Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 ноября 2022
Русский златоуст из Киева

Русский златоуст из Киева

О святителе Дмитрии Ростовском, архиепископе Херсонском и Одесском
Матвей Славко
10.11.2022
Русский златоуст из Киева

Книгу «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней» теперь можно купить в любом большом храме или книжном магазине. Самые полные собрания житий занимают не один десяток томов, а самые краткие легко вмещаются в дамскую сумочку. И все эти издания объединены общим источником: о святых, которые жили до эпохи Возрождения, русский читатель знает благодаря уроженцу Киевщины Димитрию (Туптало), митрополиту Ростовскому, поминаемому 10 ноября по новому стилю.

Однако святитель Димитрий был не только крупнейшим русским систематизатором житий. Он вошел в историю и как ученый, богослов, полемист, проповедник, писатель и даже как театрал — до наших дней дошли две его религиозные пьесы, написанные в честь Рождества Христова и Успения Богородицы. 

 «Я, грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей христианских, Саввы и Марии, законным браком сочетанных, во граде Макарове, в семи милях от Киева. Дано мне имя Даниил и крещением святым просвещен месяца декабря. Того (1651) году была война Радзивилова и Киев спасен», — так свт. Димитрий сообщал о своем происхождении в дневниковых записях, которые вел с 1668 г.

Родился святитель 15 декабря. Его отец, Савва Григорьевич Туптало (1599-1703), происходивший из шляхетского рода, вступил в Макаровскую казацкую сотню, вскоре стал сотником, а в 1660-х переехал с семьей в Киев и поселился на Подоле. Даже в 80-летнем возрасте принимал участие в защите Киева от польских войск. Скончался в возрасте 104 лет и похоронен в Троицкой церкви киевского Кирилловского монастыря, старостой которой был. Мать будущего святителя Мария Михайловна была моложе своего супруга на двадцать лет, отличалась религиозностью, которую привила детям: все три ее дочери стали монахинями Иорданского монастыря, расположенного рядом с Подолом, одна из них — игуменией.

Обучение грамоте, начатое в доме родителей, Даниил продолжил в Киево-Могилянской академии, куда был определен на учебу в 1662 г.

В 1668 г. игумен Мелетий Дзик постриг Димитрия в иноческий чин, и почти семь лет прожил тот в Кирилловском монастыре, помимо иноческих трудов занимаясь науками: «в келлии писаше и сочиняше повеленная от игумена и от других высших начальников, прилежаше к чтению книг душеполезных».

Все эти обстоятельства позволили молодому иноку войти в круг наиболее образованных и передовых людей того времени, стоявших в центре общественно-культурной, политической и религиозной жизни Малороссии.

25 марта 1669 г. он был посвящен в иеродиакона митрополитом Киевским Иосифом Тукальским, которого Иннокентий Гизель характеризовал, как «веры святыя, восточныя столб непоколебимый». Посвящение совершилось в одном из древних (ХІІ в.) монастырей г. Канева, находившегося под покровительством гетмана Дорошенко.

В 1675 г. в Густыньском монастыре города Прилуки архиепископ Черниговский Лазарь Баранович посвятил Димитрия в иеромонаха и оставил проповедником в храмах города Чернигова. По его же благословению Димитрий составил тогда сборник сказаний о чудесах, исцелениях от иконы Пресвятой Богородицы, явленных в Троице-Ильинском монастыре от чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Руно орошенное».

В конце 1670-х святитель Димитрий за несколько лет побывал во многих уголках Речи Посполитой, видел трудное положение православных земляков-малороссов: польские короли Ян Казимир, Михаил Вишневецкий, Ян Собесский жестко проводили политику окатоличивания. У православных отнимались храмы, монастыри, имущество; духовенство, не исключая иерархов, подвергалось насилиям и притеснениям.

В 1681 г. архиепископ Лазарь Баранович произвел иеромонаха Димитрия во игумена Максаковского монастыря, а через пять месяцев перевел настоятелем Батуринского Николаевского монастыря.

Однако имея от природы склонность к жизни созерцательной и богомыслию, святитель в 1684 г., оставив игуменство, с согласия нового Печерского архимандрита Варлаама Ясинского переселился в Киево-Печерскую лавру. Тут и принял на себя новое послушание, на все времена прославившее его: составление в качестве главного редактора Четьих-Миней.

Труд этот был начат еще Петром Могилой, выписавшим для этого с Афона греческие рукописные Жития Святых Симеона Метафраста, но не успевшим совершить задуманное.

 Первая четверть Миней была напечатана в 1688 г. иждивением Печерской обители. Изданная книга была передана на рассмотрение собора старцев и митрополита, а затем отослана на одобрение патриарху.

Вскоре, чтобы выразить преданность царевне Софье и кн. Голицыну, новый гетман И. Мазепа отправился в Москву. 10 августа 1689 г. представители этого посольства, вместе с духовными лицами, в числе которых был Димитрий, прибыли в Москву и уже 11-го представились царевне Софье, а затем и патриарху Иоакиму. В Троице-Сергиевой лавре, по свидетельству святителя Димитрия, патриарх благословил его продолжать начатое дело составления житий праведников и подарил образ Пресвятой Богородицы в окладе.

В 1695 г. святитель писал в своем диарии: «На самом початку месяца януария совершися книга Житий святых другая», т.е. на декабрь, январь, февраль. Одновременно с изданием этих книг в 1696 г. вышел и первый сборник святителя «Руно орошенное».

В 1697 г. Димитрий был назначен игуменом Кирилловского монастыря, однако вскоре — архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, а затем — главным в Новгород-Северской архимандрии.

По соизволению императора Петра архимандрит Димитрий назначался в Сибирские митрополиты, однако из-за длительной болезни так туда и не отправился. О его здоровье справлялся сам государь и лично навещал его. Удивительное дело: царь Петр отменил свой приказ.

Исполняя возложенные на него обязанности, святитель не оставлял и первого послушания: «Року 1700 в месяце январе третия книга Житий святых трудами богодухновенного мужа иеромонаха Дмитрия Савича Тупталенка составленная, на свет вышла и любопытствующих человеков книжных духовною радостью сердца наполнила».

Вскоре в жизни Димитрия начался новый период — ростовский, на поприще святительского служения. 1 марта 1702 г. святитель прибыл в Ростов Великий, на место почившего Иоасафа Лазаревича. Его встречала паства с иконой Божией Матери Боголюбской с предстоящими Ей чудотворцами Ростовскими. Вступив в Спасо-Яковлевский монастырь, в храме святой Анны святитель пророчески предрек место своего погребения: «Се покой мой, зде вселюся в век века».

 После совершения литургии в кафедральном Успенском соборе святитель произнес приветственное слово, в котором определил цель и характер своей дальнейшей жизни и пастырской деятельности: «Аз приидох не да послужите ми, но да послужу вам… не себе угождати, но вразумляти безчинныя, утешати малодушныя, заступати немощныя… добрыя любити, злыя с милованием наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися».

Святитель не расставался с пером: днем работал у тусклого слюдяного окна, ночью — при мерцании свечи. В одном из его писем читаем: «Устраши мя смерть покойного Иосифа Колдычевского, страх смерти нападе на мя, и страх сугубый убо, яко не вем дне и часа… а дело книгописное как останет, будет ли кто охотник приняться за то и вершить, а еще много надобно в том числе трудиться».

9 февраля 1705 г. был завершен великий двадцатилетний труд святителя, отмеченный им молитвой святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…».

До этого на такой огромный труд никто не отваживался. В Житиях святых вселенской церкви Дмитрий Ростовский собрал жития пророков, апостолов, первых христианских мучеников, некоторых святых западной церкви, русских преподобных отцов. Расположены они по месяцам, а в пределах месяца по дням памяти святых.

Заботясь о повышении образовательного уровня духовенства, святитель начал составлять новую книгу — «Летописец», как руководство по Священной истории, боролся с раскольниками, в частности, в сочинениях «Рассуждение об образе Божий и подобии в человеках» и проповедях, а затем в трактате «Розыск о раскольнической брынской вере».

Наряду с архиерейскими и писательскими трудами святитель совершал и аскетический подвиг. Часто лежал крестом на земле, летом предавал тело свое на съедение комарам, ограничивал себя в пище, вкушая на первой седмицы Великого поста один раз — в четверг, и также в Страстную седмицу. Нередко, невзирая на свой сан, совершал пешие переходы из Ростова в Ярославль и обратно.

Свидетельствуют: белокурый с проседью, худенький, казавшийся невзрачным человек, небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого темно-зеленого цвета, скрывал в себе удивительно могучий дух.

Святитель и сам терпел с народом скудость, ограничивая себя и в малом. В одном из писем он просил благодетелей прислать ему «чаю невеликое», потому что «в Ростове несть где взять». Или сообщал: «Чуть ли не пешком брожу, ни коня, ни всадника. Оскудеша овцы от пищи и лошадей нет».

Еще в 1707 г. митрополит оставил завещание на случай смерти. В начале июля в 1709 г. пришло известие о победе русских войск «над супостатом, над шведами под Полтавою». Святитель сам совершил торжественное молебствие и отметил это событие в своем дневнике. А 26 октября, в день своего ангела, он изнемогал от приступов кашля, но сам совершил литургию в соборе. Проповеди уже не произносил. Поучение за него прочитал певчий, а святитель сидел у царских врат.

Перед смертью он долго беседовал со своим писарем Саввой Яковлевым, рассказывал ему о детстве, вспоминал родную Малороссию, родителей, друзей и наставников, которые дали ему такой большой духовный опыт. Утром 28 октября (10 ноября по нов. ст.) 1709 г. 58-летний подвижник был найден в келии на полу, почившим в коленопреклоненном молитвенном положении...

Тело было погребено согласно завещанию в Спасо-Яковлевском монастыре. Отпевание совершил друг усопшего, митрополит Стефан Яворский, повторявший в надгробном слове: «Свят Димитрий, свят!»

4 октября 1752 г., спустя 43 года, во время ремонтных работ было обнаружено, что останки митрополита нетленны. И уже 22 апреля 1757 г. совершилось причисление его к лику святых, к великому собору угодников Божиих, славу которых он запечатлел в своих трудах.

К слову, 25 сентября 2009 г. освящена новая рака святителя. Ее изготовили в дар монастырю ростовские мастера фирмы «Карат плюс».

* * *

По мнению исследователей, творческое наследие святителя Димитрия составляет до 20 томов сочинений и трудов, свидетельствующих о нем как о неутомимом труженике, подвижнике науки, церковном энциклопедисте. Его личная библиотека насчитывала свыше 300 томов, и он ее непрестанно пополнял.

Все сочинения святителя Димитрия можно разделить на четыре вида: догматические («Розыск о раскольнической Брынской вере» и «Зерцало Православного исповедания»); духовно-нравственные (поучения, такие, как «Внутренний человек в клети сердца своего уединен поучающся и молящся в тайне», «Апология в утешение печали», «Исповедание грехов генеральное», «Поклоненье Господу нашему Иисусу Христу», «Алфавит духовный», 120 дошедших до нас проповедей); исторические (12 томов Житий святых, «Летопись», «Руно Орошенное», «Диарий»), поэтические (духовные драмы «Рождество Христово», «Грешник кающийся», «Есфирь» и «Агасфер», стихи (или канты) — «Иисусе мой Прелюбезный» и другие).

Труды святителя, прежде всего, Жития святых, и сегодня издаются огромными тиражами по всей Руси.

Напомним, что первое издание 4-томной «Книги житий святых» вышло в типографии Киево-Печерской лавры: первая четверть (сентябрь-ноябрь) — в 1689 г.; вторая четверть (декабрь-февраль) — в 1695 г.; третья четверть (март-май) — 1700 г., а четвертая четверть (июнь-август) — в 1705 г.

Второе издание выходило там же с 1711 по 1718 г.

Третье, московское, переиздание знаменитого труда (1764) святителя имеется, в частности, в Херсонской областной универсальной научной библиотеке, подаренное библиотеке настоятелем одного из херсонских храмов протоиереем Виктором Анипко.

Свято чтит сегодня память о святителе и «второй Ростов», южный. При въезде в г. Ростов-на-Дону через реку Дон видны купола кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы, перед которым теперь установлен памятник небесному покровителю города Димитрию Ростовскому.

Память о святителе вообще почитается на Юго-Западной Руси. Один яркий пример: для увековечивания памяти высокопреосвященного Дмитрия, архиепископа Херсонского и Одесского, Городская Дума Одессы 20 февраля 1884 г. постановила: соорудить на городские средства на Новом кладбище церковь во имя свт. Димитрия, митрополита Ростовского. Храм был построен по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко и освящен в 1888 г. архиепископом Никанором. Он стал одним из красивейших в городе, и является единственным одесским православным храмом, который никогда не закрывался, даже в советские времена.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Анна
12.11.2022 14:55
Впервые о Димитрии Ростовском я узнала, когда купила издание "Рождественская драма" с предисловием Е.М. Левашова.
И. Е.
10.11.2022 19:36
В общую тему.
Я — муз.медиевист, и мне прекрасно известно, что натворили выходцы киево-могилянской академии на Руси/в Российской империи: от древнерусской Традиции — и богослужебной и певческой не осталось и следа. Спасибо старообрядцам: они кровью и тяжким подпольем заплатили за сохранение подлинных ценностей древнерусской культуры, к которой Киев и западная Русь, сидевшие под поляками и Литвой, не имеют отношения.
Игнат
10.11.2022 13:10
Такова вся история Руси: с общими святыми и героями.
Оля
10.11.2022 10:42
Небесный покровитель актеров.

Спасибо за очерк!

Эксклюзив
16.11.2022
Валерий Панов
За девять месяцев этого года из страны вывезены за рубеж рекордные 63,1 млрд долларов.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.