Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 августа 2022
Романтизация рабства и геноцида

Романтизация рабства и геноцида

Как на Украине создают миф о «золотом веке» эпохи австро-венгерского господства
Святослав Князев
18.02.2022
Романтизация рабства и геноцида

Журналисты украинского издания «Вести» подметили, что кинематографисты «незалежной» все чаще создают свои картины во Львове и переносят их действия в эпоху конца XIX – начала ХХ века. Там же активно снимается сегодня и реклама известных украинских торговых марок. И на это есть свои причины.

Первая – финансовая. Если раньше украинские кинематографисты работали в связке с российскими коллегами, то после 2014-го года, на фоне национал-истерии, вынуждены были искать новых партнеров. И нашли их. В Польше. А полякам, по понятным причинам, львовские декорации ближе, чем те же, скажем, полтавские. Второй фактор, по мнению журналистов, – идеологический. Та территория, которую сегодня называют Украиной, столетиями входила в состав, с одной стороны, России, а с другой – сначала Речи Посполитой, а затем – Австро-Венгрии. А так как из русских на Украине с отчаянным упорством «лепят» образ врага, то враги самой России, понятно, должны превратиться в положительных персонажей.

И теперь украинцам начинают рассказывать сказки о том, что австро-венгерские хозяева якобы относились к Украине гораздо лучше, чем российские власти.

Хотя даже авторы современных украинских учебников признают, что в социально-экономическом плане Поднепровье развивалось гораздо более динамично, чем Галичина и другие восточнославянские земли, находившиеся в XIX столетии под властью Вены.

Те земли, которые в дальнейшем вошли в состав УССР, переживали бурный индустриальный рост. В начале ХХ века они давали 20% от промышленной продукции империи. Согласно некоторым подсчетам, на них добывалось 72% железной руды и 73% угля, производилось 69% чугуна, 57% проката, 50% сельскохозяйственных машин. Будущие украинские территории давали значительную часть зернового экспорта. А, кроме того, на них находились огромные мукомольные предприятия. Власти Российской империи активно привлекали на земли будущей Украины иностранные инвестиции. В черной металлургии южных регионов Российской империи действовали 18 акционерных предприятий, из них 12 – с зарубежным капиталом.

На Галичине, Буковине и Закарпатье все было строго наоборот. Экономика в этих регионах, находившихся под властью Австро-Венгрии, имела ярко выраженный колониальный характер. Официальная Вена целенаправленно тормозила промышленное развитие данных областей и «консервировала» на их территории кустарно-ремесленный характер производства. 94% предприятий Галиции имели менее пяти работников. Сам характер экономики восточнославянских окраин Австро-Венгерской империи был аграрно-сырьевым. Из Галичины, Буковины и Закарпатья вывозили хищническим образом добытое сырье, в частности нефть и древесину, а ввозили с огромной наценкой продукцию заводов и фабрик, расположенных в Австрии и Венгрии.

Сегодня многие знают о том, что украинские коллаборационисты массово бежали на Запад в 1945 году, спасаясь от возмездия за свои преступления, совершенные на службе у нацистов. Однако это была уже вторая (а, по некоторым оценкам, даже третья) большая волна украинской эмиграции. В конце XIX столетия в Канаду, США, Аргентину, Австралию и Бразилию от чудовищной нищеты и нечеловеческого обращения бежали около 250 тыс. русинов. В украинских школах сегодня проходят посвященное этим событиям произведение «Каменный крест» Василия Стефаника, но, очевидно, далеко не все, кто его читал, отдают себе отчет в том, что герои новеллы с горечью покидают родные места, спасаясь как раз от прелестей «европейской» жизни в Австро-Венгерской империи.

Авторы украинских учебников, сравнивая условия жизни в России и Австро-Венгрии, всегда делают важную ремарку. Мол, в материальном плане под рукой у российских царей жилось, конечно, лучше, но зато «дышалось» свободнее под властью официальной Вены.

А все потому, что Санкт-Петербург «подавлял» украинское национальное возрождение, а австрийские монархи, напротив, ему содействовали. И здесь начинается циничное передергивание исторической правды.

Российские власти считали своих подданных, живущих где-нибудь под Полтавой или под Черниговом обычными русскими людьми. Их права абсолютно ничем не отличались от прав представителей аналогичных сословий из-под Москвы или Санкт-Петербурга. Любой выходец из Малороссии мог сделать в империи блестящую карьеру. Более того, даже тех, кто ударялся в местечковый малороссийский романтизм, если он не был сопряжен с революционными идеями, никоим образом не преследовали. Когда сын главного командира Черноморского флота грека Николая Аркаса, будучи служащим морского ведомства, а затем мировым судьей, занялся музыкальными сочинениями по мотивам стихов Тараса Шевченко и написанием откровенно антинаучной украинофильской «Истории Украины-Руси», власти на это все смотрели абсолютно спокойно. Музыкальные произведения Николая Аркаса-младшего ставили в московских театрах, а книжки – издавали в Санкт-Петербурге.

Но при этом абсолютное большинство населения будущей Украины считало себя  русскими, и даже не помышляло ни о каком этническом самоопределении. Украинство же воспринимались исключительно как маргинальное политическое течение, полностью оторванное от реальности.

фото к бурде.jpegВ Австро-Венгрии же, напротив, власти вовсю эксплуатировали придуманный незадолго до этого польскими революционерами украинский миф, чтобы разорвать национально-культурные связи между карпатскими русинами и Россией, а в перспективе – посеять смуту в юго-западных регионах Российской империи, как это, собственно, и случилось в 1917 году. Поэтому говорить о любви официальной Вены к украинцам или украинской культуре – просто смешно. Нищих, лишенных прав и ограбленных Австро-Венгерской империей русинов, к тому же пытались превратить в орудие против их же братьев. А тех, кто пытался возмутиться, – расстреливали, вешали или бросали в концлагеря Талергоф и Терезин.

«За малейшую оплошность кололи насмерть. Ежедневно утром лежало под бараками по несколько окровавленных трупов… Помню, как однажды заколол солдат одного крестьянина возле котла во время раздачи обеда. Давка была невозможная. Нажимавшие сзади толкнули передних и таким образом человеческая волна заколыхалась. Ближайший из арестованных, стоявший рядом с караулом, нехотя толкнул солдата, за что пришлось ему заплатить жизнью… Иной раз был я свидетелем подобного случая, разыгравшегося под бараком. Солдат нанёс закованному в цепи политическому 13 колотых ран, и тут же бросил его на солому, на произвол судьбы», – описывал реалии пребывания в Талергофе Александр Маковский.

«Это был лютейший застенок изо всех австрийских тюрем в Габсбургской империи… Смерть в Талергофе редко бывала естественной: там её прививали ядом заразных болезней. По Талергофу триумфально прогуливалась насильственная смерть. О каком-нибудь лечении погибавших речи не было. Враждебным отношением к интернированным отличались даже врачи… О здоровой пище и думать не приходилось: терпкий хлеб, часто сырой и липкий, изготовленный из смеси самой подлой муки, конских каштанов и тёртой соломы, красное, твёрдое, несвежее конское мясо дважды в неделю по маленькому кусочку, покрашенная начерно вода, самые подлые помои гнилой картошки и свёклы, грязь, гнезда насекомых были причиной неугасаемой заразы, жертвами которой падали тысячи молодых, ещё вполне здоровых людей из среды крестьянства и интеллигенции. Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики», – рассказывал один из узников концлагеря писатель Василий Ваврик.

Сохранились и фотографии казней русинского населения – например, знаменитое фото австрийских солдат, весело позирующих на фоне русинов, повешенных в Мукачево.

Современная украинская историография считает русинов субэтнической группой украинцев. Но как же тогда быть с отношением «украиноориентированной» австрийской власти к русинам в начале ХХ века: с пытками, убийствами, концлагерями? Или это были «неправильные» украинцы и им «так и надо»?

Можно сколько угодно переводить на мову книги родившегося в «Лемберге» Леопольда фон Захер-Мазоха, но украинским культурным явлением он от этого не станет.

То, как представители украинской массовой культуры стыдливо прячут в наши дни геноцид в отношении русинов и колониальную политику официальной Вены за романтизирующими австрийскую реальность сериалами и лубочной рекламой львовского пива, – это и есть самое настоящее предательство собственных предков. Единственное, к чему может привести такая «культурная деятельность» – это взращивание целых поколений манкуртов.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Людмила
27.02.2022 6:37
И еще рз о мифах. Посмотрите на англичан, которые уничтожали ирландцав, индейцев, которые занимались пиратством, работорговлей и т.д. Например, фильи "Индокитай". Там пленитедьный образ англичанки. А русские. живущие в самой холодной стране мира, не сдвинувшие с метса ни один "малый народ" не создали ни олного фильма, ни одного произведения, прославляющего русское движение на Восток. Культ малых народов приобретает даже комический оттенок. Вспоминаю, когда после того как руский генерал уступил место в Думе малограмотной нанайке Дусе Гаер, в малом народе заговорила безмерная гордость. Дуся защитила диссертацию про свадебные обычаи нанайцев, которы весьма романтизировала. Потом пошло дальше На олной из конфференций нанайка увлеченно рассказывала о мелодичном звуке, который издавали металлич.бляхи на костюме невесты... Потом, подумав, с сомнением добавила. "Ну у русских вроде тоже что-то было... колокола что ли".
Вот такой образ русских у которых "вроде что-то было, создает наше национальное великодушие, воспитанное Интернационалом, который превратился в свирепый глобализм.
Интересно, знает ли Шойгу, что " у русских то-то было"? ИЛи он считает, что ничего не было?
Людмила
25.02.2022 13:04
Дело не в том, что миф паразитирует. Дело в том, что у нас очень плохо с мифами. Миф о совершенстве Запада, именно там для нашей "элиты", как называют сейчас кучку криминалов, обобравщих и разрушивших Россию, находится "Центр мира". Это имеет трагические последствия, в том числе разрушение образования, переход к Болонской системе и многое-многое другое. Или марксистский миф о том , что "м атериальное первично" Гениальный и как то упонимавши йся вами А.С.панарин очень точно формулирует значение экономоцентризма в победе либерализма как идеологии. Этому способствовал и марксисткий тезис А вот мифы о величии Росии и достоинстве русского человека у нас со времен Ленина считаются не более и не менее как политическим преступлением. Вот потому так и живем. Именно здесь истоки большинства наших трагедий, в том числе и повсеместных национализмов и республик и малых народов при диком унижении русского этноса, выброшенного из жизни, из экономики, из культуры и политики
Василь
18.02.2022 15:39
Миф должен на чём-то паразитировать. Не существовавший никогда народ в неестественном паразитическом государстве. Этот монстр тирании должен быть уничтожен раз и навсегда, чтобы не мучить людей, поколениями живущих там в бессмысленном аду.
ус
18.02.2022 13:57
конечно чтобы натравить друг на друга людей одной крови,истории созидания и социального благополучия надо создать социальную мифологию,которая создавалась людьми далёкими от Украины и не знающими сущности весёлого,находчивого и таланливого народа.Отсюда и вылезли Захер-Махеры(очень символичная фамилия) и прочие гады,которые преподносятся украинцам как родные.В результате народ украины так сильно ненавидит фашистскую хунту,что готов вешать фаш полыцаев вместе с мифотворцами,которые дружно свалили к тем кто бредит их бреднями.Но страна не может долго жить смалёванными девками с трассы картинками.Не способствуют её развитию и заявы пнримитивов типа иенса и псаки.Стране нужно развитие,а для этого необходимо позитивная,созидательная повестка дня,лучшие образцы созидания,которых было очень много в Советском прошлом Украины.Фашизм их ведёт в тупик.Народ это чувствует и всё сильнее ненавидит фаш полыцаев и их пиндосовских шефов
Александр
18.02.2022 12:14
Как говорят на востоке, ишак всегда найдет себе ношу. Так, что нерабы найдут себе очередного хозяина. А то, что касается прославления жизни в Австро-Венгрии, то им больше ничего не остается. Они не могут прославлять жизнь своих предков под властью Польской короны. Потому, что итогом этого была Волынская резня. И там до сих пор между украинцами и поляками искрит так, что аж волосы дыбом встают. ....... Они не могут прославлять свою жизнь в составе Российской империи. Во-первых: потому, что они в ней не жили, а были либо в составе Польши, либо в составе Австро-Венгрии. Во-вторых: галичан душит галичанская жаба, ибо малоросы реально творили Российскую империю. А Галичане к этому отношения вообще не имеют. И они завидуют и малоросам и русским. И наконец в-третьих: прославлять жизнь в составе российской империи, это сейчас у них там не политкорректно. Вот и получается, что своей истории у них нет, а та что есть той гордиться сложно. Поэтому выдумываются шумеры, укры и то как галичане классно рулили Австро-Венгерской империей. Словом вместо реальной истории им подкладываются мифы. ........ Периодически там проявляются конечно проблески сознания, но опять на хохлацкий манер. И выражается это в том, что русские украли у них историю и что русские это не русские, а сплошная татаро-мордва. А потом, когда выясняется, что историю-то России по большей части творила вот эта самая "татаро-мордва", которая в их понимании не русская, хохлы начинают гулить, как депутаты. А когда еще и выясняется, что цивилизационно Россия всегда была антитезой Западу, то они вообще впадают в ступор, ибо эта картинка ну никак с их современным походом в Европу не вяжется. ...... Вот и получается куда ни кинь, всюду клин. А все потому, что врать и фантазировать нужно было меньше. У них в России и в СССР все было. Хрущев откуда был? С Украины. Брежнев откуда был? Тоже с Украины. Это выходцы с Украины с 1953 по 1982 год правили СССР. 30 лет из 70-ти.И говорить о том, что в СССР притесняли украинцев смешно
-----
18.02.2022 11:13
Желто-голубой флаг подарила украинцам Австрия за неучастие в венгерском восстании 1848 г., предводителем которого был польский генерал Юзеф Бем.
Поляки, выжившие в волынской резне, до сих не могут слышать украинскую речь и видеть трезубец - см. док. фильм 2018 г. "Kresy"

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.