Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024

«Зачистка» ВДНХ

Как Никита Хрущев боролся со сталинским наследием
Алексей Балиев
26.08.2014
«Зачистка» ВДНХ

ВДНХ отметила свое 75-летие. Официально ее открыли, по инициативе И.В. Сталина, 1 августа 1939 г. как «Всесоюзную сельскохозяйственную выставку» (ВСХВ). История главного выставочного комплекса страны была непростой. И почти за каждой датой, за каждым изменением названия стоят вполне определенные социально-экономические и политические процессы, происходившие в нашем государстве.

Предшественницей ВСХВ была «Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка» организованная в 1923 г. в Москве на Воробьевых горах. Во время Великой Отечественной войны экспозицию и библиотеку ВСХВ эвакуировали в Челябинск. Вновь выставка открылась в 1954 г. после реконструкции, которая длилась четыре года. А в соответствии с постановлением Совета Министров СССР сельскохозяйственная, промышленная и строительная (на Фрунзенской набережной) выставки в 1959 г. были объединены в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). Под этим названием она просуществовала до 1992 г., когда ее переименовали во Всероссийский выставочный центр» (ВВЦ). В середине мая этого года выставке было возвращено старое название - ВДНХ.

Выставка стала одним из главных пропагандистских символов советской политики и экономики, что находило наглядное отражение, прежде всего, в ее архитектуре.

Правда, со второй половины 1950-х власть, можно сказать, выбрала ВДНХ для наглядной демонстрации своих политических амбиций. Как известно, после 1955 г. началась и борьба с «излишествами» в строительстве. Было отмечено, что в ряде выставочных сооружений имеют место стилизаторство, эклектика и украшательство. Дальше – больше.

Образование ВДНХ СССР, то есть серьезное укрупнение всего выставочного комплекса, стало предлогом для того, чтобы вначале областные, а в 1963 г. и республиканские павильоны постепенно были перепрофилированы в отраслевые.

В 1963 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о ВДНХ СССР. Ключевым пунктом постановления был первый: «… показ достижений союзных республик в развитии промышленности, строительства и сельского хозяйства осуществлять в отраслевых павильонах Выставки… а показ общих достижений республик… сосредоточить в Центральном павильоне Выставки, упразднив в связи с этим павильоны союзных республик». В 1965 г. началась реализация проекта реконструкции. Выставка теперь организовывалась по отраслевому принципу. Павильоны представляли различные области народного хозяйства СССР. Это нанесло значительный вред архитектурной целостности архитектурного ансамбля.

Но суть этой, с позволения сказать, реконструкции заключалась совершенно в другом, что особенно проявилось когда СССР готовился к празднованию 50-летия Великого Октября. К юбилею выставку решили «осовременить». Почти со всех бывших республиканских павильонов были убраны украшающие их гербы, а внутри либо закрывалась, либо уничтожалась внутренняя отделка. «Реконструкция фасадов многих павильонов на ВДНХ 2010-2014 гг. выявила уникальные архитектурные элементы, которые ранее считались утраченными», - говорил в начале августа с.г. глава департамента правительства Москвы по культурному наследию Александр Кибовский. - Среди таких элементов мозаичные панно, интерьерные аксессуары, колоссальные объемы потрясающей живописи – настенной и на холстах. Всё это каждую неделю обнаруживается в павильонах!».

На площади колхозов были искажены бывшие павильоны «Казахская ССР», «Армянская ССР», «Азербайджанская ССР» (павильон «Поволжье» был реконструирован еще к 1959 году). Был разрушен гармоничный павильон «Грузинская ССР», «Дальний Восток» в 1959 году был переименован в «Советскую Книгу». Обширный павильон «Узбекская ССР» с уникальной национальной мозаикой «перепрофилировали» в павильон «Культура». На центральной аллее были снесены республиканские и краевые павильоны - «Таджикская ССР», «Туркменская ССР», «Татарская АССР», «Башкирская АССР», «Киргизская ССР» и «Центральные области» (среди них проходили съёмки фильма «Свинарка и пастух»). После уничтожения ансамбля центральной аллеи здесь в марте 1967 г. открыли «Доску почёта СССР».

Сносы затронули и площадь промышленности, известную как «Площадь механизации»: были снесены два крупных павильона «Совхозы» (тогда уже «Транспорт») и «Зерно» («Лёгкая промышленность»). Планировалось увеличить в два раза круглый пруд, придав ему форму квадрата, чтобы два новых стеклянных павильона «Химическая промышленность» (№ 20) и длинный павильон № 57 вписались в комплекс обновлённой ВДНХ СССР. Добавим, что за последние 20 лет комплекс потерял еще четыре павильона: «Урал» 1939 года (профессионально-техническое образование), «Мороженое» 1954 года, «Охота» и старейший павильон 1936 -1954 гг. — «Ветеринария». Зачем и кому нужны были эти трансформации? Выставка достаточно полно отражала состояние народного хозяйства СССР.

Как выяснилось позже, происходившие на ВДНХ изменения, в том числе и устранение «излишеств», носили целенаправленный политический характер.

Так, объединение нескольких выставок в одну и последовавшие потом метаморфозы фактически ликвидировали межнациональный принцип создания и работы ВСХВ.

Еще в 1961 г. в ЦК КПСС решили перепрофилировать почти все республиканские и национальные павильоны выставки в сугубо отраслевые. По имеющимся данным, Нуритдин Мухитдинов (1917-2008), тогда секретарь ЦК КПСС и член Президиума ЦК, выступил против. Он считал, что ВДНХ была сильна, в том числе политически, своим национальным колоритом - экспозициями союзных и крупных автономных республик. По его мнению, выхолащивание этой основы ВДНХ может негативно сказаться на настроениях в союзных и автономных республиках. Мухитдинова поддержали в руководстве Грузии, Латвии, Эстонии, Туркменистана, Таджикистана, Татарской, Карельской АССР. Но, как и следовало ожидать, несогласные остались в меньшинстве, а многие из них вскоре лишились своих должностей.

Самого Мухитдинова уже в начале ноября 1961 г. «ушли» из ЦК партии, в том числе и за то, что он выступил против выноса саркофага со Сталиным из мавзолея. И, что называется, процесс пошёл, причем он продолжался и после отставки Хрущева (октябрь 1964 г.), так как не было отменено упомянутое выше постановление 1963 г. «О перестройке работы ВДНХ», предписывающее ликвидировать все национальные и «упорядочить» отраслевые павильоны.

Некоторые иностранные СМИ отмечали в этой связи, что послесталинская ВДНХ, по замыслу властей, должна олицетворять создание новой нации – советского народа, потому и была начата своего рода «этническая чистка» главной выставки СССР.

В пользу такой версии говорит и тот факт, что после 1953 г. именно РСФСР лишилась ВСЕХ своих региональных павильонов. Наряду с «Поволжьем» и «Центрально-черноземными областями» были ликвидированы или перепрофилированы остальные российские экспозиции - «Советская Арктика», «Северо-восточные области», «Карелия», «Главфруктминвода», «Урал». Перечень других экспозиционных объектов, которые были «приговорены» к ликвидации, осуществленной в конце 1950-х – середине 1980-х, тоже говорит сам за себя. Это «Главхладпром», «Совхозы», «Зерно» с вегетационным домиком, посевами и площадкой для показа сельхозмашин, «Птицеводство», Типовая инкубаторно-птицеводческая станция, «Цветоводство и озеленение» с оранжереей субтропической природы, «Виноградарство и виноделие» с теплицей, «Садоводство», «Пчеловодство» с пасекой, «Хлопководство», «Чаеводство», «Рыбное хозяйство», «Прудовое хозяйство», «Ветеринария», «Кролиководство», «Масличные и технические культуры», торговые павильоны промысловой кооперации и кооперативного Роспотребсоюза, полевая лаборатория травопольных севооборотов, теплицы и парники, артезианская скважина уникально чистой воды... Понятно, все эти действия не могли не вызывать скрытого недовольства и в руководстве республик, и среди местного населения. И едва ли в Кремле не понимали, какие будут последствия.

Складывается впечатление, что, по крайней мере, отраслевые павильоны закрывались либо по мере ухудшения ситуации в конкретных отраслях, либо в канун нарастания кризисных тенденций в тех же отраслях. Но главное: с закрытием упомянутых экспозиций на ВДНХ перестали пропагандироваться реальные достижения во многих отраслях экономики и в научной сфере. Соответственно, с начала 1960-х всё меньше проводилось на ВДНХ отраслевых, межотраслевых и научных конференций, немного позже перестали издаваться на ВДНХ материалы этих конференций. Очень похоже, что это был хорошо спланированный процесс.

В начале августа мэр Москвы Сергей Собянин прямо сказал: «...Для чего это было в хрущевские времена сделано, трудно сказать. Может быть, Никита Сергеевич так не любил И.В. Сталина, что решил стереть все воспоминания и напоминания о нем».

По словам мэра, первый этап реконструкции ВДНХ был завершен к началу августа 2014 г. Вторым этапом «станут наполнение выставок и павильонов, а также точечные реставрационные работы. Большинство павильонов будет запущено в оборот. Предложений по этим вопросам, в том числе от москвичей и из стран СНГ, очень много. Мы их детально анализируем». В ходе ремонтных работ на ВДНХ были раскрыты исторические фасады и элементы внутренней отделки многих экспозиций, которые в 1960-1970 гг. были перестроены, сбиты или скрыты металлическими фальшфасадами. Так, в главном павильоне выставки (№1) – «Центральный» обнаружен легендарный горельеф скульптора Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», созданный в конце 1953 г. Как заявил А. Кибовский, теперь предстоит восстановить исторический облик зданий. Кроме того, обнaруженные элементы уникального декора на ВДНХ будут частично представлены в реставрационной мастерской, размещенной в павильоне №15.

ВДНХ, Главный ботанический сад и «Останкино» отныне составят единую зелёную зону в СВАО, объявил недавно Сергей Собянин. При этом Ботанический сад останется в ведении Академии наук.

«После того как к нам присоединили территорию «Останкино» и устранили забор Ботанического сада, мы занимаем территорию в 540 гектар. Это, скажем, почти в три раза больше, чем государство Монако», - сказал генеральный директор выставки Владимир Погребенко. Что ж, как говорится, большому кораблю – больше плавание.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.