Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Что сгубило «Коста Конкордиа»?

Что сгубило «Коста Конкордиа»?

ЧП с итальянским круизным лайнером стало темой номер один в мировых СМИ
Сергей Птичкин
15.01.2012
Что сгубило «Коста Конкордиа»?

Мы зачастую просто не хотим понять, что жизнь наша все больше и больше зависит не от чьего-то профессионального мастерства, а от работы компьютера, функционирование которого, в свою очередь, связано с факторами, на которые человек повлиять иногда не может.

«Коста Конкордиа» - огромный океанский лайнер, высотой с семнадцатиэтажный дом. В нем могли комфортно путешествовать и работать в качестве обслуживающего персонала почти пять тысяч человек. Это настоящий плавучий город, пусть и небольшой по земным меркам. Управляется такое судно исключительно с помощью компьютерной техники. Человек самостоятельно просто не в состоянии контролировать в режиме реального времени все механизмы корабля и руководить движением махины длиной почти триста метров и водоизмещением больше ста тысяч тонн.

Уровень развития современных систем автоматического управления достиг такого развития, что отпадает сама профессия флотоводца.

Помощнику капитана, отвечающему за штурманскую прокладку курса, необходимо лишь грамотно заложить в судовой компьютер маршрут движения, а капитану - проконтролировать. При этом ни тому, ни другому не надо быть семи пядей во лбу и что-то там рассчитывать. Все уже давно просчитано и сведено в специальные алгоритмы движения, в завершенные подпрограммы, которые в единую программу сводит опять же специальная компьютерная программа. Надо лишь строго следовать конкретному протоколу, который разрабатывают специалисты-кораблестроители.

Так же работают мотористы. И для них главное — ввести нужную программу, которая уже сама будет контролировать работу главной силовой установки - в зависимости от погодных условий и заданных скоростей движения.

Тем, кто раньше прокладывал на картах курс корабля, кто нес штурманскую вахту и следил за точностью движения по проложенному маршруту, кто «парился» в машинных отделениях, сегодня требуется всего лишь следить за дисплеями компьютеров, которые, конечно же, сразу дадут знать, что и где вдруг заработало не так, как требует протокол движения.

В случае с инцидентом у берегов Италии еще многое предстоит выяснить. Однако непонятно: неужели все, кто стоял на вахте, не видели, что лайнер неудержимо идет на берег? Ведь если бы он не напоролся на подводные скалы, он бы, скорее всего, просто выскочил на побережье острова Джилья.

На всех современных океанских лайнерах, по идее, есть эхолоты, сканирующие подводное пространство по курсу движения судна. Они должны были дать сигнал тревоги об опасном сближении с дном. Однако не факт, что эхолоты работают постоянно. Впрочем, такой дорогостоящей аппаратуры может и не быть. Зачем она? Круизные лайнеры не плавают, как заблагорассудится капитану. Они ходят только утвержденными и тысячи раз проверенными маршрутами, движение по которым автоматика отслеживает с точностью до сантиметра. Если же приходится входить в сложные районы плавания, на помощь приходят лоцманы и даже специальные буксиры, которые проведут судно любого размера по самым узким местам.

В случае с «Коста Конкордиа», скорее всего, сбой дала компьютерная система, управляющая движением огромного океанского корабля.

Она и вывела лайнер прямо на рифы, которые, как выясняется, даже не были обозначены в специальных цифровых картах, по которым сейчас осуществляется судовождение. Вахтенные просто ничего сделать не могли — хотя это, конечно же, предположение. Точную картину случившегося установит следствие.

Могло случиться все, что угодно. Завис или подвергся атаке вируса центральный компьютер. Возможно, имело место внешнее воздействие. Вспышка на Солнце, магнитная буря, военные учения с применением мощных средств радиоэлектронного противодействия, и многие другие факторы тоже способны внести серьезный сбой в работу сложной электронно-вычислительной системы. И все! Человек сделать ничего не сможет. Выключить «глюкнувший» компьютер? Это зачастую физически невозможно. К тому же, если просто все обесточить, то лайнер потеряет управление — и это не выход. Резервных механических систем управления практически нигде нет — удовольствие дорогое и, как считается, излишнее.

Хорошо, если компьютерный сбой происходит в открытом море. Там хоть есть возможность снизить скорость до минимума и дать сигнал SOS. А если проблемы начинаются у берега или в плотной судоходной зоне? Здесь беда неминуема.

Отказ систем управления у круизных лайнеров чреват большими жертвами, но шансы спастись у всех, находящихся на борту, тоже велики. А вот если, скажем, «глючит» бортовой компьютер лайнера авиационного, то катастрофа с человеческими жертвами неминуема. Сейчас самолетом управляет не летчик, а именно компьютер. Пилот же управляет этим самым компьютером, запуская в нем те или иные программы. Правда, взлет и посадка пока еще осуществляются в ручном режиме, однако скоро и этот «недостаток» будет устранен. Впрочем, ручное управление взлетом-посадкой весьма условно. Командир воздушного судна держит в руках не штурвал, а сжимает пальцами небольшой джойстик, который передает команды на компьютер. Как только необходимая высота набирается, летчикам можно спать. За них все решит ЭВМ.

Увы, в истории авиации последних лет уже случилось несколько катастроф, когда компьютер начинал выдавать органам управления самолетом совершенно неадекватные команды, а отдыхавший экипаж замечал сбои слишком поздно.

Да и заметив, просто не успевал перезагрузить компьютер или внести в него команды, блокирующие «техническое сумасшествие». Уже потом, исследуя «черные ящики», эксперты выясняли, что по какой-то причине в компьютер вводились, к примеру, неверные данные по скорости. Автоматика начинала устранять сбой нормального полета, которого на самом деле не было. Самолет либо тормозился, либо ускорялся, а в итоге сваливался в штопор.

При спокойном разборе становилось ясно, что в принципе создатели систем управления предусматривали такие нештатные ситуации и писали рекомендации, как из них выходить. Вот только ситуации эти развивались настолько стремительно, что искать в толстых наставлениях по эксплуатации самолета нужную страницу, а потом шаг за шагом выполнять инструкцию, времени у экипажей не оставалось.

В ближайшем десятилетии человечество в планетарном масштабе окажется полностью зависимо от электронных систем управления. Все мы в буквальном смысле попадем в сети мировой компьютерной паутины. На заре капитализма в Великобритании возникло движение луддитов, известное тем, что его сторонники громили ткацкие станки, считая, будто именно они отнимают хлеб у настоящих ткачей. Протестное движение, как и принято в цивилизованной Европе, было жестко подавлено, многих адептов луддизма сослали на каторги, отправили в тюрьмы и даже казнили. Просвещенная же общественность смеялась над «невежественными» ремесленниками, которые привыкли все творить своими руками, не доверяя машинам и страшно боясь технического прогресса. Прогресс этот, как считается, необратим и лишь набирает обороты, все ускоряясь и ускоряясь.

Однако уже в конце ХХ века люди стали задумываться: а весь ли технический прогресс служит благу человека? Так ли он необратим? И, может быть, имеет смысл где-то притормозить его безудержное развитие?

Однако такие мысли и по сей день воспринимаются как несвоевременные. Куда же нам без всеобщей телекоммуникации, компьютеризации, вакцинации, генной модификации и прочего, прочего, прочего? И кем мы будем в мире всесильных машин, нами же созданных? Бессильными существами, покорно ждущими своей печальной участи? Или все-таки мы, люди разумные, не идя по стопам луддитов, сами определим четкие рамки того технического прогресса, который будет действительно облегчать повседневную жизнь, но никак не представлять для нее смертельной угрозы?

«Коста Конкордиа» переводится как «Берег согласия». И «Согласие» это разбилось у самого берега. Возможно, некими высшими силами был дан знак. Пока еще согласие человека и машины находится в пределах спасительных берегов...

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..