Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 декабря 2024
Воздушный бой с арканом и дротиком

Воздушный бой с арканом и дротиком

Как был совершен первый в истории воздушный таран
Максим Кустов, Анна Петросова
25.01.2007

Для чего знаменитый русский летчик Нестеров обрушил свою машину на австрийский аэроплан? С какой целью он поставил на кон свою жизнь?

Более 93 лет назад, 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1914 года в районе западноукраинского города Жовквы (в 1951-1991 годах город Нестеров) появились австрийские самолеты, вылетевшие из крепости Перемышль. Самым крупным из них был аэроплан марки "Альбатрос". Русские летчики, командир 11-го корпусного авиаотряда штабс-капитан ""Петр Нестеров (на фото) на своем самолете "Моран" и еще два пилота взлетают навстречу им. Однако австрийцы успевают уйти. Спустя три часа над расположением отряда вновь появляется все тот же австрийский "Альбатрос", на этот раз один, и Нестеров вновь поднимается для его преследования. Летчик быстро набирает высоту, догоняет австрийца в трех километрах северо-западнее деревни Липино, имея над ним преимущество в высоте. Маневрами "Морана" он стремился вынудить вражеского летчика к посадке в расположении российских войск, но тот удалялся к линии фронта. Тогда Нестеров, поднявшись выше неприятельского самолета, переходит в пикирование и своей машиной наносит удар по нему. Австрийский поручик Фридрих Розенталь разбивается вместе со своим "Альбатросом". Но гибнет и русский летчик...

Подвиг Нестерова впоследствии не раз вызывал недоуменный вопрос: какой смысл в этом подвиге? Разменять самолет на самолет и пилота на пилота?

А ведь Нестеров был отнюдь не рядовым летчиком. Родившийся 27 февраля 1887 года, 27 августа 1913-го он впервые в мире сделал такую сложную фигуру высшего пилотажа, как "мертвая петля". Набрав высоту 800-1000 метров, летчик выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолет, послушный уверенным рукам пилота, устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и вошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавной, красивой спиралью благополучно приземлился. С тех пор появился термин "петля Нестерова".

#comm#Все дело в том, что в начале Первой мировой войны на аэропланах не было встроенного бортового оружия. Лишь в 1915 году были придуманы способы надежной установки пулемета на воздушном корабле.#/comm#

А в 1914 году самолеты были практически безоружными. Попытки обстрела неприятельской машины из револьверов или винтовок были крайне неэффективными. Изобретались всевозможные экзотические способы поражения вражеских аэропланов. Рекомендовалось, например, "заметив самолет противника, полететь к нему навстречу и, пролетая над ним, сбросить на него снаряд сверху".

"Снарядом" при этом могли служить дротики, гири или просто бруски металла, которыми старались повредить самолет или убить летчика. Рационализаторы "усовершенствовали" этот способ и предлагали ставить свою машину над неприятельской и поражать летчика грузом на тросе длиной в несколько десятков метров. На самолет противника пытались набросить аркан или "кошку" с целью остановить работу пропеллера. Иногда к "кошке" прикрепляли дымовые или динамитные шашки. Практиковалось принуждение противника к посадке. При этом старались либо загнать его слишком высоко, чтобы у него замерз двигатель, либо, наоборот, прижать противника к земле, чтобы лишить его возможности маневрировать. Предлагалось также "искусным маневром вблизи летящего самолета образовать воздушные вихри, грозящие ему катастрофой". Для этого следовало подлететь как можно ближе, а потом развернуться на 180 градусов…

Нестеров искал способ тараном поразить вражескую машину, сохранив при этом свою. Чтобы убедиться в этом, знакомимся с документом, составленным его боевыми товарищами после гибели Героя - колесами по верхней пплоскости.

К сожалению, Нестерову не удалось доказать, что при таране возможно поразить врага и самому при этом сохранить машину.

Но напрасным его подвиг не остался. Через несколько месяцев замысел Нестерова сумел претворить в жизнь штаб-ротмистр Александр Казаков.

Для борьбы с вражескими самолетами Казаков оборудует свой самолет небольшим морским якорем-"кошкой" с пироксилиновой шашкой. 19 марта 1915 года Казаков решил испытать свое изобретение в бою. Он взлетел в 11.00 для преследования немецкого самолета той же марки "Альбатрос", появившегося в районе деревни Гузов (ныне территория Польши). Якорь зацепился за выступающие части собственного самолета, и тогда Казаков решает ударить колесами шасси по верхней плоскости "Альбатроса". После удара "Альбатрос" сначала наклонился на один бок, поток воздуха сложил его крылья, и камнем полетел вниз. От удара при таране Казаков сломал винт и задний край правого крыла своего самолета. "Моран" с остановившимся мотором спланировал и сел у села Гузов, рядом со своим аэродромом, правда, при посадке самолет перевернулся. 28 июля 1915 года за второй в истории авиации таран штабс-ротмистр Казаков был награжден золотым Георгиевским оружием.

Впоследствии, когда на русских аэропланах были установлены пулеметы, Александр Александрович Казаков станет самым результативным русским летчиком Первой мировой войны... Всего уничтожил 32 вражеских самолета (хотя официально и было засчитано только 17).

Но первым пилотом в мировой истории, сознательно пошедшим на таран врага, хотя и ценой собственной жизни, так и остался штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров. Изобретенный им способ боя в страшные дни 1941 года, когда немецкая авиация и численностью своей, и качеством машин значительно превосходила советскую, дал нашим летчикам средство сбивать врага в совершенно безнадежных ситуациях

Специально для Столетия


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.