Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Праздник духовного единства

Праздник духовного единства

1025-летие Крещения Руси будет широко отмечаться в России, Украине и Белоруссии
Андрей Геращенко, Витебск
11.07.2013
Праздник духовного единства

Общенациональные торжества пройдут на всей канонической территории Русской православной церкви – единственного общественного официального института, который на сегодняшний день объединяет и связывает воедино наши народы. Празднование 1025-летия Крещения Руси завершит целую серию торжеств, которые связаны с нашим общим историческим прошлым, и, безусловно, будущим – в 2012 году было отмечено 1150-летие русской и белорусской государственности, а в мае 2013 года мы все вместе праздновали 1150-летие славянской письменности, основы которой заложили святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Если посмотреть назад, в глубь веков, то хорошо видно - нас объединяет очень многое. Юбилеи русской и белорусской государственности восходят к 862 году, когда было отмечено первое упоминание многих русских городов в «Повести временных лет» (в том числе и белорусского Полоцка).

Полоцк был основан одним из русских племён – кривичами, которые также населяли тверские, смоленские и псковские земли. Великая княгиня Ольга основала и белорусский Витебск в 974 году (по другим данным – в 947 году). Таким образом, имя русской княгини напрямую связано и с Киевом, и с Псковом, и с белорусскими городами.

В 988 году киевский князь Владимир принимает христианство, и в Полоцком княжестве, как и везде на Руси, появляются первые христианские храмы – первоначально деревянные, а затем и каменные.

Глубоко символично, что, словно перенимая эстафету у храма Святой Софии в Царьграде, на Руси один за другим возникают три Софийских собора – в Киеве, Великом Новгороде и Полоцке (на фото).

Стены полоцкого храма, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени в первозданном виде, издали играли на солнце, придавая собор окрашивался в совершенно особенный бело-красно-розовый цвет.

Уже в 992 году в Полоцке была образована православная епархия, и появился своё епископ.

Стоит отметить, что именно Полоцк – древнерусская столица белорусских земель, долгое время обеспечивал общерусскую православную преемственность, дав нашей общей истории ряд выдающихся деятелей православия и просвещения. Благодаря их подвижнической деятельности и сохранялись долгие столетия традиции Святой Руси, несмотря на то, что Белоруссия находилась под польским влиянием.

Значительный вклад в развитие православия в белорусских землях суждено было внести внучке самого известного Полоцкого князя Всеслава Чародея – Евфросинье. Княжна Евфросиния (тогда её звали Предслава) в юности была красива и привлекательна. Многие князья хотели взять в жёны внучку самого Всеслава Чародея, увеличить свои богатства и могущество. Но сама Предслава выбрала иную судьбу и была пострижена в монахини. По преданию, однажды к Евфросинии в келью явился ангел и поведал монахине, что она должна покинуть Софийский собор и поселиться в Сельце на берегу Полоты неподалёку от Полоцка и основать там свой женский монастырь. Здесь по почину Евфросинии в 1161 году был построен Спасо-Преображенский (Спасо-Евфросиньевский) храм.

В монастырях, основанных Евфросинией, были созданы иконописные мастерские, где изготавливали также оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых известных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша, который и создал в 1161 году специально для Спасо-Преображенской церкви знаменитый напрестольный Евфросиньевский крест, который стал настоящей общеправославной святыней. Во время войны крест Богши бесследно пропал. Его искали, но безуспешно. В 1992 году было принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым был изготовлен точно такой же крест, который был освящён в Свято-Симеоновском соборе Бреста, а потом торжественно доставлен в Спасо-Евфросиньевский монастырь. В 1167 году, на исходе своей жизни, при большом скоплении народа Ефросинья объявила, что отправляется в Иерусалим. Многие плакали, словно чувствовали, что уже не увидят игуменью. Обоз с паломниками двигался медленно, по несколько десятков километров в день. Князья и другие властители земель, по которым проходила Евфросинья, принимали её с большими почестями. Повстречалась игуменья и с самим императором Византии Мануилом Комнином. Император, несмотря на войну с венграми, принял Евфросинию с почётом и помог добраться до Царьграда, где Евфросиния и её спутники посетили Софийский собор. Достигнув Иерусалима и посетив святые места, Евфросиния умерла.

После монголо-татарского нашествия белорусские и украинские земли Киевской Руси попали в зависимость от языческой Литвы, а затем и от католической Польши.

Долгие столетия православные русские люди вели борьбу за свои права и свободы – вспыхивало множество восстаний, Речь Посполитую сотрясали гражданские войны... Но даже в самые сложные времена продолжали развиваться культура, наука и искусство. Самым ярким просветителем средневековой эпохи в белорусской истории стал Франциск Скорина, который был очень одарённой личностью с поистине энциклопедическими познаниями. Он во многом стал нашим первопроходцем, положив начало восточнославянскому и белорусскому книгопечатанию. Скорина также занимался философией, наукой, просветительством, медициной, поэзией. Он хотел приобщить к знаниям и своих земляков – печатная книга открывала для этого гораздо более широкие возможности, чем рукописная. Первую свою книгу Скорина издал 6 августа 1517 года, а всего за три года до 1519-го он отпечатал 23 книги под общим названием «Библия руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, Богу ко чти и людем посполитым к доброму научению». Книги, изданные Скориной, оказали огромное влияние на белорусское и в целом русское книгопечатание. В первопечатных московских книгах 1564 года зримо влияния шрифтов Скорины. Используя элементы белорусского наречия, Скорина заложил основы для формирования письменного языка Западной Руси.

Несмотря на разделённость с Московским государством Западная Русь долго играла важную роль в общероссийской истории, науке и культуре. В Полоцке вела активную деятельность Братская православная школа, чья история неразрывно связана с именем известного белорусского философа, просветителя, писателя и монаха Симеона Полоцкого (Самуила Емельяновича Петровского-Ситниановича). В родном городе будущий монах Симеон получил начальное образование, а затем учился уже с 1637 по 1651 год в Киево-Могилянской коллегии, которая в то время была крупнейшим и главным православным центром гуманитарного и богословского образования.

В 1653 году знаменитый полочанин, завершив образование, возвратился в Полоцк и, приняв монашество, стал дидаскалом (учителем) в Богоявленской братской православной школе.

Начавшееся восстание Богдана Хмельницкого вовлекало в освободительную войну украинского и белорусского народов всё более широкие слои населения. Откликнувшись на призыв единоверцев, царь Алексей Михайлович вступил в войну с Речью Посполитой на стороне Малой и Белой Руси, защищая украинцев и белорусов.

Когда во время этой войны русская армия вошла в Полоцк, Симеон торжественно встречал войска единоверцев вместе со своими учениками и написал знаменитые «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк пресветлого благочестивого и христолюбивого государя Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самедержцы»: «А днесь послал нам царя, который выбавил з недоли народ руский, потвары избавил. Царствуй же многа лета, правоверный царю, личы часто трыумфы з божиего дарю».

В это же время Симеон Полоцкий много работал в театре, ставил комедии, в которых высмеивал жадность, лживость, лень. Каждый такой спектакль был праздником для полочан.

Многие белорусы, не желая вновь становиться подданными польских королей, в поисках лучшей доли начали переселяться в Россию. Белорусы были образованными и мастеровитыми людьми, знавшими разные ремёсла, поэтому российские власти всячески поддерживали такое переселение.

В 1667 году был заключён Андрусовский мир, по которому к Царству Русскому отходила левобережная Украина. Но правобережные украинские земли и Белая Русь остались под властью Речи Посполитой. До воссоединения белорусов с Россией оставалось ещё больше века.

Свою первую поездку в Москву Симеон Полоцкий совершил ещё в 1660 году. Он удостоился приёма у царя Алексея Михайловича в Кремле, читал ему свои стихи и произвёл на российского самодержца очень хорошее впечатление. Алексей Михайлович не забыл о талантливом монахе-преподавателе, в 1664 году пригласил его в Москву и через некоторое время поручил Симеону Полоцкому воспитание своих детей – Фёдора и будущего Петра Первого. С появлением Симеона Полоцкого в Москве второе рождение получило искусство проповеди. В российской столице не было таких ярких и образованных богословов, поэтому вместо проповедей читали тексты книг. А Симеон написал свыше 200 проповедей, затрагивающих те или иные проблемы его современников.

В 1678 году при царском дворе достославный Симеон Полоцкий, как теперь его именовали многие в Москве, организовал типографию. Первой изданной им книгой был «Букварь языка словенского» - образование и просвещение неграмотных людей Симеон Полоцкий считал главной целью своей жизни. Книги Симеона Полоцкого оформлял знаменитый русский иконописец и художник Симон Ушаков, которого считают последним великим древнерусским иконописцем. Он был автором убранства и росписи Грановитой палаты, Архангельского и Успенского соборов Кремля. Творческий союз двух великих людей продолжался долгие годы.

В 1679 году Симеон составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии, мечтая об учебном заведении по примеру Киево-Могилянской академии. Этот проект намного опередил своё время. Но задуманному белорусским просветителем и русским царём не суждено было исполниться - в 1680 году Симеон Полоцкий умер. Его с почестями похоронили в Заиконоспасском монастыре. Все свои сбережения Симеон завещал полочанам.

По желанию царя Фёдора Алексеевича в 1680 году была издана книга Симеона Полоцого «Рифмованная псалтирь», украшенная гравюрами, исполненными Афанасием Трухменским по рисункам Симона Ушакова.

А в белорусских землях наступали тяжёлые времена. 26 августа 1696 года польско-литовская шляхта постановлением всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой вынесла запрет на использование русского (белорусского) языка в качестве государственного и литературного: «pisarz powinien po polsku, a nie po rusku pisac» («писарь должен по-польски, а не по-русски писать»).

И лишь после воссоединения белорусских и украинских земель с Россией после трёх разделов Речи Посполитой в конце XVIII века белорусский народ получил долгожданное национальное и религиозное освобождение.

Длительное существование в условиях католической экспансии и польского владычества привело к тому, что на Белой Руси сложилась своеобразная, уникальная православная архитектура, соединяющая в себе как русское, так и европейское храмовое строительство. Храмы переходили из рук в руки, меняли конфессиональную принадлежность, поэтому сегодня не всегда издали просто определить, православный храм открылся перед взглядом, или католический. Для Белоруссии вполне типичны и обычны соборы и церкви с двуглавым фасадом, когда к храму примыкают или чаще встраиваются в него две колокольни, а не одна. Типичным примером является полоцкий Софийский собор, о котором говорилось выше. Как и царьградскую Софию, этот храм ожидала непростая судьба. Собор переходил в руки униатов, взрывался, перестраивался. Снаружи храм выполнен в стиле барокко, имеет фронтон из двух колоколен, внутреннее убранство составляют деревянные скульптуры. В соборе установлен орган. Так древнейший православный храм Белоруссии стал музеем с совсем неправославным убранством.

Значительные изменения в православной архитектуре произошли после вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского. При сохранении крестово-купольного строительства всё больше чувствуется влияние готики и ренессанса. Начинают возводиться базилики. Это напрямую связано с теми изменениями, которые начинают происходить на западнорусских землях. Старинные княжеские и боярские роды пока придерживаются православия, но под влиянием господствовавшей католической литовской аристократии всё больше стремятся даже при построении храмов в своих землях соответствовать новым модным архитектурным европейским традициям.

Средневековье, ставшее для Белой Руси чередой бесконечных войн, породило совершенно особенный архитектурный стиль. Поскольку нападения врагов можно было ожидать в любое время, даже храмы стали приобретать черты небольших замков и крепостей. В этих церквях-крепостях чувствовалось сильное влияние готики и ренессанса. Наиболее знаменитыми, дошедшими до наших дней почти в первоначальном виде стали церкви в Сынковичах и Мурованке Зельвенского и Щучинского района Гродненской области.

В 1772, 1793 и 1795 годах с Россией, наконец, воссоединились белорусские и украинские земли Речи Посполитой, которая переживала глубокий упадок.

Постепенно позиции православия начали восстанавливаться, встал вопрос о возвращении и передаче большинству православного населения белорусских земель ряда костёлов и униатских церквей.

Это был акт исторической справедливости – столетиями православные, составляя большинство населения Белоруссии, испытывали гнёт со стороны католических властей Речи Посполитой и Великого княжества Литовского. С целью решить эту проблему, а также определить пути дальнейшего строительства православных храмов в Белоруссии Синодом Русской православной церкви в Белоруссию направлялись архитекторы. В дальнейшем при строительстве уже новых православных храмов придерживались византийского стиля (Крестовоздвиженский собор Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке) и русского стиля. В такой же традиции построено и большинство современных православных храмов в Белоруссии.

В советский период было разрушено большинство православных храмов, закрыты почти все приходы. Но всё же православие выстояло, и сегодня Белорусский экзархат Русской православной церкви объединяет 1 567 религиозных общин, 11 епархий, 6 духовных учебных заведений, 34 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действует 1 348 православных храмов, еще 156 строятся.

Сегодня православная церковь в Белоруссии имеет значительный авторитет и влияние. В последнее время белорусское государство и православная церковь провели ряд совместных мероприятий. С 22 по 24 мая 2013 года в Минске прошли XIX Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, приуроченные к 1150-летию славянской азбуки. 6-7 июня, также в Минске - Международная научно-практическая конференция «Крещение Руси в судьбах Белоруссии, России и Украины: выбор цивилизационного пути».

На последней конференции известный белорусский философ Лев Криштапович внёс предложение об учреждении в Белоруссии 28 июля национального праздника «День Крещения Руси», отмечаемого в России и на Украине.

Предложение было поддержано делегатами конференции – как представителями православного клира, так и научной общественностью Белоруссии, в том числе и председательствующим на конференции академиком А. Коваленей. В настоящее время в экзархате и синоде БПЦ уточняются формулировки официального обращения к органам государственной власти Белоруссии.

Объявление 28 июля в Белоруссии «Днём Крещения Руси» может стать кульминацией торжеств 24-30 июля 2013 года. Для участия в праздновании 1025-летия Крещения Руси прибудут главы Русской православной церкви, Белорусской и Украинской православных церквей (Московского патриархата), а также Патриарх Константинопольский (Вселенский) Варфоломей.

Понимают значение этого праздника и власти. Так, 27 июня 2013 года президент А. Лукашенко, принимая верительные грамоты у ряда назначенных дипломатов, в беседе с новым украинским послом М. Ежелем выразил убеждение, что Россия, Белоруссия и Украина должны провести торжества на высоком уровне и максимально использовать их для укрепления единства между нашими народами. 24 июня 2013 года А. Лукашенко встречался с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, где также обсуждалась эта проблема.

В Белоруссии для организации торжеств создан во главе с вице-премьером А. Тозиком оргкомитет, в состав которого вошли представители белорусского руководства и три архиерея.

Предстоящие торжества, посвящённые 1025-летию Крещения Руси и общерусскому национально-религиозному и культурному единству важны ещё и в связи с тем, что в Белоруссии, как и на Украине, не все, к сожалению, считают такое единство национальной ценностью, которое нужно всемерно беречь и сохранять.

В недрах Белорусского экзархата РПЦ есть и такие представители духовенства, кто не прочь порассуждать о необходимости расширения использования белорусского языка в богослужениях и проповедях вместо церковнославянского, о потенциальной автономии и даже автокефалии Белорусской православной церкви. В обществе есть поборники возрождения униатства.

Но духовное единство Русской земли сберегалось и передавалось из поколения в поколения, оно давно выстрадано нашим народом. Думается, что торжества, посвящённые 1025-летию Крещения Руси, убедительно это продемонстрируют и станут важным вкладом в восстановление нашего цивилизационного пространства, нашего общего большого Русского мира, Святой Руси… 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.