления теракта на рейсе «ПанАм» 103 в отмщение за сбитый американцами иранский аэробус». Журналисты при этом ссылались на источники в Агентстве национальной безопасности.
Казалось бы, дело закрыто, и виновник назван. Ничего подобного. Иран на то время ни для Вашингтона, ни для Лондона в качестве «международного террориста №1» был не нужен. А вот Муамар Каддафи, с его активностью и самостоятельной политикой, серьезно мешавшей интересам Белого Дома и Даунинг-стрит и на Ближнем Востоке, и в Африке – совсем другое дело. И в марте 1990 года президент Чехословакии Вацлав Гавел вдруг обнаружил, что в конце восьмидесятых коммунистический режим Праги поставил Ливии тысячу тонн той самой взрывчатки «Семтекс», которая использовалось при взрыве самолета над Локерби. О чем и сообщил американским и британским властям.
Остальное было уже делом техники, точнее – квалификации фальсификаторов. В деле тут же появился «ливийский след»: офицер разведки Джамахирии Абдель Басет аль-Меграхи и Ламин Халиф Фхима, главный менеджер авиакомпании «Ливийские арабские авиалинии» на Мальте.
Версия, предложенная следствием, выглядела теперь следующим образом: Абдель Басет аль-Меграхи, глава службы безопасности авиакомпании, лично привез на Мальту чемодан с взрывчаткой и передал его Ламину Халифу Фхима. Последний должен был поместить его на рейс «Мальта-Франкфурт». Во Франкфурте смертоносный чемодан следовало переместить на другой рейс, направлявшийся в лондонский «Хитроу». Ну а затем, уже в «Хитроу», неустановленные лица его должны были «перебросить» во второй раз, по конечному адресу - на рейс №103, направлявшийся в Нью-Йорк. Лихо закручено, не правда ли?
Нестыковки в этой версии не просто лезли, они с визгом выпирали, какой эпизод ни возьми. Но – «высшие интересы национальной безопасности», а, значит, свобода слова и независимость суда побоку. И хотя Ламин Халиф Фхима и был оправдан, Абдель Басет аль-Меграхи в 2001 году был приговорен к пожизненному заключению.
Посчитав вопрос закрытым, власти ослабили контроль за прессой и частными расследователями, изучавшими это дело. Тут-то все и завертелось.
Шотландской журналистке Луси Адамс удалось ознакомиться с материалами специальной комиссии, которая проверяла ход судебного расследования: «Оказывается, министерство юстиции США заплатило большие деньги главным свидетелям обвинения, Полу и Тони Гаучи. Энтони Гаучи — это владелец магазина на Мальте, который заявил, что именно аль-Меграхи купил у него одежду, которую потом обнаружили в чемодане, где находилась бомба. Это были ключевые показания против аль-Меграхи. И теперь мы знаем, что Энтони Гаучи до судебного разбирательства остро нуждался в деньгах, и после того, как он выступил со своим свидетельством, он получил от американского минюста внушительную сумму - около двух миллионов долларов США».
Думаете, это все? Вот еще. Ульрих Лумперт, швейцарский инженер, являвшийся «важным свидетелем», признался, что он солгал о происхождении переключателя часового механизма. В сделанном для швейцарского суда заявлении под присягой он утверждал: «Я украл прототип часового механизма «Эм-Эс-Ти-13» и передал его без разрешения 22 июня 1989 года человеку, который занимался официальным расследованием дела Локерби». На самом деле, как утверждает теперь Лумперт, «переключатель часового механизма, использованный в бомбе, не являлся одним из тех, которые его компания продавала Ливии». То есть якобы «часть взрывателя», найденная на месте катастрофы, и фигурировавшая на процессе как одна из важнейших улик, вообще таковой не является.
Есть еще как минимум с десяток противоречий, которые суд и следствие откровенно проигнорировали. Но, если так, то почему Муамар Каддафи выдал двух своих граждан и выплатил 2,7 миллиарда долларов компенсации, почти по 10 миллионов долларов на каждую семью погибших? Рассчитывал, что «суд разберется»? Признал неопровержимость улик?
Тем более что выдача аль-Меграхи была для него совсем непростым делом. Получивший пожизненное заключение как «организатор теракта», Абдель Бассет принадлежал к одному из крупнейших ливийских племен - магараха, которое пользовалось в Джамахирии серьезным влиянием и активно защищало своего соплеменника. И уступило Муамару Каддафи только под твердые гарантии последнего, что он аль-Меграхи любыми путями «вытащит» из тюрьмы. Что, кстати, полковник и сделал. Как только появилась возможность диалога с Лондоном, «Международный благотворительный фонд развития имени Каддафи», возглавляемый сыном ливийского лидера Саифом аль-Исламом, стал добиваться освобождения для пожизненного заключенного.
У аль-Меграхи «внезапно» обнаружился рак простаты, жить ему, по заключению врачей, оставалось не более трех месяцев - в действительности, скончался он в мае 2012 года - а потому «правительство ее величества, руководствуясь соображениями гуманности», передало его ливийским властям. Итак, 19 августа 2009 году аль-Меграхи был освобожден и вернулся в Ливию. В столице Джамахирии ему устроили торжественную встречу: тысячи людей с флагами и транспарантами приветствовали его, как героя. На главной площади Триполи прошли народные гуляния, а сумма «отступных» за освобождение, заплаченных Лондону ливийскими представителями, так, видимо, навсегда и останется неизвестной.
Но для чего нужны были эти сложности? Ответ на это дали сами ливийские власти еще в 2004 году: наша страна невиновна, но была вынуждена пойти на уступки в качестве «цены за мир». При этом, кстати, оговорив, что выплата 2,7 миллиарда долларов семьям жертв катастрофы над Локерби не будет считаться «признанием Ливией вины за произошедшую трагедию».
И еще одна пикантная подробность - в мае 2007 года, незадолго до того, как британский премьер-министр Тони Блэр отправился в Триполи на встречу с Муамаром Каддафи, посол в Ливии сэр Винсент Фин отправил ему письмо. О том, что «договор о передаче террориста Абдель Бассета Али аль-Меграхи готов к подписанию». И условием его вступления в силу является заключение контракта на приобретение у Великобритании систем ПВО.
Эта сделка не состоялась. Переговоры шли до конца 2009 года, а затем у Лондона, видимо, планы в отношении Каддафи резко поменялись. Но факт переговоров – дело доказанное.
Без малого 27 лет прошло после трагедии над Локерби. Но внятных ответов на ключевые вопросы этого дела так и не прозвучало.
Что заставило большое число людей – 165 человек - в последний момент сдать свои билеты на рейс 103? И ведь каких людей! Аннулировали бронь 80 процентов штатных сотрудников посольства США в Москве.
То же самое сделала и вся делегация ЮАР, которая должна была лететь в США для подписания в ООН соглашений о независимости Намибии. Отказались от вылета этим рейсом Джон Маккарти, бывший в то время послом США в Ливане, Крис Ревелл, сын Оливера Ревелла, исполнительного помощника директора ФБР, и Стивен Грин, помощник руководителя отдела разведки в управлении США по борьбе с наркотиками.
Почему служба безопасности «ПанАм» проигнорировала неоднократные предупреждения о готовящемся на одном из ее самолетов теракте с описанием устройства, которые со 2 ноября рассылало Федеральное авиационное управление США?
Причем, 5 декабря ФАУ выпустило уведомление о мерах безопасности, в котором указывалось: в посольство США в Хельсинки поступил телефонный звонок с предупреждением. Звонивший говорил с арабским акцентом и сообщил, что в течение ближайших двух недель будет взорван самолет авиакомпании «ПанАм», совершающий рейс из Франкфурта в США. А 8-9 декабря, в результате облавы израильского спецназа на ливанскую штаб-квартиру «Народного фронта освобождения Палестины», были захвачены документы, указывающие на готовящийся теракт на авиалайнере компании «ПанАм», совершающем рейс из Франкфурта в конце декабря. О чем израильтяне немедленно сообщили в США и Германию.
Предупреждение о возможном теракте было вывешено 13 декабря на доске объявлений в посольстве США в Москве, а затем распространено среди всей американской общины, в том числе журналистов и бизнесменов. Помощница посла Карен Деккер вспоминала: «В посольстве очень беспокоились о том, чтобы все были уведомлены о существующей угрозе теракта, и чтобы люди, которым было необходимо лететь на рейсах западных авиакомпаний через Франкфурт, поменяли бы свои билеты».
И – конкретнее уже некуда – 18 декабря уголовная полиция ФРГ получает секретную информацию о готовящемся в следующие 2-3 дня теракте именно на рейсе 103. Эта информация передается в посольство США в Бонне, которое сообщает о ней государственному департаменту. Тот, в свою очередь, передает предупреждение в остальные дипломатические миссии.
На сегодняшний день доказана причастность к теракту палестинской боевой группы «Черный сентябрь» под руководством Абу Нидаля. Но к этому времени он уже был завербован израильской разведкой «МОССАД». «Кинул» кураторов, или же они «придержали информацию»?
Взрывное устройство изготовил иорданец Маруан Кхреезат, сотрудничавший с «Народным фронтом освобождения Палестины». Но и здесь та же картина: работал на западногерманскую разведку.
И, наконец, за несколько часов до взрыва, 21 декабря 1988 года, агент наблюдения федеральной уголовной полиции Германии, следивший за погрузкой багажа на рейс 103, заметил, что чемодан, в котором перевозился «специальный груз» управления США по борьбе с наркотиками был заменен другим, отличавшимся по виду, форме, материалу и цвету. Но очень сильно похожим на тот, что был указан в ориентировках ФАУ. Федеральная уголовная полиция доложила об этом группе ЦРУ в Висбадене, которая по инстанции передала информацию своему руководству и вскоре ответила: «Не беспокойтесь об этом. Не останавливайте груз. Пропустите»…
Все меньше остается сомнений, что взрыв над Локерби стал результатом разборок американских спецслужб из-за торговли опиумом и героином в Ливане.
В декабре 1988 года работавшие в стране агенты военной разведки выразили формальный протест, разоблачив соучастие ЦРУ в наркобизнесе. Добираться до Вашингтона, где намечался грандиозный скандал, внутреннее расследование и политические разборки, они решили рейсом 103…
Локерби – это напоминание всем нам. Вместе с поговоркой «Не все то золото, что блестит», по нынешним временам вполне справедлива и ее перефразированная версия: «Не всякий, назначенный «международным террористом №1», им является». Политика утверждения «мировым сообществом» кандидатов на эту роль – с последующей истерией в прессе – зачастую ничего общего с реальностью не имеет.
?>