Трудный путь святости
Часть 2.
В России отметили традиционные дни поминовения членов Российского Императорского Дома, погибших на Урале в Екатеринбурге, Алапаевске и в Перми. Огромное число православных прихожан приняло участие в крестных ходах.
Правда, в Екатеринбург на конференцию во время Царских дней, которая была заявлена как научная, были почему-то приглашены исключительно люди, отрицающие выводы официального следствия.
Ещё в начале года «Царьград ТВ» создал 12 программ с участием ведущих специалистов по теме «Екатеринбургских останков», которые ушли в соцсети.
Незадолго до 17 июля 2022 года прошли премьеры фильмов о гибели Царской семьи. Моё внимание привлекли два фильма. Это талантливо сделанный, основанный на фактах и экспертных заключениях ученых многосерийный фильм Елены Николаевны Чавчавадзе «Цареубийство: Следствие длиною в век».
Перед тем, как вопрос о подлинности «екатеринбургских останков» будет вынесен на Архиерейский собор Русской православной церкви, Телевизионное агентство Урала (ТАУ) с ведущим проекта журналистом Евгением Минулиным провело 12-серийное журналистское расследование по резонансной теме: «Екатеринбургские останки. «За» и «против». В основу фильма положены мнения людей, выступающих с противоположными позициями.
Несмотря на широкий масштаб мероприятий, у меня осталось чувство некого неудовлетворения.
2022 год – это год особенный в исследовании останков членов Царской Семьи и их верных слуг. Следственный комитет Российской Федерации представил читателям прекрасно изданный трёхтомник «Преступление века. Материалы следствия», в котором опубликовано множество исторических материалов и выводов ученых по теме изучения «екатеринбургских останков».
Однако во время «Царских дней» эти важные публикации остались «за кадром», хотя оппонентам признания «екатеринбургских останков» В.В. Бойко-Великому и П.В. Мультатули времени для выступлений предоставили вдоволь.
3 ноября 2015 года в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла направлено коллективное обращение, в числе подписантов которого были президент Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого Василий Бойко-Великий, Борис Галенин, Леонид Болотин и другие. Заканчивалось обращение весьма оригинально: «Анафема следователю Владимиру Соловьеву! Митрофорный Протоиерей Алексий Аверьянов, Настоятель первого в России Храма в честь Святых Царственных мучеников».
Несколько позже в газете «Рузский курьер», находящейся под покровительством Бойко-Великого опубликовано личное обращение Алексия Аверьянова к Патриарху и Президенту. В нём говорилось:
«Я обращаюсь сегодня от лица нашей общины к президенту России Владимиру Путину, патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и перед Лицем Божиим сообщаю им об этом грозном знамении – необходимо остановить инсинуации следователя Владимира Соловьева!
Анафема да будет этому спекулянту на духовные темы, который выдает останки каких-то несчастных людей, за останки Святых Царственных Мучеников, вместе с треокаянным Гелием Рябовым!
…Если они не остановят это беззаконие товарища Соловьева, то новые бедствия в ближайшее время постигнут Русскую Землю в наказание за невиданное в истории Святой Руси святотатство.
Митрофорный Протоиерей Алексий Аверьянов, город Подольск».
Разумеется, мне стало интересно, кто же этот «митрофорный протоиерей» Алексей Аверьянов, почему именно с ним подписали обращение на имя Президента и Патриарха Бойко-Великий, Болотин и Галенин?
В конце 80-х годов прошлого века в СССР происходили примерно те же процессы, которые мы могли наблюдать в последние годы на Украине. В период «перестройки и гласности» множество иностранных агентов и «агентов влияния» внутри страны вели наглую непримиримую войну по развалу великого государства и Русской православной церкви Московского Патриархата. Напомню, что в это время Зарубежной церковью руководил митрополит Виталий (Устинов), не только отрицательно и непримиримо относившийся к Русской православной церкви Московского патриархата, но и предавшей анафеме её священноначалие как «сергианцев».
Священник Алексий Аверьянов всегда был настроен только на раскол. Побывав по личному приглашению митрополита Виталия (Устинова) в Канаде, он вернулся в СССР и выступил уже в качестве открытого врага Русской православной церкви. В 90-е годы, так же, как и на Украине, практиковались насильственные захваты храмов, сопровождавшиеся выходом наиболее радикальных врагов православия в раскол. Больше других в непримиримой борьбе с Церковью прославился опальный священник Глеб Якунин, позднее изгнанный из Русской православной церкви. Одним из ближайших соратников Якунина стал священник Алексий Аверьянов. Сам Глеб Якунин отлучен 19 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви через анафематствование.
В 1992 году вместе с общиной Успенского храма села Валищево Московской области, где он был настоятелем, Аверьянов присоединился к РПЦЗ (Русской православной церкви заграницей). Видимо, руководство Русской православной церкви не захотело пропагандировать скандальный уход общины и тактичный митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отстранил непокорного священника с формулировкой: «За самовольное оставление прихода вплоть до выяснения обстоятельств и покаяния». Ни о каком покаянии Алексея Аверьянова не могло быть и речи.
Вот о чем писал Аверьянов митрополиту Ювеналию по поводу своего проступка: «Ставлю Вас в известность о факте перехода нашей общины в юрисдикцию Зарубежной Церкви и создания прихода Свободной Российской православной церкви в селе Валищево Подольского района Московской области».
Аверьянов так объяснял свои неудачи: «На нашу общину обрушились теперь гонения Зарубежного Синода, напуганного Нью-Йоркской прессой, которая живо муссировала тему моего сотрудничества с «Памятью» Д.Д. Васильева, моего избрания духовником Центрального Казачьего Войска России». Высокомерный «диссидентский дух» не давал покоя Алексию Аверьянову и в лоне Зарубежной Церкви. Свое отлучение Аверьянов проигнорировал и продолжил религиозную деятельность, за что в 1996 году Архиерейский синод РПЦЗ лишил его сана протоиерея. В связи с неподчинением Указу Синода, то есть прямому нарушению Священнической присяги, в 1996 г. Алексей Аверьянов был лишен священного сана. Алексий Аверьянов не только не снял облачения, но как и прежде продолжал служить как в храме в Подольске, так и в частном храме, находящемся на территории компании «Ваш финансовый попечитель» и принадлежащем В.В. Бойко-Великому. Храм этот до сих пор недоступен для службы священников Московского Патриархата.
Непреложным фактом является то, что с 1996 года Алексий Аверьянов, с точки зрения как Русской православной церкви Московского патриархата, так и Русской православной церкви за рубежом, не является священником ни в какой церковной юрисдикции и подходит под понятие раскольника. Информацию о том, что Алексей Аверьянов не является священником РПЦЗ в феврале 2012 г. подтвердил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион.
Интересно отметить, что по утверждению Алексия Аверьянова, «О.Н. Куликовская-Романова на мой домашний адрес зарегистрировала свой «Благотворительный Фонд Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны». Борцы с «екатеринбургскими останками» нашли своё полное взаимопонимание.
«Окормлял» Алексия Аверьянова после изгнания из священного сана бывший епископ Русской православной церкви заграницей, также лишённый священного сана Варнава (Владимир Николаевич Прокофьев. 1945-2017).
В январе 1992 года Архиерейский синод РПЦЗ направил епископа Варнаву в Россию с поручением организовать постоянно действующее Синодальное подворье в Москве, которое осуществляло бы власть Архиерейского синода в России. 13 мая 1993 года решением Архиерейского собора РПЦЗ Варнава утверждён в должности представителя Архиерейского синода РПЦЗ в России. Прибыв в Москву, епископ Варнава сделал Алексия Аверьянова ближайшим помощником и секретарём.
19 января 2004 года Варнава освобождён от должности правящего архиерея Западно-Европейской епархии и определён на покой. 8 июля 2004 года Архиерейский синод РПЦЗ(В) ввиду «нарушений, явно свидетельствующих о неподчинении Архиепископа Варнавы решениям Высшей Церковной Власти по ряду существенных вопросов церковного благоустройства и нравственного уклада церковной жизни, и учитывая письменные отзывы всех Архиереев» запретил Варнаву в священнослужении. Решений Варнава не признал и продолжил управлять верными ему приходами, в том числе и в России, куда ездил в октябре того же года, где служил в Подольске с лишённым сана протоиереем Алексием Аверьяновым. На короткое время Варнава был возвращен в лоно Зарубежной церкви без права рукоположения. Однако ем запретили какую-либо деятельность за пределами каннского прихода.
9 февраля 2010 года Варнава вместе с келейником окончательно отстранён от служения в каннском храме и от любой деятельности, связанной с его приходской ассоциацией.
В ноябре 2010 года французский суд вынес епископу Варнаве обвинительный приговор за хищение в 2006 году 405 тысяч евро, подаренных местному Обществу Святого Архангела Михаила.
То, что Варнава (Прокофьев) впадал в раскол, лишался сана, вел сомнительный образ жизни, нисколько не смущало Алексия Аверьянова. Как писали почитатели Аверьянова: «...пламенея в своем служении Богу, в августе 1989 года отец Алексий, как и некоторые другие священники, перешел в Русскую православную церковь заграницей, к правящему Владыке Каннскому Варнаве».
У Алексия Аверьянова и предпринимателя В.В. Бойко-Великого, долгое время существовали, а, скорее всего, и сейчас существуют тесные личные и духовные связи. Один из сыновей протоирея — Алексей Аверьянов — работал его постоянным адвокатом, другой — Иоанн Аверьянов — какое-то время был гендиректором компании «Вашъ финансовый попечитель», а затем возглавил другой актив Бойко-Великого — компанию ЗАО «Энергоатоминжиниринг». В.В. Бойко-Великий активно помогал Алексию Аверьянову в строительстве и обустройстве храма в Подольске. По словам Алексия Аверьянова это вызвало большие трения с Церковью: «Упоминая о гонениях на общину со стороны Синода Зарубежной Церкви, которые последовали за опубликованием моего письма от 30 декабря 1995 года митрополиту Виталию, я должен сказать, что эти гонения были скоординированы с гонениями на общину со стороны Московской епархии, у которой были копии документов внутренней переписки Зарубежного Синода, и имели своей целью остановить строительство в г. Подольске храма свв. Царственных Мучеников и устройство представительства Зарубежной Церкви в России».
Не обращая внимание на запреты, «священник» — самозванец Алексий Аверьянов 18 июля 1998 года освятил храм Святым Царственным Мученикам в г. Подольске.
При активной поддержке Бойко-Великого у Аверьянова появился в центре Москвы и собственный храм в честь Рождества Святителя Николая Чудотворца. Находится он на территории, которую занимал Бойко-Великий в Краснопресненском районе столицы. Именно этот раскольничий храм в обязательном порядке заставляли посещать всех работников компаний Бойко-Великого.
Каково же отношение Алексия Аверьянова к Мощам Святых Царственных страстотерпцев. Вот цитаты из его «проповеди»: «Христианская плоть Семьи Русского Царя стала ритуальной снедью сатаны! Мрачный костер у Ганиной ямы унес в небо светлые надежды Русского народа, погрузил Россию и всю вселенную в темноту охоты на христиан, оргию братоубийства и разврата.
Коптяковская дорога привела Россию в бездну глубин сатанинских, всепожирающего ада преисподнего, вместившего в свою всеядную и ненасытную утробу десятки миллионов Русских людей».
Несложно понять, что Алексий Аверьянов и Бойко-Великий прямо указывают на ритуальное отсечение головы Императора и полное уничтожение останков Царской Семьи.
Бойко-Великий основал Культурно-просветительный фонд имени святого Василия Великого. Вместе с ним учредителями стали пять представителей семьи Аверьяновых. Одной из основных задач, если не основной задачей Фонда является внедрение в православное сознание раскольничьих идей Алексея Аверьянова.
Понимая ущербность своего состояния, члены общины «митрофорного протоиерея» в 2012 году обратились к Патриарху Кириллу с просьбой: интегрировать общину в Московский патриархат. Раскольники принимаются в Церковь только через покаяние, а каяться в своих грехах «митрофорный протоиерей» и его паства не собираются.
Вспомним, что говорят об этом Отцы Церкви:
«Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен» (10-му правилу святых Апостолов).
«Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем» (33-е правило Лаодикийского Cобора).
Любое дерево познаётся по своим плодам. Предприниматель Бойко-Великий долгое время был главным соратником и попечителем Алексия Аверьянова. Он и сейчас делает вид, что ничего не знал о раскольнической деятельности Алексия Аверьянова. Вот одно из его последних интервью: «В конце 2003 года наша семья познакомилась с протоиереем Алексеем Аверьяновым и стала посещать храм в Подольске, где он был настоятелем. Не дерзаю давать какую-либо духовную оценку его деятельности, но то, что мы видели своими глазами и слышали своими ушами в то время, ни к какому расколу отношения не имело. Протоиерей Алексей Аверьянов исповедовал православную веру и признавал церковную иерархию. Что касается его конфликта с отдельными архиереями Русской православной церкви заграницей в 1990-х годах, могу предположить, что этот конфликт носил политический характер.
Я благодарен священнику Алексею Аверьянову за его многолетнее духовное окормление моей семьи. Благодарен и его сыну адвокату Алексею Алексеевичу Аверьянову за его защиту с весны 2007 года до лета 2019 года по моему первому уголовному делу и многим членам общины за совместные труды во славу Божию.
Однако, в силу определенных обстоятельств, с лета от 2019 года наша семья не посещает храм в Подольске и окормляется у священников, служащих в храмах Москвы и Московской области, входящих в Московскую Патриархию».
Таким образом, Бойко-Великий признал, что он, по крайней мере, до 2019 года являлся членом самочинного сборища, не имеющего ничего общего с Русской православной церковью.
Итак, разобравшись с положением «митрофорного протоиерея» Алексия Аверьянова я для себя убедился в том, что это раскольник и самозванец. Близость его на протяжении долгих лет с предпринимателем Бойко-Великим даёт основания для вопроса, действительно ли Бойко-Великий предан Русской православной церкви или это только удобная позиция для проведения в жизнь планов, далёких от православия.
Недавно в прессе с защитой В.В. Бойко-Великого выступил его духовник протоиерей Александр Салтыков настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах.
В.В. Бойко-Великий подтверждает своё близкое знакомство с протоиереем о. Александром. Вот что он говорил в 2010 году: «Я не являюсь в буквальном смысле членом прихода Воскресенского храма, но часто там бываю и отца Александра Салтыкова, настоятеля этого храма, хорошо знаю с 1989 года, когда он крестил меня и мою семью». Как могло получиться, что «добрый» духовник В.В. Бойко-Великого, крестивший его, не мог знать о тесных связях Бойко-Великого с раскольничьей организацией Алексия Аверьянова по крайне мере до 2019 года? Или многолетняя поддержка раскольника для протоиерея Александра Салтыкова это «невинная шутка»?
Российская Конституция провозглашает свободу вероисповедования. С точки зрения закона, если исполнение религиозных обрядов находится в рамках установленных норм, государство не может вмешиваться в личную жизнь граждан. С точки зрения религиозной трудно представить себе, чтобы человек одновременно исповедовал, например, православие и шаманизм.
В спектаклях и фильмах мы видим актёров, облачённых в одежды священнослужителей. Мы понимаем, что это игра и не придаём действиям актёров сакрального смысла. Но когда человек верит, что он исповедался, причастился Святых тайн, а на самом деле перед ним Алексий Аверьянов, а не православный священнослужитель, что молишься ты не в храме Божием, а непонятно каком здании, то какой удар по душе и будущему православного человека приносит такое общение.
Я думаю, что в подобном положении закономерными являются вопросы к иерархам Русской православной церкви:
Является ли сегодня «митрофорный протоиерей» Алексий Аверьянов православным священником? Имеет ли он какое-то отношение Русской православной церкви как в России, так и за рубежом?
Можно ли считать В.В. Бойко-Великого, много лет активно помогавшего раскольнику А. Аверьянову и принуждавшему сотрудников своих предприятий под угрозой увольнения посещать службы в раскольничьем храме, православным христианином или вероотступником?
Являются ли каноничными иконы с изображением отрезанной головы Императора Николая II или царя Ивана Грозного, которые он постоянно использует в публичном пространстве? Поддерживается ли строительство часовен, посвященных «святому» Ивану Грозному и служба в них Русской православной церковью?
Можно ли считать православным храмом здание, построенное Бойко-Великим в центре Москвы, если оно освящено раскольником Алексием Аверьяновым, если в него не приглашаются православные священники и в нем проходят раскольничьи службы?
Вопрос об «истинном православии» В.В. Бойко-Великого сегодня очень важен, поскольку многие заявления на публично проводимых им мероприятиях прямо призывают к расколу в Русской православной церкви.
В.В. Бойко-Великий прекрасно понимает, что если в своей деятельности, направленной против признания святыми Мощей Царственных Страстотерпцев он открыто заявит о своей давней принадлежности к секте Алексия Аверьянова, то шансов на доверие Церкви он не получит. Недаром в публичных выступлениях Бойко-Великий постоянно подчеркивает, что его «научная деятельность» по «развенчанию останков» это только попытка помочь священнослужителям и Святейшему Патриарху в постижении истины. На самом деле он в проблеме «екатеринбургских останков» как бы отделяет зёрна от плевел, но плевела пытается выдать за зёрна. С какой бы стороны он к этой «истине» не подошел, выводы его и его соратников всегда одни – Царские Мощи – это непонятно чьи кости, их дальнейшее изучение и вынесение вопроса об останках на Архиерейский собор может привести к церковному расколу. Пособник раскольников раздувает пожар церковного раскола.
И еще одно важное, на мой взгляд, замечание. У Бойко-Великого на протяжении многих лет большие нелады с правоохранительными органами. Ему выгодно подать Следственный комитет и Генеральную прокуратуру России в дурном свете.
Главный тезис В.В. Бойко-Великого состоит в том, что уже 30 лет следственные органы выдают «фальшивые кости» за Царские. О чем это говорит? Только о том, что даже в расследовании уголовного дела, находящегося на контроле у Председателя Следственного комитета, Генерального прокурора, Правительства и Патриарха можно творить любые «чудеса» и беззакония. Вывод напрашивается сам собой. Если при расследовании такого уголовного дела «попираются все законы», то, что же можно говорить об уголовном преследовании «честного православного человека» Бойко-Великого!
Продолжение следует...
Владимир Николаевич Соловьёв – Старший следователь-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации в отставке
Материалы по теме: