Зураб Чавчавадзе: из огня да в полымя

Публицист и общественный деятель, представитель второго поколения первой волны русской эмиграции, З.М. Чавчавадзе в год своего восьмидесятилетия подарил читателям свои мемуары, которые повествуют не только о судьбе его семьи – в них оживает полная драматизма история СССР, увиденная глазами православного человека, представителя подлинной русской элиты – по рождению, духу и культуре.
Сам автор признался, что не собирался писать воспоминания – слишком трудно было решиться погрузиться в атмосферу пережитого, пробудить то, что уже отболело, скрылось за чередой лет. Появлению книги читатели обязаны мужеству автора и настойчивым просьбам его близких.
З.М. Чавчавадзе родился 28 января 1943 г. в Париже в семье, принадлежащей к княжескому роду, который упоминается в грузинских летописях с древних времен. Этот род дал немало прославленных военачальников, чьи имена вписаны в историю Грузии и России. Гвардейским кадровым офицером был и Михаил Николаевич, отец Зураба Михайловича. После установления советской власти в Грузии в 1921 г., спасая свою жизнь, он обосновался во Франции.
Девичья фамилия Марии Львовны, матери Зураба Михайловича – Казем-Бек, она принадлежала к знатному персидскому роду, который был в родстве с Толстыми, Шаховскими, Оболенскими, Римскими-Корсаковыми, Панаевыми, Баратынскими… В десятилетнем возрасте вместе с родителями Мария Львовна оказалась во Франции.
Парижский период истории своей семьи автор описывает через портреты своих родственников, основываясь на их воспоминаниях.
Бесхитростные рассказы, часто с добрым юмором, без патетики и риторических вопросов, вызывают острое чувство горечи от осознания страшной трагедии, которая превратила этих людей в беженцев, а Отечество лишилось их знаний, сил и недюжинных талантов.
Отец семейства, как и большинство русских беженцев, долго перебивался случайными заработками, не брезгуя никакой работой – от поденщика, до артистического директора кабаре. Особенно трудно пришлось в годы войны: карточная система на продукты, дороговизна в сочетании с безработицей превращали жизнь в борьбу за выживание.
День нападения Гитлера на СССР стал для семьи самым горестным. В споре внутри эмиграции между «оборонцами» и «пораженцами» Чавчавадзе бескомпромиссно были на стороне тех, кто желал победы своей Родине. Их желание сохранить Отечество было сильнее, чем жажда увидеть крах большевистского режима ценой сокрушения Родины фашистским агрессором. С улыбкой и слезами читаешь историю о том, как дед автора Л.А. Казем-Бек, бывший офицер лейб-гвардии Уланского Ея Величества полка и участник Белого движения вывесил на балконе алое полотнище – собственноручно выкрашенную красной краской простыню, прикрепленную к швабре, услышав по радиоприемнику о победе советских войск под Сталинградом. Он сделал это в нескольких кварталах от гестапо, в самом центре Парижа, оккупированного немцами. Вызванный «на ковер» в полковое объединение улан, где его намеревались исключить из объединения за вывешенный флаг « поработителей России», он заявил, что «с 22 июня 1941 г. красный цвет стал символизировать только лишь реки жертвенной крови, героически проливаемой русским народом во имя Отечества».
В 1947 году семья Чавчавадзе решила репатриироваться из Франции на Родину, несмотря на все попытки друзей и знакомых отговорить от этого шага. Замечено, что когда человек долго живет вдали от мест, где он родился и вырос, у него появляется тенденция к идеализации или, наоборот, к очернению прошлого.
Чавчавадзе принадлежали к первым. Идеализация вырастала из мучительного ностальгического чувства оторванности от любимой Родины, мечты о возвращении на землю своих предков.
Нет, они не имели радужных иллюзий и вовсе не думали об утраченных когда-то ценностях. Они понимали, что страна разрушена страшной войной и горели желанием помочь в ее восстановлении. Они надеялись, что после победоносной войны страна начнет меняться, народ потребует от своих правителей уважительного отношения к вековым национальным ценностям, к традиционному укладу жизни. Здесь-то и пригодится опыт русской эмиграции, хранившей дух, традиции, обычаи, бытовую культуру России.
В памяти пятилетнего Зураба навсегда запечатлелась сцена на Лионском вокзале Парижа, когда окруженные толпой провожавших друзей и родных члены его семьи, все девять человек, громко запели на перроне советский гимн.
В эмиграции тогда рассказывали такой анекдот. Уезжают эмигранты в СССР, а их родственники тоже хотят, но побаиваются и просят отъезжающих, пожив и осмотревшись, сообщить, опасно ли туда ехать или нет. Те отвечают, что это невозможно – письма вскрывают и читают. А вы вложите в конверт свою фотографию. Если вы будете сфотографированы стоя, мы поймем, что можно ехать, а если сидя, то нельзя. Через два месяца приходит письмо из СССР. В нем нет письма, а только одна фотография – вся семья сфотографирована… лежа. Племянница Зураба Михайловича, профессиональный художник Т. Некрасова-Трубецкая, которая оформляла обложку его книги, творчески использовала этот анекдот.
Михаил Николаевич и Мария Львовна Чавчавадзе с пятью детьми, дед по материнской линии Лев Александрович Казем-Бек и дядя отца Спиридон Михайлович Чавчавадзе, прибыв в СССР, попали под каток сталинских репрессий.
Ужасов прямых репрессий каким-то чудом удалось избежать только деду – пожилой человек добровольно поехал в Казахстан, куда была сослана семья Чавчавадзе, где он умер и был похоронен без отпевания и без гроба. На лицо ему положили плат – вышитый им бисером и бусинами на куске белой материи образ Тихвинской Божией Матери.
Спиридон Михайлович скончался после двух лет одиночной камеры, не вынес тюремных мучений и пыток. Первым был арестован прямо на улице в 1949 г. Михаил Николаевич, после второго ареста в 1950 г. он был осужден на 25 лет лагерей за шпионаж в пользу пяти иностранных разведок. Незаслуженное наказание отбывал до освобождения в 1956 г. В декабре 1951 г. Мария Львовна с детьми (младшему было 6 лет, самой старшей – 17) была выслана в Казахстан, откуда семья вернулась в 1956 г.
Страницы о злоключениях членов семьи потрясают и могли бы стать основой не для одного романа или фильма.
Больше всего потрясает то, как Зураб Михайлович рассказывает о мытарствах своей семьи. Казалось бы, он говорит о страшных вещах, о произволе, несправедливости, бесчеловечности. Но эти рассказы не вызывают чувства ненависти или уныния.
Автор показал, как переносят тяжелейшие испытания истинно православные люди, которые не просто верят в Бога, а живут по вере. Ничто не смогло поколебать в них любви к Отечеству, веры в его возвращение к вековым традициям русской жизни. Они жили не мечтами о мести, а твердым упованием на Промысл Божий.
Большой интерес представляют рассказы автора о дружбе с яркими и незаурядными людьми, которые встретились на его жизненном пути. Всех имен и не перечислишь. Иные попали в поле зрения автора еще до того, как стали известными историческими личностями.
Зураб Михайлович написал об истории своей семьи, а получилась поистине душеполезная книга, которая ярко показывает, что такое русский дух, патриотизм и любовь к Отечеству. Эта книга – напоминание нам о том, как важно беречь единство народа, без которого невозможно процветание нашей Родины.
На вечере были показаны два новых фильма Е.Н. Чавчавадзе: «Русская гимназия в Париже» и «Русская балалайка». Их показ в скором времени запланирован на телевизионном канале «Культура». Эти фильмы – яркая иллюстрация мудрых строк поэта И. Северянина: «Родиться Русским – слишком мало, им надо быть, им надо стать».
Я к "коммунякам" никакого отношения не имел и не имею. К сожалению. В силу возраста. Зато очень хорошо умею считать и по "логике" пятерка в дипломе. Так вот, несмотря на весь ваш незамутненный поток сознания, факты остаются следующими: "Камуняки" оставили вам страну с передовой промышленностью, развитой наукой, лучшими в мире медициной и образованием, мощнейшим ВПК и самой сильной армией в мире. Что сотворили со всем этим богатством вы - очевидно уже даже самому тупому обывателю. Почему я пишу "вы сотворили"? На самом деле, правильно писать "мы сотворили". Просто мне очень стыдно, что я принадлежу к вашему пустому поколению, которое просра...о все, что только можно, и вместо исправления ошибок, только и ноет, что их обманули чубайсы, камуняки, печенеги, нужное подчеркнуть.. Очень стыдно перед дедами. И особенно стыдно перед детьми, которым останутся одни развалины. Но в отличие от вас, я хотя бы это осознаю. Удачи и берегите нервы
Вы ищите виноватых в тех, кто к развалу СССР не имеют отношения. Раньше были виноваты сословия РИ, потом «проклятый империализм».
Но главное, о чем вы даже боитесь подумать и назвать тех, кто виновен, вы обходите стороной. Кто придумал социализм-коммунизм? К. Маркс — немецкий еврей. Фамилии революционеров0-террористов — псевдонимы. К постройке и к краху СССР привели паразиты.
Продолжать нет смысла. Потроллить коммуняк, играя на полузнаниях, можно и далее. Поднадоели болтовней о своей «священной корове», которая как объект обожания. Не заметили, как ради пролетариата и крестьянства и его обеспечении, т. е. «человеку труда», достойные условия для существования, большевистско-террористическая партия ничего не сделала. Потому что выходцы в ней были из паразитического племени и потому представления о «священной корове» у них своеобразные.
И страна богата недрами.
Паразитическая партия заняла место сословий, которых уничтожила. Постепенно она превратилась в закрытое общество без всякой ответственности. Развалив СССР, поделили ответственные места. Ну а что началось — вам известно. Леденящий душу ужас пришел к народу.
Ваши комменты похожи на утопию..
В 91-м году вы избавились от "коммунякоф". Да, да! А те, кто занялся прихватизацией и разграблением народной собственности - это уже по определению не "коммуняки", так как коммунизм есть отсутствие частной собственности на средства производства (это если вы уроки в школе прогуливали). Но я очень хорошо понимаю желание поставить знак равенства между настоящими коммунистами, которые построили великую страну и прихватизаторами, которые ее прос..ли. Желание это объяснимо. Надо снять ответственность с себя! Потому что именно те, кто сейчас кричит про "крававый рэжим" и называет руководителей СССР "картавый" и "гуталин" - именно они в 91-м году махали триколорами различных тонов на всех площадях во всех республиках СССР. Это они поддерживали перерожденцев из КПСС во всех их "благих" начинаниях! Это с их одобрения стреляли по Верховному Совету в 93-м! Это они растоптали конституцию СССР и нарушили все присяги и клятвы! Это они, вместе с перерожденцами из КПСС, развалили территорию и разделили народы! А теперь пытаются разорвать эту прочную порочную связь и выставить перерожденцев единственными виноватыми, а сами всячески демонстрируют свое "праведное" фи! Нет, дорогие мои, без вашей могучий поддержки, эти ельцины, чубайсы и гайдары ничего бы не смогли сделать! Они сделали всё вашими руками! И не делайте вид, что вы в сторонке тогда стояли. Вы не стояли!
Побольше пепла на головы ссыпьте и прощенья просите у русского народа, что столько терпели предателей и глупцов от большевистского отребья, от теоретиков коммунистического заговора. Создатели воображаемых крестьян и рабочих, которых превозносили до небес на словах, к живым относились на основе насилия, приказов, физического выживания, беспрекословного выполнения, чего так хотелось им, благодетелям, спасителям, коими они себя считали. Красная диктатура превращала страну в тотальный концлагерь. Людоеды они и есть людоеды. Что картавый, что гуталин, что сморчок, ушибленный ледорубом. Антибандитская сущность главбандитов оправдывается вами.
ВИНОВАТЫ. Желания прибрать к рукам - вот была их цель путем террора.
Понадобились годы, чтобы прибрать к рукам созданное рабским трудом пятилеток.
И военные действия на Украине - их рукотворческая деятельность. Ваши коммуняки развалили единую территорию. Разделили народы. Вонючую марксистскую идеологию, не прижившуюся на земле еврея Мардохея, притащили в РИ и путем террора на еврейские деньги банкиров устроили шабаш. Хотели мировой, но хотелки их ГУТАЛИН в 37-ом прикрыл.
В скрижали четкие веков,
Сберег, как девственница, совесть
И веру дедов-стариков. С.Бехтеев. Немногим.
Просто релокация
Кто на Царя не восставал,
Кто чашу мук и слез изведал,
Но малодушно не роптал.
С. Бехтеев. Немногим.