Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 февраля 2024

Тайна «777»

Пропавший «Боинг» могли сбить по ошибке
Дмитрий Мельников
24.03.2014
Тайна «777»

Освещение кризиса на Украине поставило во второй ряд новостей историю пропавшего «Боинга 777». Речь – о бесследном пока исчезновении в водах то ли Тихого, то ли Индийского океана новейшего лайнера малазийских авиалиний.

Вкратце предыстория такова. Управляемый опытнейшим пилотом с почти тридцатилетним стажем, огромный «Боинг-777» малазийской авиакомпании рейсом Куала-Лумпур - Пекин бесследно исчез с экранов радаров в ночь на восьмое марта по местному времени при перелете над Южно-Китайским морем. На борту самолета находились 239 человек, в том числе - 12 членов экипажа.

После нескольких не подтвердившихся сообщений о том, что место падения лайнера обнаружено, район поисков расширился едва ли не на половину Восточного полушария. В поисковой операции принимает участие двадцать шесть стран.

Вашингтон уже подключил к расследованию таинственного исчезновения «Боинга» агентов ФБР - на том лишь основании, что среди пассажиров были четыре американца.

Сейчас выдвигается несколько версий. Одна из основных - угон самолета. На первых порах утверждалось, будто это совершили лица, севшие на рейс по паспортам, которые были похищены в Таиланде еще в прошлом году. Общественности попробовали внушить, что пара отдыхавших итальянцев потеряла свои документы. Даже приводились подробности: итальянец отправился кататься на скутере, оставив в залог паспорт. А в это время некий злоумышленник, представившийся другом несчастного, сумел убедить таиландца - хозяина конторы проката в том, что владелец паспорта его близкий друг, и просил его забрать документ для оформления очередной покупки. Даже если это и так, то итальянец должен был незамедлительно сообщить о случившемся в дипломатическое представительство своей страны, и ему бы незамедлительно выдали новый документ, а старый был бы аннулирован. Сведения о прежнем паспорте должны были поступить в Интерпол – оттуда информация направляется в финансовые учреждения, а также авиакомпании. Такова обязательная процедура.

Да, иммиграционный контроль в аэропорту мог «зевнуть» и не обратить внимания на то, что паспорт значится в списке утерянных. Но проморгать факт нахождения его владельца на территории Таиланда намного больше времени, нежели это подобает туристу – вряд ли.

Общественности же скармливают версию о том, что двое злоумышленников смогли спокойно сесть на рейс. Еще одна деталь: билеты были приобретены за тайские баты. Трудно найти иностранца, который специально обменивает доллары, евро или фунты стерлингов на баты, а затем «наличкой» оплачивает билеты. Для этого существует «пластик», то есть кредитная карта. Но, получается, эта деталь тоже никого не насторожила. Да и вообще, практически все туристы у себя на родине сразу приобретают билеты туда и обратно: экономят время и деньги.

Тем не менее, можно допустить, что два злоумышленника прошли на борт самолета и смогли воплотить в жизнь свой план. Какой? Первоначально все говорили о взрыве на борту. Значит, террористам удалось обмануть службу охраны аэропорта, спрятав то ли в багаже, то ли в ручной клади взрывное устройство? И его не обнаружили ни технические средства, ни специально обученные собаки? Тогда следует говорить о том, что террористам помогали: и сотрудники паспортного контроля, и работники служб безопасности…

Примем это предположение, каким бы невероятным оно ни выглядело. Но почему тогда никто из террористических организаций не взял на себя ответственность за совершенное злодеяние? Ведь для них главное – объявить себя «героями».

На Западе, понятно, говорят о том, что за исчезновением самолета стоит все та же «Аль-Каида», которая могла орудовать как в одиночку, так и в «содружестве» с экстремистами из Малайзии, Индонезии или южной части Филиппин.

Есть предположения, что за террористическим актом – если он действительно был – могли стоять уйгурские сепаратисты, добивающиеся отделения от Китая Синьцзяна.

Дошло до того, что в доме пилота устроили обыск лишь на том основании, что он мусульманин и сочувствовал оппозиционным силам Малайзии. Теперь пытаются понять, зачем командир воздушного судна устроил у себя дома фактически профессиональный авиасимулятор. Что в этом плохого – сказать трудно.

Утверждается также, что самолет мог быть угнан к афганским талибам, а те используют его для атаки на какой-нибудь крупный город, как это было в 2001 году. Но как мог тогда огромный пассажирский лайнер незамеченным преодолеть систему слежения за воздушным движением нескольких стран? Ведь он не оборудован технологией «Стелс», укрывающей самолет от радаров. Можно, конечно, еще попытаться вести лайнер, лавируя между зонами покрытия различных радиолокационных станций. Но для воздушного судна подобного класса необходима большая взлетно-посадочная полоса…

Нагромождение самых разнообразных, в том числе и нелепых версий, привело к тому, что к поискам пропавшего лайнера подключились практически все государства региона. А площадь поиска расширилась до чудовищных размеров: обнаружившая в южной части Индийского океана некие обломки Австралия ведет их на площади девятнадцать миллионов квадратных километров. Но это все равно, что искать иголку в стоге сена.

Представляется, правдоподобными можно считать три версии. Первая - неисправность систем самого лайнера, приведшая к потере управления и последовавшему падению. Пока не найдены обломки и черные ящики, гадать о том, какой именно агрегат отказал, бесполезно. В данный момент важно то, что такая возможность не исключается.

До этого времени катастроф с «Боингами 777», произошедших по вине техники, зафиксировано не было, случались лишь аварии, вызванные ошибками пилота.

Понятно, что мировой авиагигант меньше всего заинтересован в потере своей репутации. В 1996 году виновником крушении лайнера компании «Транс уорлд эрлайнз» сразу же и без всяких доказательств назначили иранские спецслужбы, хотя позже выяснилось, что виной всему банальное короткое замыкание на борту самолета. Сегодня понадобилось две недели, чтобы начали звучать робкие предположения: причиной катастрофы могли послужить литий-ионные аккумуляторы, вещь небезопасная. Тем самым компания «Боинг» в очередной раз пытается обелить себя, подставив производителей источников питания. Ведь аналогичные проблемы с «Лайнером мечты», самолетом с индексом «787», теперь пытаются списать на смежников–японцев, которые занимаются изготовлением крыльев.

Другие версии - из разряда совсем конспирологических. Первое: самолет могли сбить по ошибке. Сделать это могли либо ВМС, либо ВВС США, а также их союзников. Третьего июля 1988 года, когда американский крейсер «Винсеннес» находился в территориальных водах Ирана, с аэродрома Бендер-Аббас отправился в Дубай самолет «А-300» местной авиакомпании «Иран эйр» с 274 пассажирами, гражданами шести стран, и 16 членами экипажа на борту. Авиалайнер выполнял полет в рамках коридора, выделенного для совершающих полеты по этому маршруту гражданских судов, но экипаж «Винсеннеса» с помощью самой новейшей техники не сумел идентифицировать его как гражданский.

Машину приняли за истребитель-перехватчик ВВС Ирана, командир «Винсеннеса» отдал приказ уничтожить самолет.

Никому из находившихся на его борту 290 человек спастись не удалось…

Тогда Вашингтону, хоть и с огромным трудом, удалось «пригасить» чудовищных масштабов скандал. Аналогий с событиями 26-летней давности никто не проводит, но эксперты уже начинают вспоминать о технической подготовленности американских военных.

Согласно второй версии, речь тоже идет об «американском следе»: на борту самолета могло находиться нечто, что удалось добыть спецслужбам Пекина, и это «нечто», с точки зрения Вашингтона, не должно было ни в коем случае попасть в руки китайцев. У китайцев в Малайзии обширная диаспора, которая обладает очень неплохими возможностями в плане добычи информации. На борту могли быть сверхсекретные документы, микросхемы военного назначения. Наконец – высококачественные клише для печатания долларов, с помощью которой очень просто изготавливать практически оригинальную «зеленую бумагу», как говорится, на дому.

Поскольку внятных предположений исчезновения самолета до сих пор сделано не было, и эти версии имеют право на существование.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.02.2024
Валерий Панов
Зачем Европе понадобилась собственная армия, оснащенная ядерным оружием?
Фоторепортаж
13.02.2024
Подготовила Мария Максимова
Галерея «Наши художники» представляет персональную выставку Ивана Лубенникова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..